Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ /Куб.ГУ/

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Работу выполнила студентка Шкрабкова Т.Б.

Группа 3-I ОЗО факультет социально-педагогический институт

Отделение Дошкольная педагогика и психология

Специальность 030900

Руководитель работы ст.преподаватель Балабанова Н.В.

Нормоконтролер методист кафедры Селиванова Т.И.

Краснодар 2000

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

1. Психическое здоровье как психолого–педагогическая проблема.

1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.

1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.

1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье.

2.Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка.

2.1. Организация и методы исследования.

2.2. Исследование психологического климата в семье.

2.3. Исследование уровня психического развития ребенка.

2.4 Определение коэффициента ранговой корреляции.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.

Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка.

Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.

Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития ребенка в семье.

Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и тревожности.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

–  рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;

–  изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;

–  определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.

Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравохранения было введено понятие «психического здоровья».

Рассмотренная тема приобрела актуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и нездоровья детей.

1.Психическое здоровье как психолого – педагогическая проблема.

1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно, что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [22].

В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.

В «Кратком словаре по социологии» [12] дается толкование термина «здоровье населения», который означает:

1. состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;

2. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

3. естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

4. состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;

5. количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.[12]

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.[5]

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий»,- констатируется в докладе. [5]

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:

·     во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;

·     во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.[5]

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского [16] сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.[15]

Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А.Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, – нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психического здоровья – стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [15].

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.[1]

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 40345
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как: …

… мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека обстановка в семье в подростковом возрасте. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки. 1.4. Типы характера матерей. Влияние «фактора матери» на ребенка.   Теперь я хочу поподробнее объяснить и остановиться на явлении, …

… климат, отношения между супругами, уровень их удовлетворенности семейной жизнью может положительно или отрицательно сказаться на формировании и развитии психической травмы у ребенка, проживающего в этой семье. Как известно формирование психики ребенка начинается уже в период внутриутробного его развития. Следовательно можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и …

… как это делает и все общество в целом. Социальные стимулы, получаемые ребенком от окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивные проявления. 4. Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, чужими …

Источник

Как психологическая атмосфера в семье влияет на здоровье

Мало кто из нас знаком с таким понятием, как психологический климат. Вместе с тем, задумываемся мы над этим явлением или нет, психологическая атмосфера, царящая в семье, оказывает на каждого ее члена большое влияние.

В целом, психологический климат семьи можно считать все ощущения и эмоции, которые испытывает человек (не обязательно член семьи, находящийся продолжительное время в окружении всех членов семьи). Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней оказывает влияние на каждого из членов. Он воздействует как на психологическое, так и на физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме во многом зависит и долголетие человека. Также психологический климат очень важен при принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.

Виды психологического климата:

– благоприятный;

– не благоприятный.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье будет только способствовать психологическому здоровью человека. Если после изнурительного рабочего дня (или учебы) человека ждет в семье поддержка, любовь и взаимопонимание, то такой климат поможет ему быстрее отдохнуть, смыть стресс и восстановить силы. В случае, когда человек дома находится в постоянном напряжении, часто конфликтует и ссорится, то такой психологический климат будет способствовать появлению стресса, а при длительном таком состоянии может развиться депрессия. В таком случае семья является источником проблем и расстройства, и, естественно, возвращаться в такой дом после работы охоты не будет.

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Психологи считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения определяет как «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества».

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

В вопросе влияния атмосферы семьи на детское психологическое здоровье важно отметить умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

«Здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Формирование здоровья ребенка связано с приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый член семьи должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но, если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы ребенка, что могут привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

• позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений;

• социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния;

• адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании.

Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семейная психологическая атмосфера благополучия является мощным фактором здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Источник