Взаимодействие семьи и учреждений образования в развитии ребенка

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения

Взаимодействие семьи и школы – это источник и необходимый механизм их развития. Взаимодействием называется процесс воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимосвязь. Говоря же о взаимодействии семьи и школы, то можно сказать, что это процесс совместной деятельности  и общения родителей и учителей, их взаимосвязь.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания [1]. Необходимым аспектом развития,  социализации и воспитания ребенка является семья. В семье, человек усваивает первые в его жизни роли, приобретая опыт поведения в обществе. Семья, это первая социальная общность, важнейший социальный институт. В дальнейшем, когда ребенок поступает в школу, она становится еще одним важным социальным институтом, после семьи. И здесь важнейшим условием гармоничного развития личности становится взаимодействие семьи и школы.

Часто родители снимают с себя всю ответственность за развитие, воспитание и обучение своего ребенка, и считают, что этим должна заниматься школа. Это неверно. В формировании личности ребенка участвовать должны обе стороны, во взаимопонимании и взаимоподдержке друг друга. И основное условие полноценного сотрудничества, это наличие представления о деятельности друг друга, это необходимо для их взаимопонимания, они должны иметь образ возможностей воспитания друг друга. Сотрудничество семьи образовательного учреждения обусловлено наличием общих целей задач воспитания, единым субъектом воспитания, возможностью взаимного обогащения, условием согласованности своих действий.

В современном мире педагог взаимодействует с семьёй в совершенно новых условиях, это связано с изменением семьи как педагогической системы. Изменилась социокультурная среда, семейные ценности, сами родители и дети. Поэтому для успешного взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения необходимо активное включение семьи в сотрудничество и с детьми и с педагогами, во внеурочную деятельность, и в целом в учебно-воспитательный процесс. В воспитании и обучении для ребенка всё же на первое место выступает семья. Позиция преимущества семьи позволяет реализовать стратегии сотрудничества семьи и школы. Для эффективности взаимодействия семьи и школы, необходимо это взаимодействие организовать, а для этого, в свою очередь, надо наметить его цель и педагогические условия. Целью можно обозначить привлечение семьи и школы  к совместно-полезной, социально-значимой деятельности, необходимо сделать возможным их взаимопонимание. Эти цели обеспечат развитие ребенка школой и семьей, его личности, творческого потенциала, ценностных ориентаций в социуме, в одном направлении. Педагогические условия обеспечивают достижение этих целей.

Сотрудничество семьи и школы выражается в таких направлениях, как оказание профессиональной помощи в воспитании ребенка; обеспечение родителей заданий, выполнение которых требует совместной работы с ребенком; участие во внеурочной деятельности, а именно выставках, днях здоровья, и многое другое. Участие родителей в жизни школы позволяет лучше узнать и понять своего ребенка, получать удовольствие от совместного времяпровождения. Следуя принципу социального партнерства, для успешного осуществления взаимодействия семьи и образовательного учреждения необходимо их единство требований и типа отношения к детям. Также важными условиями успеха является педагогический такт, этика взаимоотношений, педагогическая подготовленность и просвещение родителей, способность увидеть вовремя трудности во взаимоотношениях семьи.

Также, для успешного сотрудничества школы и семьи необходимо их взаимное доверие, ответственность, уважение друг к другу, желание оказать поддержку и помощь. Педагог должен придерживаться безоценочного принципа при взаимодействии с родителем, воспринимая его как субъекта, имеющего свои ценности, установки, жизненный опыт. Также, при осуществлении сотрудничества с семьёй педагогу необходимо опираться на положительные качества ребенка и семьи в целом. Педагогу в своей работе важно укреплять родительский авторитет, опираться на сильные стороны воспитания в семье, относиться с доверием к воспитательным возможностям родителей ребенка.

