Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук ребенка
“Взаимосвязь развития мелкой
моторики рук и речи”
Описание работы. Работая логопедом я убедилась, что у детей при ряде речевых нарушений выражена в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения движений пальцев рук. Поэтому развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук я в своей работе уделяю особое внимание.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Что такое органы речи? Кто – то называет язык, голосовые связки и т.д. Главный орган речи – мозг. Речь – не подарок природы. Есть только предпосылки для ее развития при благоприятных условиях (отсутствие патологий и сохранный интеллект), а дальше многое зависит от социальной среды, от того, насколько ответственно относятся к развитию ребенка окружающие его взрослые.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка, любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отражается на его поведении в различных видах его деятельности.
Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Таким образом «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ( М.М. Кольцова).
Формирование и совершенствование общих движений, тонкой моторики пальцев рук – одна из составляющих частей комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия.
Для успешной коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо создать предметно-игровую среду, а именно:
– мозаики различной конфигурации;
– пазлы;
– Пирамидки и матрешки;
– игры шнуровки;
– игры на застегивание, расстегивание кнопок, пуговиц;
– волчки;
– мячи разного диаметра материала;
– счетные палочки;
– набор геометрических фигур;
– лего (разной величины);
– конструкторы;
– «чудесный мешочек»;
– альбом для штриховки;
– трафареты с геометрическими фигурами;
– трафареты с фигурами, согласно лексическим темам;
– книжки раскраски;
– фасоль, бусы, шишки, мелкие игрушки;
-простой и цветные карандаши;
– фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки;
– ножницы;
– цветная бумага, картон;
– тетрадь в крупную клетку.
Очень важной частью в развитии мелкой моторики является «Пальчиковые игры» – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. «Пальчиковые игры» включаю в утреннюю артикуляционную гимнастику, вводную часть занятия, физминутки. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Они увлекательны и способствуют развитию речи, чувства ритма, творческой деятельности и концентрировании внимания.
В современной действительности использовала пальчиковый театр, театр «Рукавичка», игры соревнования; «Веселый волчок», «Мотальщики» (наматывание тонкой проволоки на палочку), «Кто быстрее соберет» (собрать рассыпанные предметы – бусы, фасоль, камешки, пуговицы), игры –пантомимы, во время которых дети молча изображают разные действия, изображают походку разных животных, действия людей разных профессий. Разыгрывала с детьми пантомимы по содержанию сказки, стихотворения. В играх ребенок перевоплощается, развивает фантазию, находится в движении. Интересные игры отвлекают внимание детей от психологических трудностей, возникших при речевых контактах. Игра способствует созданию ситуаций,
В которых ребенок чувствует себя расслабленно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые, моторные навыки.
В свободной деятельности дети занимаются конструктором, мозаикой, кубиками, лего, играми с песком и водой, с природным и бросовым материалом, нанизыванием бус разного размера, пуговиц, плетением ковриков, шнуровкой, застежками. Это способствует развитию ручной умелости.
«Пальчиковые игры» существовали у разных народов с давних времен. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь от чего – либо, найти контакт с любым ребенком.
Физминутки, «пальчиковые игры» использую для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. С помощью потешек и других стихотворных текстов, которые сопровождают движения детей, развиваю из речь: формирую слоговую структуру слова, автоматизирую произносимые звуки, обогащаю и активизирую словарь, совершенствую связную речь, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая образами, более выразительна и доступна пониманию детям. Стихотворение форма подачи материала имеют соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Первое время дети повторяют только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребление различных грамматических форм и т.п. Позже ребенок стремиться самостоятельно озвучить свои действия .
Нет необходимости разучивать с детьми стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений. Дети довольно быстро начинают связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. В несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.
Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики детей – это залог их будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т.д.). А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. «Пальчиковые игры» – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания. Поначалу детский взгляд притягивают движения. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, владеющие «пальчиковыми играми», легче овладевают динамикой жеста, более раскованные, коммуникативные.
«Пальчиковые игры» – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими, математическими понятиями: вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче, больше – меньше и т.п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому наглядны и доступны детям.
«Пальчиковые игры я разделила на три блока.
