Взаимодействие взрослых в развитии ребенка раннего возраста
Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.
С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Он жаждет чувствовать её прикосновения, ласку, постоянную заботу и внимание, всеми имеющимися у него средствами старается удержать её возле себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствуют формированию у ребёнка чувства безопасности, защищённости, доверия к миру. Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт. От того, сформированы эти базисные новообразования или нет, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.
Маленький ребёнок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним малыш не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. В новой обстановке, оценивая степень опасности, он в первую очередь ориентируется на взрослого: обращает внимание не его внешние проявления, старается вникнуть в суть его высказываний. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому.
Ребёнок – существо деятельное, любознательное. Наблюдая за происходящим вокруг, он сразу же вычленяет для себя что-то новое, стремится понять его, проявляя самостоятельность, инициативность. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребёнка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребёнок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.
Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребёнка. Следует отмечать даже незначительные успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. В атмосфере любви и заботы малыш растёт спокойным, активным, уверенным в себе, открытым и доброжелательным к окружающим. Любовь ускоряет процесс социализации ребёнка. При недостатке любви малыш постоянно испытывает дискомфорт, растет хмурым, замкнутым, неуверенным в себе.
Умение ребёнка обращаться ко взрослому с вопросом, за помощью – прямое отражение того, как взрослый общается с малышом.
Любовь к ребёнку не означает вседозволенность. Спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. Для малыша это и расстановка ориентиров, и осознание понятий «хорошо – плохо», и уверенность в том, что о нем помнят, а значит, любят.
Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребёнка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.
Категорически запрещается высмеивать ребёнка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте формируется самооценка.
Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребёнка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя ребёнка оставлять в бездеятельном состоянии. И все же ребёнок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к на птичка прилетела!».
Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждаются.
В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Шлепок демонстрирует бессилие взрослого, бессмысленное усаживание на стул также не имеет эффекта. Ребёнок в силу особенностей возраста не сможет долго усидеть на стуле и найдет для себя занятие под стулом, а то и вовсе сбежит, забыв о первопричине наказания. Ещё хуже, когда взрослый пытается наказать ребёнка трудом: «Что ты все бегаешь и бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»
Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует спокойно и грамотно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребёнок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод. Гневные слова в адрес малыша могут привести к неожиданным результатам. Ребёнок второго года жизни начнет удивленно рассматривать лицо разгневанного взрослого, прислушиваться к возбужденному голосу, не вникая в суть происходящего.
Порицание должно сразу же следовать за проступком, чтобы ребёнок понял его справедливость. Педагогическая ценность порицания пропадает, если взрослый говорит: «Вечером придет папа, я ему расскажу!..» К вечеру малыш напрочь забудет о своем поступке, так как память его кратковременна.
В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта. У одних детей резко снижается эмоциональный тонус, пропадает интерес к окружающему. Дети, находящиеся в угнетённом состоянии, довольно длительное время могут отказываться от игры и т.п. Другие бунтуют, кричат, протестуют против ограничения свободы собственных действий, становятся раздражительными, обидчивыми.
Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, взрослый должен чутко реагировать на изменения самочувствия и настроения детей.
Источник
Ребенок, который переносит меньше оскорблений,
вырастает человеком,
более осознающим свое достоинство.
Ф. Энгельс
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и навыков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве педагогической цели. Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Данную модель можно назвать моделью, центрированной на взрослом. Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:
• воздействие авторитетом;
• наставления, нотации;
• указания;
• контроль;
• наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.
Особое значение в рамках данной модели имеет формирование у детей навыков «правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики, ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и технологиях.
Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:
• полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и сильнее;
• зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;
• подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют. Ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе, не встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоциональной поддержки;
• вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;
• игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют, т.е. поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;
• быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке? », «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».
Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.
Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.
Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:
• признание прав и свобод ребенка,
• сотрудничество,
• сопереживание и поддержка,
• обсуждение,
• гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
• быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;
• брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;
• думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;
• адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;
• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.
Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.
Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.
Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.
Педагог как профессионал должен:
• хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о психологических закономерностях развития ребенка на разных возрастных этапах;
• обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста;
• быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста;
• уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки, песенки), владеет навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности;
• владеть культурой общения (соблюдать этические нормы, проявлять корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т.п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом правильной литературной речи).
Непременным условием правильно организованной работ ты с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.
Индивидуальный подход подразумевает также личную адресованность обращений взрослого к ребенку. Это имеет особое значение, поскольку малыш способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему непосредственно. Потребность в личностном общении со взрослыми возникает у ребенка первой среди других социальных потребностей и в первые годы жизни играет решающую роль в его развитии. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимо индивидуальное обращение, присутствие взрослого рядом, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.
Источник