Взаимодействия на ранних этапах развития ребенка
Стрельникова Марина
Консультация «Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка»
Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка.
Всем нам давно известен тот факт, что существует биологическое единство матери и плода, которое сменяется с момента рождения психофизиологическим единством матери и грудного младенца.
Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, определяется социальными факторами. Рядом с малышом большую часть времени проводит мама, именно она в первую очередь бессознательно проводит обучающее воздействие на своего ребенка. В это время врожденные рефлекторные звуковые реакции ребенка приобретают черты той социальной и национальной среды, в которой ребенок воспитывается.
В этом случае интересными представляются эксперименты С. Ю. Мещеряковой, которая наблюдала у детей первых недель жизни предпочтение к лицам тех людей, которые ухаживали за ними. Именно эти лица и их изображения вызывали у детей специфические реакции, в том числе и первую улыбку. Такие компоненты подражательного эффекта, как порозовение кожи, усиление блеска глаз, расширение зрачков, свидетельствуют о бессознательном характере подражательных процессов. Оказывается, если физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям новорожденного ребенка, то ему гораздо легче подражать матери и, следовательно, устанавливать с ней характерный для раннего возраста эмоциональный контакт. Причем намеренно изменять характеристики голоса не приходится. Ученые отмечают, что в речи матерей, имеющих детей младшего возраста, наблюдаются неосознанные изменения в высоте голоса (он становится выше, темпе голоса (становится замедленнее, громкости (становится тише, тем самым приближая физические характеристики ее речи к характеристикам детской речи. Данные факторы способствуют формированию очень тесного контакта между матерью и ребенком. Соответственно чем полнее этот контакт, тем скорее врожденные звуковые реакции ребенка начинают приобретать национально специфические черты, т. е ребенок начинает подражать своей матери и учится воспроизводить звуки родного языка. И конечно же теперь не трудно понять почему желанные и любимые дети эмоциональных матерей развиваются в коммуникативно-познавательном отношении быстрее, чем дети, не менее желанные и любимые, но имеющие эмоционально сдержанных матерей.
Интенсивность влияния внешних раздражений воздействуют и на пове-денческие реакции младенца. Так, ребенок тянется к теплым рукам матери и повизгивает от удовольствия в теплой воде, но он же отстраняется от холодных рук и кричит, если вода в ванне охлаждается или, наоборот, становится горячее. Мы все знаем о пользе грудного молока для ребенка, но при этом младенец стремится к умеренной наполненности желудка и отталкивает материнскую грудь и срыгивает, когда желудок полон или плачет, если съел недостаточное количество молока. Но ведь это не говорит о том, что не нужно в дальнейшем продолжать грудное вскармливание. Просто мать должна кормить столько, сколько требуется малышу. Для нас это очевидный факт. Или возьмем для примера ребенка, испытывающего положительные эмоции, когда видит знакомую погремушку, которую мама нежно трясет в своих руках, извлекая не громкий шум. И представим себе, что будет, если эту же игрушку мы будем показывать весь день, мельтеша ею перед глазами ребенка извлекая при этом громкий звук. Не сложно предположить, что это вызовет у ребенка негативные реакции, и когда вы в следующий раз подойдете к ребенку с этой же погремушкой, вряд ли он будет снова испытывать положительные эмоции. Мы, конечно же, не будем вызывать у ребенка бурю негативных реакций, а просто будем играть умеренное количество времени. Ведь именно мама знает, когда ребенок испытывает удовольствие от игры и когда стоит прекратить. Благодаря психофизиологическому единству матери и ребенка, которое возникает с момента рождения, мама лучше других знает, что нужно её чаду, ей проще понять и почувствовать его настроение. Поэтому на раннем этапе развития ребенка мама самый лучший специалист.
