Взаимоотношения в семье как фактор развития ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Лакшинский детский сад»

Консультация для родителей с использованием ИКТ

«Семейные отношение. Как они влияют на ребенка?»

В последнее время, стал актуален вопрос развития ребенка. Часто специалисты не рассказывают о супружеских отношениях, как будто они не имеют  отношения в семье, никак не влияют на развитие ребенка. Тем не менее, родители и их дети не живут в разделении друг от друга. Поведение матери и отца по отношению друг к другу также формируют психологическое состояние ребенка, как и их отношение к ребенку.

Все взаимоотношения в семье значительно влияют на воспитание и психологическое состояние ребенка. Влияние родителей на воспитание детей достаточно велико.

Ребенок, осмысляя все, что происходит вокруг него, вдумчиво вслушиваются и вглядывается не только в то, что родители ему демонстрируют, но также и то, что родители хотели бы скрыть от чуткого детского восприятия.

Как бы, вам не казалось, но отношение между женой и мужем оказывают большое влияние на развитие ребенка. Дело тут не только в том, что многочисленные ссоры в семье не создают теплую, приветливую и безопасную атмосферу, которая так необходима ребенку или в том, что родители не уделяют нужного времени на воспитание ребенка, но и в восприятии ребенком человеческих отношений.

Негативная обстановка в семье делают ребенка плаксивным, нервным, агрессивным и непослушным. Если родители выпивают, ругаются и ссорятся, ребенок растет в неблагоприятной среде и исход такого влияния родителей будет плачевным.

 Кажется, что если исключить эти факты, то это будет достаточно для правильного воспитания детей, но нет.

К примеру, если семья внешне даже очень крепкая и приятная, даже может выступать в роли примера для других семей, а ребенок все равно растет нервным, не послушным. Или пример, когда оба родителя квалифицированные педагоги, которые вроде бы знают как правильно воспитать своего ребенка, а их маленький человек растет злым и несчастным

Почему же так?

Обычно родители, столкнувшиеся с этой проблемой, сваливают всю вину на влияние детского сада,  школы, улицы и тому подобное. Но если хорошо приглядеться к этой семье, то станет понятно, что проблемы в поведении ребенка – это его реакция на существующие семейные разногласия, недопонимания между супругами, которые оказывают плохое влияние на ребенка.

Сам факт, что отношения в семье оценивается окружающими, как хорошее, еще не значит, что в данной семье все хорошо. Почти в каждой семье бурлят страсти. Даже в семье, которая рассматривается как примерная, супруги могут недолюбливать друг друга, тем самым образуя между собой «зону безразличия».

Дело в том, что частые разногласия, ссоры между родителями, злоупотребления спиртными напитками более пагубно влияют на воспитание ребенка. Этот фактор подтверждается многими психологами, которые утверждают, что наибольший вред детям наносится при многочисленных ссорах между супругами или другими домотчатцами. Межличностная дистанция, которая во время ссор образуется между супругами или другими родственниками семьи чутко воспринимается ребенком.

Ну теперь вы скажите: с ссорами и конфликтами все понятно, но разве дети осознают,  из-за чего ссорятся родители? Конечно же, большая часть ссор, для ребенка остается незаметной (для родителей, возможно тоже).

Дети встречая необъяснимую ситуацию, самостоятельно додумывают причину ее возникновения – обыденную, простую для их восприятия и в последствии вину за данную ссору перекладывают на себя.

Часто дети пытаются дать свое обоснование родительской ссоре. Если они не находят удовлетворительного объяснения данной проблемы, они воспринимают в качестве данной причины самих себя. К примеру, супруги нервные и злые из-за того, что их сын(дочь) получил(а) двойку в школе. Они недовольны, что он(она) плохо ведут себя. Начинается ссора.

Ребенок, который воспринимает себя, как причину ссоры, испытывает чувство вины, что еще сильнее усугубляет его эмоциональное состояние и в последствии может стать причиной серьезной психологической травмы.

Наши детки искаженно, неточно понимают причины ссор своих родителей, однако это не значит, что если их понимание семейных разногласии неправильное, то таким образом они являются огражденными от возможных отрицательных последствий, которые влияют на воспитание детей.

Семей без конфликтов и ссор не существует, в каждой хоть и редко, но возникают недопонимания. Это естественно. Да и в общем, недопонимания и конфликты – это семейные двигатели. Однако, нельзя оставлять их без решения, так как в последствии они наносят вред, как самим супругам так и их детям. Проблемы нужно решать, а не хранить их в себе.

Заключение:

Дети – это обогащение жизни двух людей, которые связывают себя семейными узами. Они приносят заботу и радость, которые делают любовь более глубокой, осмысленной и человеческой. Без сомнений, ребенку нужны оба родителя – любящие мать и отец. Однако, совместная жизнь двух эмоционально далеких друг от друга людей, часто являются лишь попыткой создать иллюзию семейного благополучия. Все семейные проблемы, пусть и спрятанные за девятью замками, очень сильно влияют на психологическое воспитание ребенка. Если ребенок растет в такой семье, то это чаще всего делает его замкнутым и ему уже трудно будет измениться на протяжении всей жизнь. Соответственно ему будет тяжело общаться с друзьями, в учебном заведении, а потом на работе. Всем давно известно, что правильное общение — это успех в любых отношениях.

Семья- это единый механизм. Плохое поведение ребенка, нарушение его эмоционального состояния, как правило, являются последствиями других семейных «болезней».  Лучшая профилактика – это улаживание семейных отношений, решение собственных проблем. Эти проблемы не изолированы – они имеют прямое отношение к вашим детям.

Помните, ваши семейные проблемы – это не только ваше родительское дело, но и важный фактор, который влияет на развитие вашего ребенка.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

«Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители.»

Б.Шоу

Взаимоотношения в семье играют значительную роль на формирование его личности. Особенности межличностных отношений напрямую зависят от тех обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует, от уровня образования и культуры членов семьи, материального положения, традиций и ценностей, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, от места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов и т.д.

Проблема влияния межличностных отношений на мировоззрение ребенка очень актуальна, т.к. общаясь со своими сверстниками он использует тот стиль общения, к которому он привык, он действует так, как приучен и как считает правильным, он выбирает ту группу общения, в которой он чувствует себя комфортно.

С целью выяснить, каким образом гармоничные или тревожные отношения в семье влияют на развитие личности ребенка, было проведено исследование

Объем выборочной совокупности составили 10 семей респондентов (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10), из которых имеют полный состав – ребёнка воспитывают оба родителя, 1 семья (04) – формально полная (в этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов), в 1семье (10) − отсутствует мать. По количеству детей: в 1 семье (07) 3 детей, 5 семей (02, 03 , 05, 06, 08) , где 2 детей, 4 семьи (01, 04, 09, 10), где 1 ребенок.

При этом, в исследовании участвовало только по 1 ребенку возраста 5-8 лет из каждой семьи.

Для определения отношения ребенка к семейной ситуации, детям был предложен тест «Рисунок семьи», авторами которого являются Р. Бернс и С. Кауфман.

Тест состоял из двух частей: рисование и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. Тестирование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось нарисовать рисунок, где все члены его семьи заняты обычным делом.

При помощи наводящих вопросов исследователь уточнял смысл нарисованного ребенком, его чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д

В тесте «Рисунок семьи» выделяют 5 симптомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация.

  2. Тревожность.

  3. Конфликтность в семье.

  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.

  5. Враждебность в семейной ситуации.[1]

Результаты проведения теста с детьми младшего представлены в таблице 1.

Таблица 1 – симптомокомплекс семейной ситуации в семье.

Симптомокомплекс

Семья №

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Благоприятная семейная ситуация

0,3

0,4

0,9

0,5

0,5

0,4

0,5

0,1

0,6

0,6

Тревожность.

0,4

0,4

0,2

0,3

0,9

0,3

0,2

0,3

0,6

Конфликтность в семье

0,1

0,3

0,3

0,6

0,3

0,2

0,5

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0,1

0,5

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

Враждебность в семейной ситуации

0,2

0,5

0,2

0,4

0,2

0,5

В семьях 03, 04, 07, 09 – семейные отношения детьми определяются как благоприятные. Например, на рисунке ребенка из семьи 03 (Рисунок 1) ни тревожности, ни конфликтности практически не ощущается, об этом говорят такие признаки как преобладание всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и показателей враждебности, хорошее качество линий, адекватное распределение людей на листе

Рисунок 1− нарисовал ребенок из семьи 03.

В семьях 02, 06, 08 выражена тревожность детей. Анализируя рисунок ребенка из семьи 08 (Рисунок 2), можно выделить: отсутствие на рисунке некоторых членов семьи, двойные линии, линии с сильным нажимом, стирание, агрессивные позиции фигур.

Рисунок 2− нарисовал ребенок из семьи 08.

В семьях 01, 05, 10 наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. В семье 05, несмотря на общую благоприятную ситуацию(преобладание людей на рисунке, преобладание всех членов семьи, отсутствие показателей враждебности), ребенок ощущает конфликтность об этом говорят: стирание отдельных фигур, изоляция отдельных фигур, член семьи, стоящий за спиной (Рисунок 3).

Рисунок 3− нарисовал ребенок из семьи 05.

Таким образом, можно сказать, что в данных семьях дети растут в благоприятной семейной атмосфере, однако, не маленький показатель тревожности, связанный с семейным микроклиматом, также присутствует.

Для определения видения родителями ситуации в семье, им предложено было пройти тест-опросник Варги-Столина. Родителям предлагалось выразись свое согласие или несогласие с утверждениями в опроснике. Его заполняли оба родителя из каждой семьи. Затем производился подсчет совпавших ответов с ключом согласно пяти шкал:

1.Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3.Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. [2]

Таблица 2 – отношение родителей к детям.

Родитель

Принятие – отвержение ребенка

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам ребенка

1.

Мать

18

6

5

6

3

Отец

15

6

3

4

7

2.

Мать

11

3

6

5

3

Отец

7

4

5

4

6

3.

Мать

20

7

7

5

4

Отец

16

6

6

3

1

4.

Мать

25

8

5

4

5

Отец

5.

Мать

17

5

5

5

6

Отец

19

6

6

4

8

6.

Мать

15

7

6

4

5

Отец

12

2

4

6

6

7.

Мать

22

7

6

6

4

Отец

17

5

4

3

5

8.

Мать

14

4

3

7

4

Отец

11

5

5

3

5

9.

Мать

16

8

7

5

7

Отец

18

6

5

7

5

10

Мать

Отец

19

7

6

5

3

В результате опроса были получены результаты, представленные в таблице 2. В семьях 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09, 10, в основном, ощущается благоприятное отношение к ребенку, по крайнее мере, со стороны одного из родителей. В семьях 02, 08 проявляется достаточно много негатива в отношении к ребенку.

Если сопоставить результаты обоих тестов, можно заметить некоторую закономерность:

  • в семьях под номерами 01, 03, 04, 05, 07, 09 , показатели, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, дают положительные результаты. Здесь не ощущается агрессия или какая-либо враждебность по отношению к детям, и дети не ощущают её со стороны родителей

  • 02, 08 – это семьи, в которых, напротив, результаты тестов показывают, что дети чувствуют тревожность и конфликтность со стороны родителей. И эта тревожность обусловлена тем, что у взрослых действительно негативное отношение к детям: они их считают «маленькими неудачниками», проявляют либо повышенный контроль, либо наоборот, совсем их не контролируют и дети остаются без внимания.

  • в семье 06, мать близка к ребенку, и по результатам теста, у нее положительное отношение к нему, что нельзя сказать об отношении отца: взрослый не проявляет должного интереса к ребенку. Несмотря на благоприятное отношение матери, из-за плохого отношения отца, ребенок ощущает на себе выраженную тревожность, которую показал его рисунок.

Анализ полученных результатов показал, что, действительно, неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный и психологический дискомфорт. В семье с высоким уровнем критики у ребенка формируется негативная схема восприятия себя, своих способностей в сочетании с высокими требованиями к себе и стандартами. Именно эти установки задают соревновательный тон, которые сопровождают ребенка по жизни.

В тех семьях, где родители проявляют интерес к ребенку, близки с ним, положительно настроены к нему, у детей в меньшей степени проявляются такие чувства как тревожность, конфликтность, враждебность и неполноценность. Такие взаимоотношения не приведут к деструктивному развитию ребенка, а, напротив, способствуют его конструктивному развитию. Внимательные, заботливые по отношению к ребенку, стремящиеся помочь и поддержать, родители, являются залогом формирования полноценного, развитого и способного человека. И, наоборот, в тех семьях, где родители негативно относятся к ребенку, не ценят его, не проявляют должного интереса к его успехам, чрезмерно контролируют, в большей степени проявляются чувства детской тревожности, конфликтности, враждебности и неполноценности. В таком случае, мало вероятности, что развитие ребенка будет конструктивным.

В целом, нельзя сказать со 100% уверенностью, что в семьях с тревожными или конфликтными отношениями дети ничему не научатся или будут развиваться категорически неправильно. Однако, семья это то место, где люди находятся большую часть своей жизни, здесь они растут, живут. Общаться и знакомиться они начинают в семье, именно родители являются эталоном поведения для ребенка, поэтому, безусловно, она накладывает немалый отпечаток на человека и влияет на развитие личности.

Список использованной литературы:

  1. Проективные рисуночные методики “Рисунок семьи” и “Кинетический рисунок семьи”.[Электронный ресурс]:[сайт] https://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013);

  1. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. [Электронный ресурс]:[сайт] https://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013).

Источник