Взаимоотношение в семье как фактор развития личности ребенка

Теоретические и методологические проблемы современного дошкольного образования.

Тема: «Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»  

Горленко Татьяна Александровна

Воспитатель МДОУ д/с №25

«Солнышко» села Покойного

Добрый день! Разрешите начать свое выступление с короткого стихотворения:

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытанье.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, пониманье.

Дети – это время, дети – это труд.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная.Тема моего выступления: «Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста» чрезвычайно актуальна, в связи с тем, что формирование личности в дошкольном возрасте обусловлено уровнем эмоционального благополучия. Однако среди традиционно позитивных эмоций, у дошкольника зачастую присутствуют не только положительные, но и негативные эмоциональные тенденции. Негативно окрашенные эмоции отрицательно сказываются на общем психологическом благополучии дошкольника, что отражается на его деятельности и служит как неблагоприятный фактор личностного развития ребенка.

Дошкольное детство служит предметом пристального внимания, как ученых, так и практиков. Это возраст форсированного формирования и развития большого числа психических процессов и свойств личности; дошкольник активно включается в широкий перечень разнообразных видов деятельности. На этом развития человека формируются и развиваются такие свойства личности, как: самосознание и самооценка; осуществляется градация в иерархии мотивационных процессов, их соподчинение. И самую значимую функцию в этот период развития выполняет семья. Развитие личности дошкольника происходит под, влиянием системы взаимоотношений в семье.

Семья становится полигоном для приобретения первых навыков взаимодействия, постижения первых социальных ролей, усвоение норм и ценностей. Тип взаимоотношений в семье запускает механизм формирования личности дошкольника и задает направление его развития. Влияние взаимоотношений в семье на личность дошкольника самый сильный из всех других воспитательных воздействий. Именно взаимоотношения в семье определенным образом воздействуют на процесс и результаты формирования личности дошкольника. Только семья может гарантированно обеспечить развитие многих качеств личности, которые могут быть воспитаны исключительно в условиях, отчего дома. Это обуславливает тот факт, что от позиции родителей по вопросам научно-педагогических организационных основ зависит направленность личности ребенка.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Глава 4.Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В нашем детском саду, педагогами уделяется большое внимание изучение семьи, ее традиций в области воспитания и взаимоотношений в семье. Так как это является чрезвычайно важным как фактором, обуславливающих развитие личности ребенка дошкольника, так иумение вести себя в детском коллективе.

Перед нашим коллективом стояла задача оптимизировать коммуникации в детском коллективе и сформулировать основные направления работы взаимоотношений в семье, что предполагает усвоение детьми бесконфликтных навыков общения со всеми участниками образовательного процесса.

Цель – создать единое пространство развития ребенка в семье иДОУ, социумеи сделать родителей участниками полноценного ознакомления с организацией и деятельностью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. расширение контактов между дошкольным учреждением, семьей и социумом посредством моделирования перспектив взаимодействия с помощью разнообразных форм работы;
2. повышение педагогической компетентности родителей;
3. повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
4. активизация членов семьи в воспитании и развитии детей.

Взаимоотношения в семье, в которой ребенок принимает непосредственное участие – это отношения детей и родителей. Понимание отношений между детьми и их родителями непосредственным образом влияет на формирование личности ребенка. Центральным принципом взаимоотношений в семье А. Адлер назвал взаимное уважение между членами семьи. По А.Адлеру, самосознание ребенка напрямую зависит от взаимоотношений в семье, насколько любим дошкольник и насколько уважительно относятся родители к своему ребенку. Из исследований Адлера следует насущная необходимость приучить родителей с уважением относиться к уникальности, индивидуальности и неприкосновенности ребенка с самого раннего возраста. Семья, по мнению ученых, является фактором, влияющим на то, насколько успешно будет проходить социальная адаптация дошкольника, и даже может стать одной из причин социальной дезадаптации личности ребенка. Исходя из этого, можно утверждать, что характер взаимоотношений в семье является основным условием социальной адаптации дошкольника.

Семья предоставляет дошкольнику начальный опыт социального и эмоционального общения. Эмоциональная обстановка в семье, где формируется личность дошкольника, оказывает значимое влияние на формирование его мировосприятия. Из взаимоотношений в семье вырастает «зона ближайшего развития», где ситуация сотрудничества со старшим поколением дает возможность дошкольнику реализовать весь потенциал своих возможностей.

Взаимоотношения в семье становится первым опытом взаимодействия с окружающим миром. В современных реалиях родители сталкиваются с некоторыми трудностями, так как при смене идеологических установок в государстве, принципы равноправия все больше расширяют сферу своего влияния. Поэтому традиционно авторитарные методы взаимоотношений в семье утрачивают свои позиции, и когда родители продолжают общаться с детьми с платформы власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства. Данный дисбаланс обрекает авторитарные методы воспитания на неудачу.

Читайте также:  Роль семьи в формировании развития ребенка

Каждое общество предопределяет определенную культуру взаимоотношений в семье и взаимодействий между родителями и детьми, появляются специфические социальные стереотипы, традиционные установки и взгляды на семейное воспитание.

В условиях семьи процесс социализации осуществляется в наиболее естественных условиях и максимально безболезненно, главным механизмом социализации автор называет воспитание. Процесс воспитание – это механизм социальный в самом широком смысле.

В воспитательной работе семьи имеют значимость следующие аспекты:

– позиция родителей, а именно: эмоциональное отношение родителей к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства;

– стиль взаимодействия с ребенком;

– способ решения проблем;

– вид социального контроля.

Все эти аспекты напрямую влияют на взаимоотношения в семье, и напрямую определяют тип семейного воспитания.

Позитивными факторами воздействия на формирование личности дошкольника самых близких для него людей, являются:

– отношение к дошкольнику как к самому дорогому в жизни;

– любовь, которой окружен дошкольник в семье;

– забота о его здоровье, благополучии, материальных нуждах.

И, в то же время, ни один из остальных социальных институтов не в состоянии нанести столько потенциального вреда в воспитании личности дошкольника, сколько может принести семья, когда все три выше перечисленные факторы достигают кульминационных высот.

В рамках взаимоотношений в семье дошкольник усваивает нормы человеческого общежития и нравственные ценности. Воспитательное воздействие семейных взаимоотношений определяет характер поведения ребенка вне границ семьи.

На практике почти в каждом коллективе дошкольников складывается непростая и, иногда, полная драматизма картина межличностных отношений. Дети испытывают гамму эмоциональных переживаний, они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В период дошкольного детства эти эмоциональные отношения остро переживаются детьми, так как они еще не научились в должной мере контролировать свои эмоции. Эмоциональное напряжение и конфликтность в дошкольном коллективе значительно выше, чем в сфере общения детей с взрослым.

Взрослые очень часто даже не подозревают о том, насколько сильны эмоциональные переживания, или напряженные отношения в детском коллективе. К сожалению, взрослые не придают значения ссорам и обидам дошкольников. Тем не менее следует отметить тот факт, что первый опыт отношений со сверстниками в детском коллективе является той основой, на которой базируется дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первичный опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целомотношения со сверстниками в коллективе дошкольников исполняет важнейшую роль в жизни ребенка и определяют направление развития его личности. Эти отношения формируют условия способствующие развитию общественно значимых качеств личности дошкольника, а также выявление и стимулирование навыков начальных коллективных взаимоотношений в коллективе дошкольников. Аспекты становления детского коллектива, характерные черты межличностных отношений в нем, а также воздействие коллектива дошкольников на формирование отдельной личности имеют огромное значение для социализации и формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Поэтому проблема межличностных отношений является одной из важнейших проблем современности. В своей повседневной работе воспитатель не должен оставлять без внимания взаимоотношения между детьми, его прямая профессиональная задача – гармонизировать отношения в детском коллективе, корректировать негативные тенденции в их развитии. В ситуации с непопулярным ребенком необходимо рассмотреть и развить у такого дошкольника положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, это способствует улучшить положение такого ребенка в системе личных отношений детского коллектива, в умении общаться со сверстниками.

В нашем детском саду данную проблему мы решаем совместно вместе с родителями, социальными партнёрами с помощью анкетирования и мониторинга, проектной деятельности, совместных познавательно-развлекательных мероприятий, проводятся конкурсы, родительские собрания. Ведется работа родительского университета «Наш малыш» – где проводятся семинары, практические занятия, мастер-классы. Также в нашем детском саду функционирует Консультативный пункт «Лучик»- для родителей непосещающих ДОУ, где оказывается помощь и поддержка в вопросах воспитания и развития детей непосещающих детский сад. Сентября по май работает группа кратковременного пребывания детей по модели «Я + мама» два с половиной часа бесплатно – где малыши готовятся и проходят первую адаптацию к детскому саду и взаимоотношений со сверстниками.

 Анализируя данную ситуацию в ДОУ наши родители активны и сотрудничают со всеми участниками образовательного процесса.

Возрастной период, именуемый дошкольным детством – самый чувствительный к воздействиям воспитательного характера и влияниям среды. В качестве воспитательной среды выступает семья дошкольника, первая и зачастую практически единственная среда, формирующая его личность. В дошкольном возрасте формируется основа личности, на фундаменте которой строится дальнейшее воспитание и обучение. По меткому высказыванию А.Г. Харчева, семья для ребенка – это «социальный микрокосм», в обстановке которого дошкольник постепенно вливается в социальную жизнь.