В системе взаимодействия школы и родителей можно выделить следующие элементы. Ценностно-смысловое ядро, это определяющий компонент взаимодействия. Учебно-воспитательный процесс должен быть максимально открытым и понятным для родителей, в первую очередь через их информирование. Следующий компонент – субъекты, то есть педагоги, родители и дети как участники воспитательного процесса. Здесь педагогам важно способствовать гуманистическому воспитанию у родителей, а значит необходимо изучать и просвещать семьи, обеспечивать консультативную функцию. Третьим элементом является деятельность, ведь именно в ней видим вклад семьи в школьное развитие. Педагогу необходимо включать родителей в жизнь класса и школы, ведь развитие успешных взаимоотношений родителей с детьми происходит именно через совместную деятельность. Школьная атмосфера, предметная среда, соответствующая потребностям учащихся, – это следующий элемент системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогу важно посещать семьи, общаться с родителями. И четвертый компонент это управление. Проанализировать, спланировать, получить мотивацию, организовать, проконтролировать, и осуществить при необходимости коррекцию. При реализации этих функций возможно эффективное управление воспитательным процессом. Осуществляя все эти элементы, педагог включает родителей во взаимодействие. Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к школьному учреждению. Сотрудничество – это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников [2]. 

Для осуществления активного включения семьи во взаимодействие со школой необходимо создание организационно-педагогических условий. То есть например учесть что время проведения какого-либо мероприятия может совпасть с временем профессиональной деятельности родителей. Также, важно создавать такие мероприятия, в которых будет совмещена деятельность родителя и ребенка. Часто для получения обратной связи, активизации родителей во взаимодействии со школой педагоги используют метод «мозговой штурм», дискуссионные родительские собрания, презентации педагогических программ содействия. С помощью этих методов родители могут сами выбрать форму своего участия во взаимодействии, ведется их информирование.

Рассматривая процесс взаимодействия семьи и школы, выделяют формы познавательной, досуговой, трудовой деятельности. Также, существуют формы взаимодействия между педагогами и родителями, как многоплановая организация совместного общения и деятельности.  К формам взаимодействия семьи и школы относятся родительские собрания, тематические конференции, дни открытых дверей, родительский лекторий, посещение семей педагогами и индивидуальные беседы с членами семьи. Остановимся немного подробнее рассмотреть некоторые формы. Так, родительское собрание, это одна из главных форм взаимодействия педагога с родителями. Проводят их для объединения усилий в создании гармонично развитой личности, повышения педагогической культуры родителей, активизировать их включить во взаимодействие. Дискуссия, диспут – обмен опытом воспитания детей, эта форма взаимодействия позволяет активно развивать педагогическое мышление. Также, с целью вовлечения родителей в обсуждение вопросов воспитания, педагоги организовывают родительский клуб. Новой формой взаимодействия является создание семейного клуба – объединение детей и родителей, осуществляющее свою работу на базе школы. Во всех формах взаимодействия семьи и образовательного учреждения осуществляется процесс социализации учащихся. Способами достижения этого взаимодействия является метод. Существуют такие методы, как метод партнерства, метод доверия, коррекции, социальной адаптации, эмпатии, метод совета и многие другие.

В совместной деятельности школы и семьи немаловажен элемент управления их взаимодействием. Для начала необходимо создание совета по координации сотрудничества. Далее следует организовать деятельность проблемной творческой группы, состоящей из педагогов, которые ведут методическую работу, обобщают и распространяют опыт семейного воспитания. Следующим пунктом управления взаимодействием является изучение проблемы и отслеживание её состояния, и результатов решения. Организуются тематические советы педагогов. Далее, изучаются и анализируются результаты, проводят планирование работы педагогов с семьями на новый учебный год. Следующим пунктом проводится отслеживание психолого-педагогической просветительской работы с семьями,  обучение родительского актива, организуется методическая работа по взаимодействию с семьёй для педагогов, а также ведется организация пропаганды взаимодействия педагога с родителями, и его совершенствование. Обязательно в управлении взаимодействием школы и семьи осуществляется  поощрение деятельности и педагогов, и родителей. Ну и последними пунктами является ведение контроля родительского комитета, и контроля работы педагога с семьёй.

