Взаимосвязь музыкального воспитания обучения и развития ребенка

Взаимосвязь музыкального воспитания обучения и развития ребенка thumbnail
Лекции.Орг

МДК 02.05.Теория и методика музыкально воспитания с практикумом

Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития.

Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребенка. Нарушение постепенности процесса воспитания, излишества в том или ином виде музыкальной деятельности наносят порой неисправимый вред делу музыкального развития. Учет возрастных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития в том или ином возрасте.

За дошкольный период дети проходят огромный путь развития. Ребенок младшего дошкольного возраста с большим удовольствием включается в мир музыки: напевает, приплясывает, бегает. Но это еще не исполнение песни, пляски, а лишь частичное включение в данный процесс. Исполнение ребенка очень приблизительно. В основном музыка вызывает эмоционально-положительное состояние организма. Постепенно под воздействием взрослого у ребенка появляется опыт музыкальной деятельности. Формируется музыкальная память, следовательно возникает возможность обучаться. К четвертому году жизни у детей выявляется звуковысотная чувствительность, но голоса еще слабы и неразвиты, дыхание неорганизовано, слабо налажена координация между слухом и голосом. Дети плохо ориентируются в пространстве во время плясок и игр. Их практическая музыкальная деятельность пока еще очень скромна. Целенаправленный отбор педагогом музыкального материала, системность его подачи детям содействуют музыкальному развитию ребенка. В 5–6 лет ребенок уже сознательно воспринимает музыку. Налаживается координация голоса и слуха, дифференцируются слуховые ощущения. Систематические занятия пением, разучивание движений под музыку, слушание ее содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы – более прочными.

В результате систематического обучения у детей развиваются музыкальные и творческие способности, совершенствуются певческие и музыкально-ритмические навыки. Для более интенсивного музыкального развития детей необходимо применять разнообразные виды музыкальной деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приемы.

Музыкальное развитие – явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии. Происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний.

Музыкальное воспитание детей охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие личности, протекающее по ее внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне.

Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев показали, что центральная нервная система человека неодинаково реагирует на различную по своему характеру и средствам выразительности музыку. В одних случаях происходит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедление дыхания, в других возникает возбуждение или угнетенное состояние, смена настроений.

…Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную область подкорки головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод, между прочим, подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания обо всем прошлом опыте – печальные или радостные, в зависимости от характерамузыки (Анохин П.К. Ц Известия. 1963. 10 июля.).

Умелое использование музыки в различных процессах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние. Следовательно, особенности строения и функции центральной нервной системы – физиологическая предпосылка проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Музыкальные образы, эстетически воздействуя на ребенка, в то же время могут содействовать укреплению его нервной системы, вызывать радостные переживания.

Конечно, в зависимости от художественного, мыслительного или среднего типа высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову) музыка воспринимается детьми по-разному, но развитию подлежат даже такие особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, как подвижность нервных процессов и быстрота образования временных связей.

В любой исполнительской музыкальной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые анатомо-физиологические задатки. Для пения важно качество строения голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовых связок и т.д. Музыкальные задатки в виде слухового анализатора и голосового аппарата выполняют свою функцию очень наглядно… благодаря своеобразию сочетания нёба, связок и т.д. Одни безголосы, другие – прекрасные певцы. Но даже при наличии отдельных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос; функционирование моторно-двигательного аппарата также оказывает относительное влияние на его структуру – на строение тела ребенка, на его руку. Известны положительные результаты, достигаемые путем упражнений в танце, игре на инструментах, особенно в период, когда организм наиболее пластичен.

Итак, у каждого человека разнообразны сочетания внутренних органов и их функций, своеобразен путь их формирования. Но очевидна и их обусловленность внешними воздействиями (Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. С. 28.).

Движущими силами музыкального развития являются как воздействие воспитания и обучения, обстоятельства внешней жизни, так и качественные изменения в психических процессах, вызываемых музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и сформированности уровня способностей ребенок сам активно участвует в процессе развития. Оно происходит как замена старого новым, как многосоставный ряд “отрицаний”.

Процесс музыкального развития осуществляется не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Поэтому усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному.

Обращая внимание на важность изучения индивидуальных различий в процессе музыкального развития детей, Б.М. Теплов указывает: “Способность не существует иначе как в движении, в развитии… Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения” (Теплов П.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 61.).

Развитие ребенка происходит в процессе обучения различным видам деятельности в определенной последовательности. При подготовке к обучению педагогу необходимо ясно представлять себе как источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навыков, так и тот желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности.

Отсюда следует, что музыкальное развитие и обучение взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Обучение способствует развитию, но и развитие определяет успешность обучения.

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию. Следует подчеркнуть, что теория и методика музыкального воспитания детей рассматривают процесс музыкального развития с позиций педагогики и психологии и с опорой на теоретические основы эстетики. Такими основами являются положения, определяющие сущность музыкального искусства и его роль в жизни общества.

Единые принципы художественного освоения действительности конкретизируются в содержании и методах музыкального воспитания детей, учете их возрастных особенностей. В процессе музыкального воспитания, обучения и развития решаются основные задачи музыкального воспитания.

Дата добавления: 2015-10-20; просмотров: 2504 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Цели и задачи музыкального развития дошкольников

Определение целей и задач музыкального развития дошкольников

Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммуни­стические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека.

Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план.

В основе третьего варианта решения этой проблемы — гумани тарные ценности — понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога.

Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли:

■как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка; как цель изучения и (научения) анализа;

■ как Заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире» (Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем.

Заданная триада соответствует следующим образом ребенок а, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун):

■ ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства)     как объект манипуляции («мешок для программ», по словам Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»);

■ «у ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке.

Обобщая, выделим источники для постановки педагогических целей:

■ социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;

■ ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;

■ культура и человек как ее творец и творение.

Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.

Понимая музыкальное развитие как результат процесса музыкального  обучения, выделим его цели:

развитие музыкальности ребенка: эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей;

формирование основ музыкальной культуры: развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус);музыкального опыта; музыкальной грамотности;креативности ребенка.

Обобщая, отметим, что достижение этих целей возможно только через решение задач,связанных с созданием благоприятных педа­гогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова), для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка.

Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов XX в., в основу которой положены принципы гума­нистической философии, психологии и педагогики:признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка; создание условий для его развития.

Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моде­лью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь».

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понима­ются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются?

Сформировать — придать определенную, нужную форму, т.е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально при­сутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом струк­туры человеческого существа.

Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую но своей ироничности иллюстрацию такого воспитания: «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и начинаем воспитывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентироваться на воспитание нравственности. Специфика воспитания заключяетсяв воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М.Монтессори).

Соответственно, музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В.А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр.

Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (схема 1).

Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысло­вую основу развития, становясь ого факторами и средствами.

Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект.

К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для последующего развития человека:музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия:

■ повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов;

■ улучшаются психические процессы внимания, восприятия, за­поминания;

■ регулируются обменные процессы;

■ снижается уровень тревожности.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минут­ный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций.

Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки:

■ повышение уровня читательских, речевых навыков;

■ улучшение навыков решения временных и пространственных задач;

■ улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

Вместе с этими «выгодами» от занятие музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л.В. ШкоАяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.    Охарактеризуйте источники постановки целей музыкального образования дошкольников.

2.    Каково соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования?

3.    Охарактеризуйте потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника.

4.    Ответьте на вопрос Ю.Б.Алиева: «Зачем тебе, дошкольник, музыка?»

5.    Используя материал данного учебника (части II и III), составьте таблицу задач музыкального развития дошкольника на разных возрастных этапах в одном из видов музыкальной деятельности или в развитии его способностей.

6.    Изучите предложенную литературу. Выпишите цели и задачи музыкального образования, найдите то общее, что характерно для различных авторов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей [от дет­ского сада к начальной школе). Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Гогоберидзе А.Г., Деркунская6.Д.Теория и методика музыкаль­ного воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития де­тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2004.

Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Крит­ская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998.

Источник