Взаимосвязь психологии и педагогики в развитии ребенка

Взаимосвязь психологии и педагогики в развитии ребенка thumbnail

Место педагогики и психологии в системе наук

Определение 1

Педагогическая психология – это наука, которая разрабатывает психологические основы обучения и занимается изучением психических явлений, возникающих в условиях осуществления целенаправленного педагогического процесса.

Психология и педагогика относятся к аксиологическим наукам. Само название аксеологические переводится с греческого как ценностные. Основная часть аксиологических наук занимается изучением общества, т.е. социума, поэтому получила название социальные науки.

Что касается педагогики и психологии, то в них преобладающей является личностная ориентация – в этом плане они будут отличаться от других аксиологических наук.

Любая отрасль науки включает в себя ещё целую группу наук, так, например, различают 10 групп психологических наук:

  1. общую психологию, психологию личности, историю психологии;
  2. психофизиологию;
  3. психологию труда, эргономику, инженерную психологию;
  4. медицинскую психологию;
  5. социальную психологию;
  6. юридическую психологию;
  7. педагогическую психологию;
  8. коррекционную психологию;
  9. политическую психологию;
  10. психологию развития, акмеологию.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Надо сказать, что для российской номенклатуры характерно обилие «двойных» наук, например, педагогическая и медицинская психология. Как наука, психология на самом деле состоит из целого ряда групп психологических наук. Все группы психологических наук представляют собой единство проблемного и интерпретационного ряда теорий.

В соответствии с российской номенклатурой педагогика включает 6 групп наук:

  1. общую педагогику, историю педагогики и образования;
  2. теорию и методику обучения и воспитания;
  3. коррекционную педагогику;
  4. теорию и методику физического воспитания;
  5. теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности;
  6. теорию и методику профессионального образования.

Существующие характеристики научного знания определений отдельных наук, групп наук, отраслей наук, систем наук, к сожалению, не дают. Внести в классификацию какую-то определенную ясность позволяет теория концептуальных переходов. Теория – это комплекс концептов, объединенных трансдукцией.

Отдельная наука – это единство соответствующего проблемного и интерпретационного ряда теорий.

Отрасль наук – это комплексы знания, связанные концептуально-символической связью друг с другом.

Группа наук – это совокупность отдельных наук. Эти отдельны науки могут включаться и друг в друга, и в отдельную науку данной отрасли.

Если говорить о системе наук, то это будет целостное образование, где компонентами выступают концепты, теории, отдельные науки, группы наук, отрасли наук.

При использовании выражения «современная наука» имеют в виду «современную систему наук».

Замечание 1

Таким образом, психология и педагогика, характеризующиеся личностной ориентацией – это две своеобразные отрасли аксиологических наук. Как отрасли науки они состоят из концепций, теорий, отдельных наук и групп наук, а с другими научными отраслями они связаны концептуально-символическими связями.

Система связей психологии и педагогики с другими науками

Психология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии.

К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие.

К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования.

Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания.

Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки.

Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека.

Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом.

Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук.

Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации.

Читайте также:  Что купить ребенку для развития мелкой моторики

Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений.

Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации.

Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности.

В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека.

Педагогическая психология

Определение 2

Педагогическая психология занимается изучением фактов, механизмов, закономерностей освоения человеком социокультурного опыта.

Она занимается изучением закономерностей личностного и интеллектуального развития ребенка, который выступает как субъект педагогической деятельности.

Если говорить в общем, то педагогическая психология изучает психологические аспекты управления образовательным процессом.

Для педагогической психологии характерны проблемы:

  • соотнесение обучения и развития;
  • соотнесение обучения и воспитания;
  • сенситивные периоды развития в процессе обучения;
  • работа с одаренными детьми;
  • проблема готовности ребенка к обучению в школе.

Замечание 2

Отсюда следует, что педагогическая психология должна решить свою основную задачу – выявить, изучить, описать психологические особенности и закономерности, которые управляют интеллектуальным и личностным развитием ребенка.

Структура данного научного направления будет состоять из психологии обучения, психологии воспитания, психологии самого педагога.

