Взаимодействие семьи по интеллектуальному развитию ребенка
Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка
Мытник Татьяна Алексеевна | |
Мурманск 2017
Содержание
Введение | 3 |
Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка | 4 |
Советы родителям | 8 |
Список литературы | 9 |
Введение
В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.
Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.
Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.
Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи – повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.
Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.
Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения – следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.
Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.
Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги – обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).
Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.
В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.
Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее – антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.
Таким образом, домашнее воспитание – это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи – это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.
Советы родителям
♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!
Список литературы
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М.: Медицина, 2003. – 243 с.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
- https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994
Источник
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах интеллектуального развития детей
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он вовлечен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В соответствии с законом «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». «Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Родительские собрания – это основа взаимодействия родителей и педагогов, людей которым предстоит действовать сообща в вопросах воспитания и развития ребёнка. Результаты их усилий часто зависят от эффективности этих собраний. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с целью активизации родителей, для вовлечения их в жизнь ДОУ оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний.
Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Другими словами, в отличие от активных метод, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.
Для эффективности интерактивных методов необходимо соблюдать следующие условия:
• Обеспечивать комфортность участников собрания.
• Заинтересованность родителей.
Нужно объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации, применить полученные знания и т. д.
• Организовать пространство.
Обязательно нужно правильно поставить столы и стулья. Например, поставить их буквой «П» или полукругом, что бы все видели друг друга и могли свободно общаться.
• Предупредить родителей заранее.
Активное участие семьи в воспитании и развитии ребёнка должно являться приоритетным направлением дошкольного учреждения в работе с родителями. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили своё значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Сейчас, в соответствии с ФГО ДОУ все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию.
Именно такие формы взаимодействия нам необходимо использовать в работе с родителями.
Источник
Серова Елена Ивановна, воспитатель
Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга
Взаимодействие семьи и детского сада
в вопросах интеллектуального развития детей
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка».
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова взаимодействие:
1. Взаимная связь двух явлений.
2. Взаимная поддержка.
Конечно, каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок был не только воспитанным, добрым, уважительным, счастливым, но и умным и интеллектуально развитым. Очень многие родители ошибочно вкладывают в понятие «интеллект» непосредственно умение хорошо считать, красиво писать и правильно считать.
Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; это система всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
Как утверждают психологи, формирование интеллекта ребенка в первую очередь зависит не от специальных занятий с дорогостоящими специалистами, а от элементарного семейного воспитания.
Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает человеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.
Представления, познавательные процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы – сложного образования, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
В процессе познавательного развития особое значение играет период от 4 до 7 лет, когда ребенок переходит на определенную ступень развития, более высокую и качественно отличающуюся от предыдущей. Это связано с физиологическими изменениями в коре головного мозга.
После 4 лет восприятие, память, внимание, мышление превращаются из непроизвольных процессов в произвольные, т.е. ребенок прилагает усилия для включения познавательных процессов, действует по принципу «не хочу, но надо». Произвольность познавательных процессов – одно из наиболее необходимых условий последующего развития ребенка и его успешного обучения в школе.
Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4-7 лет способны постигать самые разнообразные знания в достаточно большом объеме.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие родителей может ослабить познавательную активность дошкольника, отрицательно сказаться на расширении кругозора и развитии познавательных интересов.
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество – это прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнеров и участников.
А это значит, что педагоги и родители, объединив усилия, должны сообща решать следующие задачи:
побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
побуждать детей постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;
поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
направлять поисковую деятельность детей;
помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы, нестандартные проблемные ситуации;
приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
поощрять возникающие проблемные вопросы.
Работа по взаимодействию с семьей начинается с изучения семьи. На основе наблюдений за взаимоотношениями детей и взрослых, анкетирования и бесед с родителями вновь поступивших в детский сад детей создается социальный паспорт семьи.
В конце учебного года проводим анкетирование среди родителей с целью найти новые актуальные темы для общения, проводим экспресс – опрос для педагогов с целью изучения особенностей работы воспитателя с родителями и трудностей, которые они испытывают в данном аспекте. Результаты анкетирования показали, что родители наибольшие трудности испытывают в вопросах психического развития ребенка, а воспитатели ограничены в выборе форм взаимодействия с родителями.
