Взаимодействие семьи и школы в развитии ребенка

Взаимодействие семьи и школы в развитии ребенка thumbnail

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

  • чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
  • активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
  • тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
  • терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

  • обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
  • оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

 Социально-психологическая защищенность, успешность достижений  ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

  • Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
  • Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Читайте также:  Влияние спорта на развитие ребенка реферат

Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.

В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:

  1. по структуре власти в семье;
  2. количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);
  3. наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);
  4. количеству детей в семье (малодетная,  среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт , педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Единым объектом (субъектом воспитания);
  • Общими целями и задачами воспитания детей;
  • Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

  1. обеспечение качественного образования учащихся;
  2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
  3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
  4. подготовка школьников к школьной жизни;
  5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач используются следующие средства:

  • организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
  • привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
  • участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
  • поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

  • формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

Источник

Педагогический совет
«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»

“Каждый ребенок приходит в мир,
не имея ни малейшего представления, ни о себе,
ни о том, как взаимодействовать с другими детьми,
что представляет собой окружающий мир.
Всему этому ребенок учится,
общаясь с людьми, в первую очередь,
со своими родителями”
(В. Сатир)Цель:


  • объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.

Задачи:

  • Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

  • Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в развитие личности ребенка.

  • Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно воспитательном процессе школы.

Ход педсовета

В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.
Поэтому нами и выбрана тема педсовета:

“Взаимосвязь семьи и школы в интересах личности ребенка”.
Мы с вами должны отойти от декларативного постулата “Ребенок – субъект воспитания” к методически обеспеченной системе “САМО”: развития личности как помощи ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга, то есть помощь в самоопределении, самореализации, самореорганизации и самореабилитации. Именно эти “само” и составляют сущностную идеологию демократического воспитания и гуманизма в нем.

Сегодня образование это одна из форм социализации, это средство “встроить” растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.

Ребенок, взрослея, просто живет, действует, играет, общается, что-то узнает, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это дает для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается сам!

Читайте также:  Диагностика интеллектуального развития ребенка в школе

Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счете именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания вобразовании.

С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы.
Главные из них:

  1. Единство процесса воспитания в школе и семье с целью все стороннего развития личности каждого ребенка.

  2. Изучение воспитательных возможностей семей.

  3. Повышение педагогической культуры родителей.

  4. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка.

  5. Умение координировать усилия семьи и школы.
    Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?

    Мы не можем поднимать этот вопрос перед родителями, ведь они часто не видят своих детей большую часть дня.

  6. Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
    Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться.

У нас есть интересные примеры такой деятельности.

Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом в лучшую сторону.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

^ Исходя из этого можно выделить три группы родителей:Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

^ Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  • Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  • Участие родителей в управлении школой.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.^ К традиционным формам относятся:Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

^ Родительский лекторий или “Университет педагогических знаний” способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.^ Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей – такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.^ Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).^ Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.^ Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.^ Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.^ Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.^ Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.^ Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.^ Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.^ К нетрадиционным формам организации общения педагогов и родителей относятся:

Читайте также:  Детское изобразительное творчество и его роль в развитии ребенка

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, запросов, потребностей, уровня педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой школы, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров уроков, внеклассных мероприятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет


Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях школы, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.^ Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

^ Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.^ Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения и воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность учителя, классного руководителя.^ Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:Первый – принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми. ^ Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

   · в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

   · в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса, классный руководитель должен:

  • Установить доброжелательные отношения с родителями

  • Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире

  • Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

  • Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя его права

  • Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

  • Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.

  • Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.

  • Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

  • Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя и всего педагогического коллектива.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского, который был убежден в том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

Источник