Опорой педагогики и психологии является знание о психике человека и особенностях его психического развития.

Поскольку психологические знания широко применяются в целях педагогики, то связь между этими науками естественна.

Новой производной от этих наук является педагогика индивидуальности. Задача новой науки состоит в раскрытии способов применения психологических знаний человеком к своему психическому здоровью и профессиональной деятельности.

Психологические методы воздействия на человека решают базовые педагогические задачи, которые по мнению многих ученых являются перспективными.

Чему обучать современных школьников, какая информация должна быть отобрана для учебников, как эффективно выстраивать педагогическую деятельность – это те проблемы, которые должны быть решены с учетом психологических знаний.

Замечание 3

Таким образом, педагогика, изучающая человека, находится на стыке с психологией и активно взаимодействует с другими науками.

Источник

Эти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. “Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить” [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д.

Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин “педагогическая психология ” в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

Педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Читайте также:  Особенности физического развития у ребенка 3 го года жизни

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку – педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики . Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики , общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Страницы: 1 2

Психогенные сексуальные расстройства.

Функциональные половые расстройства (один из почти обязательных компонентов депрессии) встречаются в структуре невротических состояний гораздо чаще, чем принято думать. Заметное снижение потенции не случайно рассматривают как чуть ли не в …

Межличностные эмоциональные отношения и их виды

Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.
Воспитание детей и семейные отношения основан …

Значение игры как
ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника

В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры.
Ведущим видом деятельности …

Источник

Для начала поразмышляем об общности и своеобразии психологии и педагогики, а значит, и о необходимости их изучения, т.е., в сущности, “перевода” объективных постулатов и положений науки в субъективное знание. (Обо всем этом ниже у нас речь пойдет, естественно, подробнее, в той или иной конкретной связи, а пока – несколько принципиальных позиций.) Общее для обеих наук – их объект: человек в характерных проявлениях его важнейших личностных и социальных сущностей. Особенное в этом сложном объекте, чем занята психология, – его внутренний мир, предметом же выступают закономерности развития и проявления восприятия этого мира, психические процессы, душевный склад. Объектом педагогики являются отношения человека с внешним для него миром, предметом – процессы формирования активного отношения к окружающему миру, его познанию и преобразованию. При этом и психология, и педагогика интегрируют в себе определенную область науки (закономерности развития явлений и процессов) и практики (воплощение этих закономерностей в реальном опыте), но демонстрируют и определенную близость, например, диагностических технологий и методов изучения различных сторон жизни личности и сообществ; близость, объективно отражающую общность некоторых сторон объектов и предметов, а соответственно психологии и педагогики. Своеобразной зоной такой объективности оказываются многие важнейшие феномены: процессы, развитие, человеческий фактор в различных видах деятельности, взаимодействие, взаимовлияние и др.

Психологическая наука и практика связана с изучением и ориентацией души (душевЕдение и душеведЕние), т.е. факторов и процессов, делающих человека индивидуальностью: его мышления, рефлексии, чувств, иными словами, – психической субстанции жизнедеятельности. Педагогика изучает и ориентирует прежде всего образование – обучение, воспитание, развитие человека в соответствии с принятыми в обществе образцами. В сущности, речь идет, повторим, о внешних проявлениях внутреннего мира. Общим объектом обеих наук выступает человек среди людей как субъект и объект своей и их деятельности, отношений и общения. Именно этим общим определяется необходимость взаимосвязи психологии и педагогики – разных и своеобразных сфер научного знания и практического действия. Такая взаимосвязь обеспечивает базу и создает предпосылки для разворачивания процессов человекообразования, взаимообогащения изучающих его наук.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка после 5 лет

Особенно важно специально выделить такой фактор развития и предмет внимания психологии и педагогики, как разносторонняя активность самого изучаемого и формируемого человека. Для ее осуществления необходимо широкое и многоплановое пространство: предметное и социокультурное, духовное и нравственное, семейное и профессиональное. Своеобразие каждого из них, стихийного или целенаправленно создаваемого, как и его психологопедагогические возможности и их изучение, констатация и использование, сделало такие пространства объектом и предметом целого ряда конкретных отраслей и направлений науки. В частности, в педагогике – это общая педагогика, рассматривающая основные теоретические и методологические аспекты науки, ее понятийный аппарат, теоретические аспекты дидактики, теории воспитания, педагогического менеджмента, их прикладные возможности; история педагогики, размышляющая о становлении и судьбах педагогических учений, концепциях и деятельности выдающихся педагогов прошлого; сравнительная педагогика, анализирующая идеи и опыт зарубежных педагогов.

