Взаимосвязь психического развития ребенка и игровой деятельности
Роль игры в психическом развитии ребёнка
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.
Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.
В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, шпомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного) возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета,—он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмету. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить, о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Пера может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.Влияние игры на развитие функции речи. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних’ предметов другими.
Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; икониче-ские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет — его знак — его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).Рефлексия. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой как хорошо исполняющий свою роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Источник
Оксана Шарапова
Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста
Описание опыта работы
воспитателя МКДОУ ДС №15 «Сказка» с. Высоцкое
Шараповой Оксаны Сергеевны
по теме:
«Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста»
г. Светлоград, 2016г.
Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год,вступившая в силу 2 сентября 1990 гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание условий общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно,что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, искусствоведов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости.
В. А. Сухомлинский.
В своей работе руководствовалась следующими принципами:
Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.
Рефлексивного поведения.
Ориентации на гуманистический характер игр.
Соотношения в игре управления и самоуправления.
Свою работу я начала с анализа Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На первом этапе работы по направлению важно было скорректировать систему работы.Изучив издания авторов:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. ,- // Дошкольная педагогика. – 2010 №2
Ребёнок в детском саду №3 2014
Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. –М.: Педагогика 2011, – 144с
Периодичные издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в д/с», «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольная педагогика»,разработала модель системы работы по теме: «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1, перспективное планирование деятельности детей осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Свою работу построила по следующим направлениям:
– Наблюдение за взаимоотношением детей до проведения работы, включающей игры;
– Создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
– Проведение системной работы по формированию положительных
взаимоотношений детей в процессе игры.
– Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования.
Цель моей работы – Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, содействовать накоплению игрового опыта у детей.
Задачи:
– Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;
– Определять уровень игровых навыков и умений детей;
– Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;
– Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;
– Обогащать речь детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх;
– Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;
Принципы построения педагогического процесса:
– Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.
– Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.
– Рефлексивного поведения.
– Ориентации на гуманистический характер игр.
– Соотношения в игре управления и самоуправления.
В процессе педагогической деятельности по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками и накоплению игрового опыта у детейиспользовала такие методы и приемы обучения:
1. Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций)
2. Словесные (чтение художественной литературы, беседы)
3. Практические (самостоятельная и совместная продуктивная деятельность)
Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использую игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Провожу с детьми дидактические игры, игры-упражнения, с целью развития внимания, логического мышления, памяти, воображения. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Организация «игрового часа»предусматривает творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово, что даёт ребёнку возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Приложение 2). Всё это повысило интерес детей к игре.
Большое внимание уделяю подвижным играм, играм, основанным на материале народного фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях. (Приложение 3).
В воспитании и всестороннем развитии детей, ведущее место занимают родители наших воспитанников.
Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развитияв нашем учреждении решается в следующих направлениях:
1. повышение педагогической культуры родителей, посредством использования педагогами новых форм работы с родителями;
2. вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
3. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах игровой деятельности ее внимании на психическое развитие ребёнка
Основными задачами при этом считаем:
1. максимальное объединение усилий МКДОУ и семьи для развития и воспитания детей;
2. повышение уровня педагогической компетенции родителей и лиц их замещающих;
3. поддержка уверенности родительской общественности в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями руководствовалась следующими принципами:
– доброжелательный стиль общения
– индивидуальный подход
– Сотрудничество, а не наставничество
– Динамичность
В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольнойпедагогике принято считать традиционными:
1.Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие групповые собрания.
3.Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Большой популярностью пользуются информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки,в которых предлагаю такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Развивающие игры», «Развивающие игры и упражнения для детей».Провожу устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена».
Совместно с родителями проводила развлечения, досуги,праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства». (Приложение 4).
В связи с внедрением ФГОС появляется преимущество во взаимодействии ДОУ с семьей, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, особенно в психическом развитии, что позволяет вести учет индивидуальности ребёнка. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое считают нужным.А это: укрепление внутрисемейных связей, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.
В процессе моих наблюдений я пришла к выводу, что игра дает возможность контролировать формирование психического развития у каждого ребенка.
Провела в группах опрос игровой деятельности детей за 2013 -2014 учебный год. Уровень обследования детей преддошкольного возраста по игровой деятельности на начало уч. г показал – 43%, итоговые показатели на конец уч. г. составили уже – 90%; результаты уровня обследования детей дошкольного возраста на начало уч. года составил – 57% по итогам на конец уч. года видна динамика роста, мы вышли на – 93%.(Приложение 5).
Таким образом, результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности.
Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным, влияющим на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Источник