Список используемых источников

  1. Андреева, А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2015. – 670 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2014. – 220 с.
  4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 507 с.
  5. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста / Л.Г. Голубева и др. – М.: Академия, 2014. – 191 с.
  6. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 146 c. 
  7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 263 с.
  8. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2016. – 290 с.
  9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2013. – 176 с.
  10. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И.В.Дубровина . – М.: Академия, 2013. – 154 с.
  11. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2016. – 274 с.
  12. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2016. – 346 с.
  13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2014. – 283 с.
  14. Клюева, Н.В. Общение: Дети 5–7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 156 с.
  15. Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 168 с.
  16. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / Н.Т. Колесник. – М. МГПУ, 2009. – 15 с.
  17. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2014. —480 с.
  18.  Кошелева, А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2013. – 166 с.
Читайте также:  Занятия по коррекции развития ребенка дошкольника

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

«Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители.»

Б.Шоу

Взаимоотношения в семье играют значительную роль на формирование его личности. Особенности межличностных отношений напрямую зависят от тех обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует, от уровня образования и культуры членов семьи, материального положения, традиций и ценностей, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, от места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов и т.д.

Проблема влияния межличностных отношений на мировоззрение ребенка очень актуальна, т.к. общаясь со своими сверстниками он использует тот стиль общения, к которому он привык, он действует так, как приучен и как считает правильным, он выбирает ту группу общения, в которой он чувствует себя комфортно.

С целью выяснить, каким образом гармоничные или тревожные отношения в семье влияют на развитие личности ребенка, было проведено исследование

Объем выборочной совокупности составили 10 семей респондентов (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10), из которых имеют полный состав – ребёнка воспитывают оба родителя, 1 семья (04) – формально полная (в этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов), в 1семье (10) − отсутствует мать. По количеству детей: в 1 семье (07) 3 детей, 5 семей (02, 03 , 05, 06, 08) , где 2 детей, 4 семьи (01, 04, 09, 10), где 1 ребенок.

При этом, в исследовании участвовало только по 1 ребенку возраста 5-8 лет из каждой семьи.

Для определения отношения ребенка к семейной ситуации, детям был предложен тест «Рисунок семьи», авторами которого являются Р. Бернс и С. Кауфман.

Тест состоял из двух частей: рисование и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. Тестирование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось нарисовать рисунок, где все члены его семьи заняты обычным делом.

При помощи наводящих вопросов исследователь уточнял смысл нарисованного ребенком, его чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д

В тесте «Рисунок семьи» выделяют 5 симптомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация.

  2. Тревожность.

  3. Конфликтность в семье.

  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.

  5. Враждебность в семейной ситуации.[1]

Результаты проведения теста с детьми младшего представлены в таблице 1.

Таблица 1 – симптомокомплекс семейной ситуации в семье.

Симптомокомплекс

Семья №

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Благоприятная семейная ситуация

0,3

0,4

0,9

0,5

0,5

0,4

0,5

0,1

0,6

0,6

Тревожность.

0,4

0,4

0,2

0,3

0,9

0,3

0,2

0,3

0,6

Конфликтность в семье

0,1

0,3

0,3

0,6

0,3

0,2

0,5

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0,1

0,5

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

Враждебность в семейной ситуации

0,2

0,5

0,2

0,4

0,2

0,5

В семьях 03, 04, 07, 09 – семейные отношения детьми определяются как благоприятные. Например, на рисунке ребенка из семьи 03 (Рисунок 1) ни тревожности, ни конфликтности практически не ощущается, об этом говорят такие признаки как преобладание всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и показателей враждебности, хорошее качество линий, адекватное распределение людей на листе

Рисунок 1− нарисовал ребенок из семьи 03.

В семьях 02, 06, 08 выражена тревожность детей. Анализируя рисунок ребенка из семьи 08 (Рисунок 2), можно выделить: отсутствие на рисунке некоторых членов семьи, двойные линии, линии с сильным нажимом, стирание, агрессивные позиции фигур.

Рисунок 2− нарисовал ребенок из семьи 08.

В семьях 01, 05, 10 наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. В семье 05, несмотря на общую благоприятную ситуацию(преобладание людей на рисунке, преобладание всех членов семьи, отсутствие показателей враждебности), ребенок ощущает конфликтность об этом говорят: стирание отдельных фигур, изоляция отдельных фигур, член семьи, стоящий за спиной (Рисунок 3).

Читайте также:  Родительское собрание развитие учебных способностей ребенка

Рисунок 3− нарисовал ребенок из семьи 05.

Таким образом, можно сказать, что в данных семьях дети растут в благоприятной семейной атмосфере, однако, не маленький показатель тревожности, связанный с семейным микроклиматом, также присутствует.

Для определения видения родителями ситуации в семье, им предложено было пройти тест-опросник Варги-Столина. Родителям предлагалось выразись свое согласие или несогласие с утверждениями в опроснике. Его заполняли оба родителя из каждой семьи. Затем производился подсчет совпавших ответов с ключом согласно пяти шкал:

1.Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3.Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. [2]

Таблица 2 – отношение родителей к детям.

Родитель

Принятие – отвержение ребенка

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам ребенка

1.

Мать

18

6

5

6

3

Отец

15

6

3

4

7

2.

Мать

11

3

6

5

3

Отец

7

4

5

4

6

3.

Мать

20

7

7

5

4

Отец

16

6

6

3

1

4.

Мать

25

8

5

4

5

Отец

5.

Мать

17

5

5

5

6

Отец

19

6

6

4

8

6.

Мать

15

7

6

4

5

Отец

12

2

4

6

6

7.

Мать

22

7

6

6

4

Отец

17

5

4

3

5

8.

Мать

14

4

3

7

4

Отец

11

5

5

3

5

9.

Мать

16

8

7

5

7

Отец

18

6

5

7

5

10

Мать

Отец

19

7

6

5

3

В результате опроса были получены результаты, представленные в таблице 2. В семьях 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09, 10, в основном, ощущается благоприятное отношение к ребенку, по крайнее мере, со стороны одного из родителей. В семьях 02, 08 проявляется достаточно много негатива в отношении к ребенку.

Если сопоставить результаты обоих тестов, можно заметить некоторую закономерность:

  • в семьях под номерами 01, 03, 04, 05, 07, 09 , показатели, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, дают положительные результаты. Здесь не ощущается агрессия или какая-либо враждебность по отношению к детям, и дети не ощущают её со стороны родителей

  • 02, 08 – это семьи, в которых, напротив, результаты тестов показывают, что дети чувствуют тревожность и конфликтность со стороны родителей. И эта тревожность обусловлена тем, что у взрослых действительно негативное отношение к детям: они их считают «маленькими неудачниками», проявляют либо повышенный контроль, либо наоборот, совсем их не контролируют и дети остаются без внимания.

  • в семье 06, мать близка к ребенку, и по результатам теста, у нее положительное отношение к нему, что нельзя сказать об отношении отца: взрослый не проявляет должного интереса к ребенку. Несмотря на благоприятное отношение матери, из-за плохого отношения отца, ребенок ощущает на себе выраженную тревожность, которую показал его рисунок.

Анализ полученных результатов показал, что, действительно, неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный и психологический дискомфорт. В семье с высоким уровнем критики у ребенка формируется негативная схема восприятия себя, своих способностей в сочетании с высокими требованиями к себе и стандартами. Именно эти установки задают соревновательный тон, которые сопровождают ребенка по жизни.

В тех семьях, где родители проявляют интерес к ребенку, близки с ним, положительно настроены к нему, у детей в меньшей степени проявляются такие чувства как тревожность, конфликтность, враждебность и неполноценность. Такие взаимоотношения не приведут к деструктивному развитию ребенка, а, напротив, способствуют его конструктивному развитию. Внимательные, заботливые по отношению к ребенку, стремящиеся помочь и поддержать, родители, являются залогом формирования полноценного, развитого и способного человека. И, наоборот, в тех семьях, где родители негативно относятся к ребенку, не ценят его, не проявляют должного интереса к его успехам, чрезмерно контролируют, в большей степени проявляются чувства детской тревожности, конфликтности, враждебности и неполноценности. В таком случае, мало вероятности, что развитие ребенка будет конструктивным.

В целом, нельзя сказать со 100% уверенностью, что в семьях с тревожными или конфликтными отношениями дети ничему не научатся или будут развиваться категорически неправильно. Однако, семья это то место, где люди находятся большую часть своей жизни, здесь они растут, живут. Общаться и знакомиться они начинают в семье, именно родители являются эталоном поведения для ребенка, поэтому, безусловно, она накладывает немалый отпечаток на человека и влияет на развитие личности.

Список использованной литературы:

  1. Проективные рисуночные методики “Рисунок семьи” и “Кинетический рисунок семьи”.[Электронный ресурс]:[сайт] https://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013);

  1. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. [Электронный ресурс]:[сайт] https://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013).

Источник