В первом блоке подобраны фигуры , которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Пальчиковые игры подбираю по принципу от простого к сложному согласно лексическим темам. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигуры, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурами , на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихами для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Третий блок – игры с мячом.
Вывод: Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют быстрому овладению правильного произношения звуков при обучении элементам письма дети более уверенные, ровнее держат строчку, лучше справляются с программными требованиями по изодеятельности. Игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет мобилизовать внимание детей. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Таким образом, включение упражнений, игр на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
2. Совершенствовать психические процессы (внимание, память, воображение), тесно связанные с речью.
3. Облегчить усвоение навыков письма будущих школьников
“Взаимосвязь развития мелкой
моторики рук и речи”
подготовила:
учитель-логопед
Астраханцева А.М.
Источник
Связь мелкой моторики с речевыми функциями.
Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японские врачи создали оздоровительную методику воздействия на руки. Ими было установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Японцами широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее, тонизирующее и, главное, развивающее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае, как взрослые, так и дети любят упражнения с каменными и металлическими шарами. Такие упражнения улучшают память, умственные способности человека, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Отечественные физиологи также подтверждают связь развития мозга с развитием мелкой моторики руки. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка.
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.
Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками. Также вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания.
Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так, обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего чада. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя!
Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается тесный контакт с малышом. Затем вызывается у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже и простым звукоподражаниям и словам! Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития малыша. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка!
Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, постепенно предлагать для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности!
Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.
Таким образом, чем раньше родители уделят внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Поэтому очень важно получить советы специалиста в первые годы жизни малыша и помочь ему стать полноправным членом человеческого общества!
Источник
Елена Брежнева
Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
Брежнева Е. А.
воспитатель высшей категории
МАДОУ «ДС № 476 г. Челябинска»
Калининский район
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различныеручные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движением пальцев рук и области, “отвечающие” за движение органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) “тревожат” и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Ребенок дошкольного возраста может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти ему в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного “хода” руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить- ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.
Анализ литературы позволил выявить нам, развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием
“Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский отмечал: “Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческих мыслей”.Это совершенно справедливо,ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Как писал физиолог И. И.Павлов:”Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика – основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Севик выделяет шесть групп факторов – умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики.
1. Ловкость пальцев;
2. Выполнение прицельных движений;
3. Психомоторная устойчивость;
4. Зрительно – моторная координация;
5. Зрительное восприятие формы и изображений;
6. Интеллект.
В вопросах подготовки ребенка к школе вообще и к овладению письмом в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется не важным или не существенным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.
Исходя из этого,была определена цель работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности (в частности через работу с бисером)
В своей работе поставлены следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза. гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной,используя следующие формы работы:
– совместная деятельность воспитателя с детьми;
– индивидуальная работа с детьми;
– свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторикирук и координации движений мною было использованы разные методы и приемы работы:
1.Пальчиковый игротренинг :
-массаж кистей рук
-пальчиковая гимнастика, физкультминутки
-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
-пальчиковый театр
-театр теней
2.Использование элементов ТРИЗ:
-лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
-конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
-различные виды аппликаций
3. Развитие графической моторики:
-рисование по трафаретам
-штриховка
-дорисовка (по принципу симметрии)
-лабиринты
-графические диктанты
4.Дидактические игры:
-шнуровка М. Монтессори
-игры с мелкими предметами
-пазлы, мозаика
Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремесел. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Появившийся у девочек интерес к модным фенечкам и мое увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направление кружковой работы, такой вид рукоделия, как плетение из бисера.
По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку,нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей. Кроме того,занятия с бисером:
• способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
• знакомят с особенностями художественного языка;
• развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
• развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
• способствуют обогащению словаря
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, пасхальные яйца, украшенные бисером, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе, а на 8-е Марта подарить цветы из бисера маме.
Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.
В группе выделили и оформили уголок “Мастерилка”,где расположили весь необходимый материал и инструменты:
• бисер,
• бусины, разнообразные по форме, цвету, материалу.
• стеклярус
• проволока медная гибкая (диаметр – 0,28 – 0,32 мм)
• гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей.
• клей ПВА
• ножницы
• леска разной толщины
Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и для педагогов.
Таким образом, чтобы результат был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Источник