Взаимосвязь речевого и физического развития ребенка
Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)
Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития, считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.
Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи, физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.
Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.
Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры.
Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей, так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением.
Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.
Источник
Инструктор по физической культуре
Мокшина И.В.
ДОКЛАД
Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры – необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности – это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:
– Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;
– Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;
– Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;
– Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
Содержание практической деятельности.
1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;
2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;
3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;
4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;
5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;
6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
Формы физкультурно – речевой работы.
Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется | ||
Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего | ||
Слова и заклички в п/и | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. | ||
Стихи на спортивнуютему | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений | ||
Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов | ||
Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: – «Знаете ли вы такую игру?»; – «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; – «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности | ||
Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса | ||
Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух!» Наклоны: «Часики, тик-так» и др. | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения | ||
Виды расчета при построении | «На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения | ||
Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах | ||
Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра-забава «Моё тело» | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. | ||
Ритмическая, пальчиковая гимнастика | Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева» Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». | Развитие ритма и мелкой моторики рук | ||
Упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции | ||
Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:
– Способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;
– в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
– расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
– эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.
Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.
Литература:
1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
4. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 – 44.
5. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
6. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
Источник
Паспорт
педагогического проекта
Образовательная область: «Физическая культура»
Тема:
«Взаимосвязь процессов физического воспитания
и развития речи детей дошкольного возраста»
Тип проекта:
среднесрочный (декабрь-март)
Возраст детей: 1,5-7 лет
Участники проекта: инструктор по физической культуре Морозова Т.Н. , учитель -логопед Чечельницкая М.М.
Актуальность:
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры – необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста определил актуальность данного проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».
Проблема (гипотеза):
Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.
Цель:
Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.
2. Разработать план–проект развития связной речи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.
4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).
5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность), физкультурных НОДов с участием родителей.
Формы речевой работы с детьми:
N | Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется | |
1 | Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего | |
2 | Слова–заклички в подвижных играх | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. | |
3 | Стихи на спортивную тематику | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений | |
4 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов | |
5 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: – «Знаете ли вы такую игру?»; – «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; – «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности | |
6 | Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса | |
7 | Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух!» Повороты: «Часики, тик-так» и др. | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников | |
8 | Различные виды расчета при построении | «На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников | |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах | |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. | |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика | Ритмическая гимнастика: Упражнения для развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия,слоговой структуры слова– «Звуки на прогулке», « Язычок в зоопарке», « Пальчики игают» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики « Домашние и дикие животные». | Развитие ритма и мелкой моторики рук | |
12 | Упражнения на развитие фонематического воспритятия | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и лошадка». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции | |
13 | Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
Формы работы с родителями:
Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
Анализ ресурсов:
- Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
- Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
- Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
- Картотека «Игровых зарядок».
- Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
План работы над проектом:
N | Мероприятия | Сроки |
1 | Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения | Ноябрь |
2 | Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу | Ноябрь (1,2 неделя месяца) |
4 | Организация и проведение во всех возрастных группах:
С применением различных форм речевой деятельности | ноябрь (3,4 неделя месяца) – Апрель) |
5 | Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок» и пр. Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания. | ноябрь-март |
6 | Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.). | Январь (4 неделя) – Ст.гр, Подг.гр. Февраль (3неделя Ср.гр, Ст.гр,Подг.гр) Март (1Мл.гр, 2 Мл.гр) |
Источник