Для полноценного взаимодействия родителей и образовательного учреждения имеет большое значение целенаправленное общение с семьёй. И задача педагога в организации сотрудничества с родителями инициировать воспитательную и педагогическую деятельность в семье, для приобретения ей общественно-значимого целенаправленного характера. Гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается включением в процесс воспитания и обучения и педагогов и родителей. И педагог, и родитель имеют общую цель, заключающуюся в помощи ребенку. И тогда, в результате взаимодействия семьи и школы ребенок растет уверенным в своих силах, социально активным, всесторонне развитый, умеющий трудиться, получающий удовольствие от проделанной работы, физически и нравственно здоровый.

Список использованных источников

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 48 с. – 256 с.

2 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с. https://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-167.shtml#book_page_top

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 34» Черновцова Г.С.

Источник

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Воспитание ребёнка сложный и трудоёмкий процесс, который требует усилий, как со стороны его родителей, так и со стороны образовательных учреждений, общества, частью которого он является. Первостепенной задачей воспитания ребёнка является подготовка его к самостоятельной жизни и нормальному (т.е. подпадающему под понятие социальной нормы) взаимодействию с другими членами социума.

Основной проблемой современного воспитания, на наш взгляд, является отсутствие слаженной системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Последние исследования в этой области отражают отсутствие взаимопонимания и, что важнее, взаимоподдержки между этими социальными структурами. Для того чтобы процесс воспитания и образования проходил нормально, ребёнку необходимо иметь авторитетных наставников (как дома, так и в школе, саду и др.), а в современном (демократическом) обществе в семье зачастую складывается модель поведения, при которой учитель/воспитатель воспринимается как обслуживающий персонал. Всё большую распространённость приобретает установка «учитель должен», а «ребёнок никому ничего не должен».

Единого универсального пути решения этой проблемы, на наш взгляд, пока не сложилось. Но современная педагогика не стоит на месте и всё больше образовательные учреждения стараются вовлекать семью в процесс обучения и образования для того чтобы этого отчуждения не происходило. Постараемся рассмотреть этот процесс на примере детей младшего школьного возраста.

Степень научной разработанности проблемы довольно обширна: основные положения отечественной педагогической теории сформулировал А.С. Макаренко, именно на его труды в дальнейшем опираются последующие поколения советских и российских учёных: И.П.Иванов, Т.Е. Конникова, В.А. Караковский И. Ф. Козлов, Н.Ф. Остроменцкая,.  и др. В этих работах отражены канонические образцы взаимодействия семьи и школы в разные временные периоды. В современной педагогике стоит обратить внимание на труды Волкова Б.С., Подласого И.П. в которых они отражают современное состояние проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В первую очередь стоит понять, чем же так опасен конфликт, который рассмотрен в данной работе. Психология младшего школьника устроена таким образом, что ребёнок копирует поведение наиболее авторитетных для него взрослых – в первую очередь это родители. Если родители выказывают своё пренебрежение к педагогу/учителю, который обучает их ребёнка, школьник невольно сам начинает воспринимать учителя как человека низшего по социальному положению. Таким образом, складывается модель поведения, при которой школьник считает всех вокруг обязанными то-то для него делать (обучать, развлекать, заботиться пр.). Родители не отдают себе отчёт в том, что со временем потребительское отношение ребёнок проявит и к ним самим.

На наш взгляд, причины возникновения этого противостояния коренятся в демократизации современного общества. Если Европа более или менее успешно внедряет новые педагогические практики, ориентированные на общество демократического типа, то в России система образования претерпевает изменения гораздо медленнее. Получается, что структура общества изменилась, а система преподавания осталась прежней и адекватно не отвечает социальному запросу. При Советском строе общества ни одному ученику не пришло бы в голову оспаривать авторитет преподавателя, и тем более жаловаться на некачественное преподавание. А на сегодняшний день, из-за того, что наше общество превратилось в потребительское, воспитание ребёнка уже в раннем возрасте закладывается родителями таким образом, что он полностью перекладывает груз ответственности за его образование на школу.