Далее разрабатывается план взаимодействия с родителями, в который включены разнообразные формы взаимодействия.
Для педагогов ДОУ проводятся консультации по развитию психических процессов у детей, теоретические и практические семинары по взаимодействию ДОУ с родителями, выставки методической литературы по данной теме: по взаимодействию ДОУ с родителями, по интеллектуальному развитию детей.
Разрабатывая содержание мероприятий для родителей, следует остановиться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития.
В каждой возрастной группе используются наглядные формы работы с родителями, которые включают подготовку памяток, материала на стендах, наглядного материала на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
Также проводятся педагогические консультирования для родителей по темам:
– «Психологические особенности детей дошкольного возраста»;
– «Сенсорное развитие ребенка. Игры на развитие сенсорного восприятия»;
– «Значение воображения для развития ребенка. Игры на развитие воображения» с предварительным анкетированием родителей о важности воображения в развитии ребенка.
В подготовительной к школе группе организовали круглый стол на тему: «Специальная готовность детей к школе» с приглашением учителей начальных классов школ района, с показом занятия с детьми, выставки литературы по проблеме.
Ежемесячно в группах проводятся «Дни открытых дверей» для родителей и законных представителей детей. Тематика определена в каждой группе. В конце учебного года проводится неделя открытых занятий с обязательным приглашением родителей с целью выявления достижений каждого ребенка в разных видах деятельности.
Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является творчество, детское или совместное со взрослыми. Этот период в интеллектуальном развитии ребенка один из самых важных и самых значительных. Свое видение мира дети совместно с родителями воплощают в рисунках и поделках, поэтому традиционными стали выставки рисунков на темы: «Здравствуй осень», «Моя мама», «Зимушка хрустальная», выставки поделок, сделанных руками родителей из природного и бросового материала: «Осенние мотивы», «Необычное в обычном», «Это сделано руками наших пап», «Мамины руки золотые».
Особое значение для познавательного, интеллектуально развития детей на протяжении всего детства имеют игры. С помощью игр идет развитие всех сторон ребенка, познавательных процессов. Игра не только дает возможность укреплять тело, тренировать ум и вырабатывать навыки социального общения, но и развивает наблюдательность и умение концентрировать внимание. Именно в игре проявляется характер ребенка, выявляются его наклонности. Различные игры способствуют развитию малыша на всех его уровнях, от сенсомоторного до словесно – логического.
По этому направлению в ДОУ используются следующие формы работы:
отбор старшим воспитателем педагогически целесообразных развивающих, которые могут быть рекомендованы родителям;
консультации для родителей «Игра и игрушка», «Руководство игровой деятельностью детей» и т. д.;
вечера «Поиграем вместе»;
обучающие тренинги «Как играть с ребенком»;
тренинги по развивающим играм для воспитателей с приглашением психологов;
совместные игры с родителями и сотрудниками ДОУ на праздниках и развлечениях;
спортивные игры соревнования с родителями;
приобретение развивающих игр;
помощь родителей в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр;
новая форма работы «Игры с семейным альбомом».
Были подготовлены для родителей «Правила руководства игрой в семье».
Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки. Музыкальные руководители проводят консультации для родителей с целью знакомства с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Родители привлечены к организации и проведению праздников и развлечений. Традиционные праздники стали эффективной формой общения детей со своими родителями.
Психолог ДОУ организует индивидуальные коррекционные занятия с детьми, в развитие которых наблюдаются небольшие отклонения от нормы. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память. Но работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к делу взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. Отношения психолога, педагогов и родителей в ДОУ построены на партнерском взаимодействии.
Психологом разработаны рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных возможностей.
Опыт работы детского сада по данному направлению был представлен на семинаре для заведующих детских садов и молодых воспитателей города и получил высокую оценку присутствующих.
Список использованной литературы:
Дружинин А., Дружинина О. Как развить интеллект вашего малыша. – М.: «Центрполиграф», 2005.
2. Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. – М: Просвещение, 2004.
3. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников, – СПб.: «Сфера», 2010.
4. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. – М.: «Сфера», 2005.
Источник