Говоря в целом, умеренное влияние внешних раздражений активируют у младенца врожденные эмоционально положительные программы поведения типа реакций приближения, захватывания и обладания, тогда как превышающие свое влияние внешние раздражения активируют противоположные эмоционально отрицательные программы врожденного поведения типа реакций удаления, избегания и отвергания. Все, что мы будем делать для ребенка, должно иметь усредненный характер и доставлять ему приятные ощущения, радость и тогда у малыша будет формироваться потребность в коммуникации и познании окружающего мира. А данные потребности не является врожденными — они воспитывается в раннем детском возрасте.
Следует помнить, что чем младше ребенок, тем больше отступают на задний план организованные формы обучения, проводимые воспитателем или педагогом, уступая место стихийно и бессознательно осуществляемым обучающим воздействиям матери и взрослых вообще.
Несколько рекомендаций по общению родителей с новорожденным малы-шом.
Разговоры с малышом
Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.
Время от времени изменяя высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.
Даже если вы не знаете слов песни, ее можно распевать на определенный звук, например звук а…
Игра с погремушками
Поднесите погремушку к ребенку и тихонечко ее потрясите.
Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, “Жили у бабу-си. “).
Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.
Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.
Позже можно вкладывать погремушку в руки при игре.
Не забывайте про общение с ребенком во время купания, кормления и укладывания спать.
Источник
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Самой первой формой общения младенца и взрослого является непосредственное усвоение, заражение эмоциональным состоянием друг друга, т.е. эмоционально – непосредственная (ситуативно – личностная). Её характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребёнок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности (1,12).
Естественное усвоение эмоционального состояния друг друга является необходимым условием благополучия в развитии общения. Первой из повседневных жизненных задач становится взаимное узнавание и приспособление младенца и взрослого друг к другу в обычных ситуациях ухода – кормления, пеленания, укладывания спать и т.п. Так постепенно складываются их общие предпочтения, привычки, ритмы сна и бодрствования, кормления, составляющие режимы дня.
В возрасте 2 – 3 месяцев у ребёнка начинает преобладать проявления положительных эмоций. Вместе с тем нарушение выработанных привычных форм жизни может вызвать протест у ребёнка : он становится нетерпеливым и требовательным, капризным.
В целом конец третьего – начало четвёртого месяца жизни – это благополучный и эмоционально насыщенный период жизни ребёнка. Взаимоотношения взрослого и ребёнка всё более окрашиваются яркими положительными эмоциями. Ребёнок теперь не просто радуется, когда к нему подходят, он активно требует общения, проявляя различные эмоции в виде улыбки, вокализации, активных движений. Такое характерное для этого возраста поведение ребёнка описывается как « комплекс оживления ».
На первый план теперь выходит потребность не просто в присутствии взрослого, а в его эмоциональном отклике : выражение лица, улыбка близкого, тактильная и двигательная активность.
В возрасте 4 – 5 месяцев ребёнок вместе со взрослым осваивает новые формы общения. Ранее недифференцированный требовательный крик ребёнка начинает приобретать интонационные просьбы. Складываются ритуалы эмоционального взаимодействия со взрослым в самых разных ситуациях : в подготовке к кормлению, переодевании, зарядке, игре(2,13).
Одной из самых распространённых и любимых в этом возрасте становится бесконечно повторяемая игра в « прятки ».
Следующим важным этапом в развитии взаимодействия взрослого и ребёнка становится появление возможности уже не только сосредотачиваться друг на друге и « заражаться » различными эмоциональными состояниями но и переживать общее удовольствие от объединения внимания на приятном впечатлении. Постепенно в играх всё большее значение начинают приобретать общее сосредоточение на яркой цветной и звучащей игрушке. Продолжая получать удовольствие от игры со взрослым, ребёнок в то же время всё больше начинает играть с игрушками и самостоятельно, т.е. может сам развлекаться и получать разнообразные впечатления. И взрослый стимулирует эту его активность. Такая, более развитая форма общения появляется во втором полугодии жизни – эмоционально – опосредованная ( ситуативно – деловая ). Взрослый, знакомя ребёнка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с ребёнком во многом определяет и эмоциональное развитие ребёнка.