В то же время сложились и определенные направления внутри рассматриваемых наук, выделившиеся на общей для каждой теоретико-методологической основе в их отраслях как ответ на самые разнообразные общественные и собственно научно-методические потребности практики. Понятно, что развитие разных направлений есть свидетельство стратегической важности накопленного и накапливаемого научного и практического опыта. В психологии такая общая основа просматривается и в отражении человеком объективной реальности в ощущениях и восприятии, понятиях и чувствах, иных феноменах психики и в разнообразнейших проявлениях активности субъекта. Поэтому возникли и развиваются такие отрасли, как медицинская психология, психология профессиональной деятельности, детская, социальная, возрастная психология и т.д. В свою очередь, в педагогике – столь же сложные по изучаемому пространству (образование – обучение, воспитание, развитие человека) направления, как семейная и профессиональная, социальная и производственная педагогика, а также, скажем, театральная и музейная, педагогика менеджмента и спортивная педагогика и др. На книжном развале можно встретить и “Педагогику командирской требовательности”[1]. Есть и “Неопознанная педагогика” (А. М. Цирульников) – о факторах неофициально-житейских, не претендующих быть педагогическими, но таковыми являющихся, причем эффективно. И у каждого из приведенных направлений сложились основанные на общенаучных положениях свои подходы, концептуальные позиции, организационно-методические материалы, взаимосвязи с другими направлениями.

Приведенные факты – живое, динамичное свидетельство как широкой востребованности психологии и педагогики, их значительного прикладного потенциала, так, безусловно, и серьезного изучения психических явлений и процессов, вопросов обучения и воспитания. Характерно, что сами “главные” науки не только связаны одна с другой, но и создают очень интересные “встречные” макроотрасли. Таковы и традиционная педагогическая психология, и даже психологическая педагогика (В. П. Зинченко), или психопедагогика (С. Д. Поляков). Возникают, вызывая интерес у ученых и востребованность у практиков, и новые по сути своей психолого-педагогические направления, например юногогика (М. И. Рожков) как ответ на появление социально-педагогической специализации “организатор работы с молодежью”.

В целом есть основания констатировать наличие и продуктивность взаимосвязей рассматриваемых наук. С одной стороны, разветвленность психологии и педагогики оказывается ответом на многообразие личных и общественных потребностей людей. С другой стороны, процесс удовлетворения этих потребностей, изучение, обобщение и оценка его результатов дают основания и материал для дальнейшего развития отраслей, направлений, равно как и в целом психологии и педагогики, взаимообогащения их теоретических основ и практики.

Учитывая сказанное, вряд ли необходимо кого-то убеждать в существенной значимости психолого-педагогических знаний и умений для любого специалиста: они, в том или ином качестве и степени, объективно и неизменно присутствуют как в его повседневной профессиональной деятельности, которая всегда связана с работой, взаимодействием с другими людьми, так и в личностном развитии, в том числе образовании, не говоря уже о быте и взаимоотношениях в семье, связях с социальной средой. Было бы несправедливо игнорировать и значение для самих этих наук взаимосвязей с таким объектом исследования, как человек. Именно человек, его быт и нравы, мотивы и ценности, его прошлое, настоящее и закладываемое ими будущее, его деятельность, отношения и общение, его потребности актуализируют, побуждают обращение наук к выявлению и поискам вариантов решения возникающих проблем, к тому, чтобы пробудить внимание людей, их желание и умение обращаться к научным данным и рекомендациям в своей, в чем-то всегда непростой повседневной реальности. Будущему и действующему специалисту остается “всего лишь” многое изучить, понять и творчески применять в своей жизни.

Источник