Сегодня от ребёнка редко услышишь, что ОН чего-то не понял или не доучил, гораздо чаще мы слышим, что ЕГО не доучили, что учитель не объяснил. Такое отношение чревато взращиванием инфантильных индивидов не готовых к самостоятельной работе и самостоятельному обучению, что в условиях современного общества является ключевым навыком для выживания. Каждый родитель, защищая «демократические» права своего ребёнка приучает его к тепличным условиям, подрывая авторитет учителя как лидера и наставника. Нередки стали жалобы на учителей со стороны родительской общественности, и, что самое неправильное, в присутствии детей. Ещё сто лет назад Макаренко в своих работах описывал насколько важно не создавать конфликт между родителями или оспаривать решение второго родителя при ребёнке, т.к. это подрывает авторитет взрослых в глазах ребёнка. Эту неизменную истину с трудом, но усвоило большинство современных родителей, а вот с взаимоотношениями родителей и педагогов всё обстоит гораздо хуже.

ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Как уже было оговорено универсального метода решения проблемы не существует. Но есть некоторые инструменты современной педагогики, которые помогают сглаживать сложившуюся ситуацию. В первую очередь, это вовлечение родителей в процесс школьного образования/воспитания. Сейчас это происходит посредством самостоятельных домашних заданий, которые дети должны выполнять непосредственно с родителями, введение электронных дневников успеваемости. Таким образом школа пытается привлечь внимание родителей к воспитанию ребёнка.

И второй, на наш взгляд, наиболее лёгкий способ сглаживания конфликта применение системно-деятельностного подхода в преподавании. В этом случае исключается взаимодействие с семьёй ученика, но становление и закрепление авторитета учителя происходит естественным путём. Суть подхода заключается в комбинировании исследовательской работы ребёнка и соблюдения КЭС (контролируемые элементы содержания), которые необходимы для успешного прохождения школьником процесса обучения.

Эти педагогические установки справедливы и в процессе преподавания в младшей школе. По структуре системно-деятельностного подхода результаты урока (согласно нормативам ФГОС) делятся на три типа:

1. Предметные (освоение текстов культуры и информационная составляющая урока);

2. Метапредметные (самый сложный и трудноидентифицируемый тип; дидактическая основа этого типа – организация самостоятельной исследовательской деятельности ребёнка, формирование способностей к созданию собственных текстов культуры и др.);

3. Личностные (навыки общения, посредством диалога, а также навыки командной и индивидуальной работы).

Урок может содержать как все три типа результата, так и один – это напрямую зависит от цели и задач, которые ставит перед занятием преподаватель. Уникальность уроков с использованием нетрадиционных материалов, на наш взгляд, в том, что они помогают компилировать все три типа задач, а значит достигать большего результата.

В процессе планирования занятия педагог ставит перед собой конкретный вопрос: зачем этот урок нужен школьникам? При этом, ответ на вопрос должен быть актуален для самих детей, иначе пропадает интерес учащихся, а как следствие, падает КПД от урока.

Младший школьный возраст довольно сложный и важный период в воспитании ребёнка и часть (лишь часть!) ответственности за становление личности ложится на плечи школьного учителя, в том числе, и за воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса и применение новаторского подхода к структуре и методам обучения зачастую могут давать прекрасные результаты с точки зрения, как педагогики, так и психологии ученика младшего школьного возраста. Это конечно полностью не решит сложившейся в нашем обществе проблемы взаимодействия родителей и педагогов, но хотя бы частично нейтрализует негативные последствия, которые, если их запустить, могут привести к целым поколениям абсолютно инфантильных и несамостоятельных индивидов которым все вокруг что-то «должны».

Источник

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

  • чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
  • активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
  • тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
  • терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

  • обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
  • оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

 Социально-психологическая защищенность, успешность достижений  ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

  • Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
  • Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.

В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:

  1. по структуре власти в семье;
  2. количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);
  3. наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);
  4. количеству детей в семье (малодетная,  среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт , педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Единым объектом (субъектом воспитания);
  • Общими целями и задачами воспитания детей;
  • Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

  1. обеспечение качественного образования учащихся;
  2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
  3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
  4. подготовка школьников к школьной жизни;
  5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач используются следующие средства:

  • организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
  • привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
  • участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
  • поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

  • формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

Источник