На основе повторяющихся игровых действий происходит устойчивое объединение внимания ребёнка и взрослого, они учатся управлять вниманием друг друга. Если до сих пор ребёнок просто тянулся к объекту желания, то теперь, протягивая к нему руки, обращает взгляд на взрослого – так рождаются первые обращения и указательные жесты.
В это время развивается и всё более тонкая координация эмоциональных переживаний ребёнка и взрослого. Ребёнок начинает активно подражать эмоциональным реакциям взрослого. Способность ребёнка различать эмоциональные состояния окружающих по их выражению делает более содержательным взаимоотношения взрослых с ребёнком. У него появляется возможность активного и разнообразного воздействия на близких : к полугоду он начинает сам в соответствующих ситуациях выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение( 2,16).
В начале второго полугодия жизни, дети начинают воспринимать выражение взрослым неудовольствия как очень значимое и соответственным образом реагируют на него – сами хмурятся, отстраняются, обиженно плачут. Они начинают воспринимать эмоциональную реакцию взрослого как оценку происходящего вокруг и собственных действий.
По данным психологических наблюдений, 7 – 8 месячные дети, как правило, эмоционально устойчивы, и в этом определяющую роль играет ориентация ребёнка на положительные реакции взрослого.
В этом возрасте привязанность к близкому человеку, потребность ориентироваться в происходящем на его эмоциональную оценку заставляют ребёнка ощущать тревогу и растерянность, когда близкий уходит. Появляется характерная для возраста 7 – 8 месяцев тревога при появлении « чужого лица », при попытке постороннего взять ребёнка на руки.
В возрасте 9 – 10 месяцев обычно наблюдаются первые попытки ребёнка активно исследовать ближнее пространство. Это становится возможным не только потому, что он начинает самостоятельно передвигаться, а в большей степени от проявления любопытства. Именно появление любопытства, способности при нарушении обычного хода событий испытывать не панику, а интерес, лежит в основе развития исследовательского поведения. Ребёнок может сосредотачиваться не только на интересующем его предмете, но и на препятствии на пути к цели. Именно в этот период обычно возникает первый опыт использования орудий для достижения цели, что является серьёзным достижением в познавательном развитии ребёнка.
Немаловажным в развитии взаимодействия младенца и взрослого является развитие активной речи ребёнка. Уже с самых первых месяцев младенец общается с близкими людьми с помощью гуканья, гуления. Присутствие близкого, его речевое обращение стимулирует гуление, в эмоциональном взаимодействии ребёнок учится понимать и воспринимать интонации взрослого, начинает сам всё более чётко выражать свои состояния.
Период лепета – следующий этап речевого развития – характеризует способность ребёнка устойчиво воспроизводить определённые сложившиеся сочетания звуков. Лепет так же стимулируется участием взрослого. Постепенно лепет приближается к звуковому строю родного языка.
На этом фоне начинают закрепляться общие для взрослого и ребёнка устойчивые «словесные » обозначения наиболее привычных и любимых бытовых и игровых занятий : «бай – бай », « ку – ку », «пока » и т.д.
Таким образом, речевое развитие ребёнка так же, как и познавательное, находится в тесной зависимости от его эмоционального контакта со взрослым и непосредственно от их общей игры.
Развитие эмоционального взаимодействия, проявление в нём более определённых отношений взрослого и ребёнка, координация внимания и их эмоциональных оценок готовят почву для появления первых слов, которые выражают просьбу, обращение, призыв, указание.
Таким образом, к концу первого года успехи ребёнка очевидны : он приучен к определённому распорядку жизни, владеет способами эмоционального взаимодействия с близкими, активен в освоении нового, овладевает элементами социально – бытовых навыков.
Литература:
1. Мухина В.С. Детская психология. Второе издание.- М.: Апрель-пресс, 1999.
2. Джеки Кук. Раннее сенсорное развитие малышей.-М., 1997.
Источник
Неправильное развитие? Этапы развития ребенка.
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
Неправильное развитие? Этапы развития ребенка.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник