Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физической культуры, правильного организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста.
«Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей»
Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов.
К ним в первую очередь относят постоянное увеличение объема и интенсивности нагрузки, преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловлена не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников : сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности .
Одно из направлений совершенствования системы образования – переход к непрерывности этого процесса. На наш взгляд существуют два основных подхода к решению проблемы.
Первый – количественный, предусматривающий расширение двигательной активности и снижение показателей заболеваемости детей посредством выделения дополнительных часов на физкультурные занятия и внедрение оздоровительных технологий, что возможно только за счет времени, отводимого на познавательную деятельность в рамках образовательного процесса, что приведет к ряду негативных последствий.
И второй – качественный, по нашему мнению наиболее приемлемый, может разрешить сложившиеся противоречия и в определенной степени решить отмеченную выше проблему – поиск новых научных направлений в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Одним из механизмов решения данной проблемы является интегрированный подход к организации занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.
Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников выводит на путь интеграции разных видов образовательной деятельности.
Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса – «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю» (Конфуций).
Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательнойдеятельности может осуществляться по нескольким направлениям:
Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми на других занятиях (развитие речи, математика и т. д.)
Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников.
Разработка и внедрение интегративных образовательных программ, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном учреждении.
Рассмотрим примеры интеграции физкультурных занятий и математики.
На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
Например: упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
Можно использовать Игры и эстафеты:
«Цифровой ряд»
«Сложи слово»
«Листопад»
«Мама и детёныш»
«Полезные продукты» .
Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия, так и интегрированной программы в целом достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы.
При этом необходимо помнить, что реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.
В этой связи педагог должен учитывать необходимость дозирования материала в зависимости от физического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени отводимого на нагрузку и отдых, определяющего моторную плотность интегрированных занятий .
Интегрированная технология, реализуемая в образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребенка.
Заключение.
Применение в работе интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их умственных способностей, а у ребёнка – стойкую мотивацию на обучение и здоровый образ жизни.
Важно понимать, что забота об умственном, психическом, физическом здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
2.Влияние двигательной активности на умственное развитие детей
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Средства развития двигательной активности для дошкольников:
гимнастика (утренняя, пробуждающая, после дневного сна)
физкультурные занятия
подвижные игры
активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
прогулки
игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)
логоритмика
Первое место
в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности. Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции.
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.
Целями проведения таких занятий является:
подъём мышечного тонуса;
улучшение настроения;
профилактика простудных заболеваний;
укрепление дыхательного аппарата;
предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия.
Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.
Корригирующая гимнастика – это вид лечебной гимнастики, специальных упражнений для устранения нарушений осанки, оказывает она и общеукрепляющее действие.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Для того, чтобы их использование было эффективным важно знать основные требования к ним:
содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;
предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности.
Дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, тем самым влияют на умственное развитие.
Пальчиковая гимнастика (штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, игры с крупами – «крупотерапия» работа с бархатной бумагой, ватой и шнурками).
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции;
развитие фонематического восприятия;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и двигательной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Многолетняя работа по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
Второе место
в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО
формировать двигательные умения и навыки
развивать физические качества
удовлетворять естественную потребность в движении
обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки
дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
создать условия для разностороннего развития детей
Физкультурные занятия
способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта
позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий
позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации
способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
развивают речь
развивают у детей оценочные суждения
несут оздоровительную направленность
обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности
позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма
способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания
формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям.
дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.
Третье место
отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.
Вывод: все перечисленные виды двигательной деятельности в доу выполняют значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов, тем самым направлены на развитие умственных способностей детей.
Источник
Библиографическое описание:
Веретенникова, А. Ю. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста / А. Ю. Веретенникова, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2608/ (дата обращения: 27.01.2021).
Теория
физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает
возможности работоспособности организма, возникающие интересы и
потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и
логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в
связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике
ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени
его развития
Познавая и учитывая
закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания предусматривает требования
научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки,
физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой
обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности
для поступления в школу.
Установлена прямая
зависимость между уровнем двигательной активности детей и их
словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием
физических упражнений двигательная активность в организме возрастает
синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон,
благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и
физическую работоспособность.
Ребенок по своей природе
готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.
В свою очередь процесс
психического развития детей дошкольного возраста происходит при
условии
их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении
перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон,
связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию
высших психических функций. Двигательная активность детей приобретает
особое значение для общего физического развития ребенка.
Осуществлять физическое
воспитание детей, это предполагает:
Уметь
анализировать и оценивать степень физического здоровья и
двигательного развития детей.Формулировать задачи
физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный
год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей
каждого из детей.Организовать процесс
воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные
средства, формы и методы работы в конкретных условиях.Проектировать желаемый
уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к
достижению целей.Сравнивать достигнутые
результаты с исходными данными и поставленными задачами.Владеть самооценкой
профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Малыши
растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация
движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство
равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной
деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и
заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона
умение держать вилку в руке.
У ребенка четырех-пяти лет
уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять
на одной ноге, ходить на пятках и на носках
и т.д.
Это возраст «граций»
— малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного
эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается
гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на
коньках, на двухколесном велосипеде. После 4-х лет достигается
максимальная острота зрения и ребенок физически готов к начальному
чтению.
Головной
мозг к пяти годам по размеру и массе (90 %) почти равен мозгу
взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и
борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка
доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное
восприятие, эмоциональную сферу и т. д., тогда как левое,
«отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не
сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, неуравновешенны
основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно
достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и
искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и
отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти
лет, мы предлагаем вам обратить
внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних
проявлениях ребенка:
сгорбленность,
приниженность, подавленность, напряженность (втянутая
в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты
в кулаки);походка — на
цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у
манекена;позы — застывшие,
скованные и однообразные;движения —
бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или
психомоторная заторможенность;жестикуляция и мимика —
вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или
неподвижность лица;речь — невнятная,
невыразительная, монотонная, возможны заикания.
Будьте
внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина
описанных признаков. Побольше
играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу,
внимание и любовь — он ждет их от вас, ему трудно.
Занятие
по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых
дверей.
Тема: Школа космонавтов.
Задачи:
Расширить объём знаний
детей о космосе.
Создать радостное,
праздничное настроение у детей, родителей и гостей.
Закрепить двигательные
умения, полученные на физкультурных занятиях.
Воспитывать чувство
патриотизма и любви к Родине.
Формировать положительную
самооценку и оценку деятельности товарищей.
Оборудование:
Ход
занятия
1 часть
Построение в шеренгу,
приветствие, Краткий разговор на тему: КОСМОС.
Воспитатель:
Здравствуйте,
дорогие ребята.
Давайте
вспомним, какой праздник мы отмечаем в апреле?
Дети:
12 апреля- день
космонавтики.
Воспитатель:
В нашей
стране в этот день отмечается день авиации и космонавтики. Именно 12
апреля в 1961 году, 50 лет назад, в космос полетел первый человек
планеты. Вы знаете, кто был первым космонавтом?
Дети:
Юрий Гагарин!
Воспитатель:
В темном небе звезды
светят,
Космонавт
летит в ракете.
День летит
и ночь летит
И на землю
вниз глядит.
Видит
сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной
– наш дом родной.
Несколько
десятилетий назад почти все мальчишки и девчонки в нашей стране на
вопрос: кем они хотят стать, когда вырастут, отвечали одинаково:
«Космонавтом!». Наверное, и сейчас среди вас есть ребята,
которые мечтают о космосе. А от предложения побывать на далёкой
неизведанной планете, я уверена, не откажется никто. Давайте сегодня
представим с вами, что мы находимся в школе космонавтов, где приходят
тренировки на ловкость и выносливость.
В начале,
сделаем хорошую разминку космонавтом с малыми планетами. Ходьба на
носках, руки вверх, в ладонях крутим мячи – ежики, на пятках –
мячи в ладонях крутим за спиной. Ходьба на внешней стороне стопы –
мячики вокруг тела. Ходьба на внутренней стороне стопы – мячик
вокруг тела, но в другую сторону. Ходьба, как лошадки, мячик передаем
под коленом. Бег с мячом по кругу, при этом закидывания мяча в
корзину (1 круг). На обратном пути, при беге взятия мяча из корзины,
через круг возвращения мяча в корзину. Бег переходит в ходьбу с
востанавлением дыхания.
II
часть. Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением.
Мы пришли
на космодром.
Посмотрели
мы кругом —
Видим
белую ракету
Высотой с
огромный дом.
Вышел из
нее пилот.
Посмотрел
на звездолет
И сказал:
«Привет, ребята!
Вот и
смена нам растет!
Вы скорее
подрастайте,
Тренируйтесь,
закаляйтесь.
Космонавтов
наш отряд
Будет вас
увидеть рад!»
1. «Вот
огромный звездолет, он готовится в полет»
И. п.:
ноги врозь, руки вниз.
1-2 –
подняться на носки, руки через стороны вверх, пальцы рук соединить –
вдох;
3-4 – и.
п., выдох. (8 раз)
2.
«Двигатель готов к полету, начинает он работу»
И. п.:
ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз – вдох.
1 -4 –
выполнять последовательные вращательные движения прямых рук вперед –
выдох. То же, движения рук назад. (8 раз)
3.
«Двигатель пилот прогрел, мотор захлопал, загудел»
И. п.:
ноги вместе, руки вниз.
1 – руки
дугами через стороны
вверх,
хлопок над головой – вдох; 2-3 – наклон вниз, приближая голову к
ногам, хлопок за ними, на выдохе произнести «у-у-у»;
4-и. п. (8
раз)
4.
«Сверкая, вверх летит ракета навстречу звездам и кометам»
И. п.: о.
с., руки вверх, ладони прижать друг к другу.
1-2 –
присесть, колени развести в стороны, руки вперед, ладони вниз –
выдох;
3-4 – и.
п., вдох. (8 раз)
5. «Будем
дружно подрастать, свои мышцы укреплять»
И. п.:
ноги на ширине плеч, руки за головой.
1-2 —
наклон вправо, руки вверх – выдох;
3-4 – и.
п., вдох. То же в другую сторону. (8 раз)
6. «В
космос точно полетим, если очень захотим»-
И. п.:
ноги вместе, руки вниз. Выполнять прыжки: ноги врозь, руки в стороны
– ноги вместе, руки вниз. 10—12 прыжков, 8— 10 шагов на
месте. (3-4 раз)
7. «Дует
сильно свежий ветер на Земле — большой планете»
И. п.:
ноги врозь, руки вниз.
1-2 –
подняться на носки, руки вверх ,плавно – вдох;
3-4 – и.
п., выдох. (6 раз)
А теперь
идем по кругу и строимся в 2 колоны. Каждая колона – это
команда космонавтов. Построение на проведение игр и эстафет.
Эстафета
«Центрифуга».
По очереди бежать вокруг
3-х обручей до ориентира, обратно – бегом.
Эстафета«Созвездие».
Побеждает
та команда, чья команда быстрее осуществит полет звезды на голове
вокруг планеты «Попрыгунчик».
Эстафета
«Невесомость». Прыжки
на фитболах до ориентира и обратно.
«Прыжок в
космическом пространстве». Прыжки
по метеоритам в пространстве (по обручам плоским).
Игра-эстафета
«Разноцветные
планеты»
Дети
делятся на 2—3 команды. Команды играющих становятся в колонны
по одному на игровой площадке. Расстояние между колоннами 2—2,5
м. В руках игроков, стоящих в колоннах первыми, находятся мячи.
Игроки в колоннах встают на расстояние вытянутых вперед рук друг от
друга, ноги на ширине плеч. После слов педагога:
Разноцветные
мячи
В звездном
небе не ищи.
Мы вам
скажем по секрету:
В небе не
мячи – планеты.
Мы играем,
мы играем,
Мячи в
планеты превращаем.
Мяч — Юпитер,
Мяч —
Луна.
Начинается
игра!
Игроки передают мяч друг
другу между ногами. Последний игрок, получив мяч, прокатывает его по
земле обратно, первому игроку;
Играющие
передают мяч друг другу двумя руками сверху назад над головами.
Последний игрок, получив мяч, поднимает его над головой, что означает
окончание выполнения задания. Победителем становится команда, быстрее
выполнившая все три задания.
Эстафета
«Равновесие».
Команды идут по канату, проходят по звездному мосту (гимнастическая
скамейка) руки в стону, доходят до ограничения и бегут до своей
команды. Кто быстрее, тот и победитель.
Эстафета
«Полет ракет».
Эстафета с передачей космического корабля на скорость.
Итог:
Молодцы!
Тренировка в школе космонавтов показала нам, кто готов к полетам, кто
смелый, умелый и ловкий. Построились в шеренгу, на право. Космонавты
вперед шагом марш.
Литература:
А.С. Галанова. Психическое
и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет
– М.,
Артки,2001.А.Л. Сиротюк. Упражнения
для психомоторного развития дошкольников Аркти,
2008,–
60с.Кенеман А.В., Хухлаева
Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник –
М.: Просвещение, 1985.- 271с.Мащенко М.В., Шишкина В.А.
Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н.,
а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.:
ACADEMIA, 2000. – 176с.
Источник