Взаимодействие семьи и образовательного учреждения для обеспечения полноценного развития ребенка

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     Аннотация: В статье представлена тема раскрывающая аспекты взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, помогающего адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

   Ключевые слова:  семья, социокультурное пространство, взаимодействие, моделирование работы.

       В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело воспроизводство населения, рост материального благополучия страны, сохранность культуры, нравственная культура, социальное и психическое здоровье человека. Семья – основное пространство воспитания, развития человека. Именно в семье индивид постигает основы добра и зла, чести и порядочности, демократических взаимоотношений. Семья –  это воспитательная колыбель человечества. Здесь он совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, политического и философского освоения мира.

       Традиции семейного воспитания оказывают непосредственное влияние на социализацию ребёнка. Ни няня, ни учитель не могут дать ребёнку столько души, ласки, любви и внимания, а если нужно, то и строгости, как семья, мать. Именно мать олицетворяет для ребёнка центр Вселенной, ось мира. А многообразие телесного и словесного общения ребёнка с матерью составляет основу жизненного оптимизма. Русский просветитель Н. И. Новиков  в работе «О воспитании и наставлении детей» отмечал, что ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и твёрже примера родителей. [4, с.17]

       Семья – школа труда, школа жизни, школа поколений, которая может характеризоваться целой системой отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Это объясняется тем, что семья выполняет целый ряд специфических (рождение, содержание и социализация детей) и неспецифических (накопление и передача от одного поколения к другому собственности и статусов, организация производства и потребления, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению “Я” каждого) функций. Поэтому семья – это, прежде всего, социокультурное пространство воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности.[2]
       Сущность социокультурного пространства семьи состоит в том, что это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов семейных отношений и способное выступить интегрированным условием воспитания детей, их здоровьеформирующей деятельности, социального самоопределения. [1]

       Поэтому если образовательное учреждение заинтересовано в доброумном воспитании и здоровьеформирующей деятельности обучаемых, то необходимо содружество с семьёй. В современном обществе взаимодействие образовательного учреждения с семьёй основано на ценностном подходе, который определяет приоритет ценностей в обучении, воспитании и здоровьеформирующей деятельности личности (признание человека высшей ценностью, уважение его чести и достоинства, сотрудничество, взаимопонимание, благожелательность, терпимость, способность личности к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации и т. п.)        

        Эффективное позиционирование семьи как субъекта педагогического взаимодействия опосредовано её социокультурным пространством воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности, которое постоянно самосовершенствуется, саморегулируется. Семья, занимая ключевое положение между социальными институтами и выполняя функцию интеграции между индивидом и социумом, выступает одним из самых активных компонентов социального конструирования и развития, поскольку не только обеспечивает воспроизводство человеческого рода с его социально-культурной преемственностью, но и является самоорганизующейся системой, способной к саморазвитию.

        Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения  направлено на решение следующих задач:

– моделирование системы работы ДОУ по взаимодействию с семьей;

– контроль за ходом, промежуточными результатами  реализации поставленных задач;

– повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогической компетентности родителей;

– обеспечение эффективного взаимодействия между всеми участниками педагогического взаимодействия;

– создание в ДОУ положительного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, корпоративности.

        В целях эффективного решения задач взаимодействия, участниками  деятельности осуществляется:

– подбор программно-методического обеспечения;

– комплекс мероприятий по овладению педагогами и родителями знаниями закономерностей психического и физического развития; успешными и эффективными педагогическими технологиями, приемами, средствами и методами воспитания, обучения и культурологического развития дошкольников;

– овладение технологиями педагогической рефлексии, направленной на развитие у педагогов и родителей педагогических способностей, возникновение интереса и ответственности за конечные результаты воспитательно-образовательной деятельности; умением наблюдать, критически оценивать, по мере необходимости преобразовывать педагогические ситуации и явления, сводить их в единую педагогическую систему;

-распространение лучшего и инновационного педагогического и родительского опыта;

– установление в ДОУ отношений сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.

     Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. [5]

     Во многих ДОУ складывается уникальный опыт работы в этом направлении.  

     Методическая работа по взаимодействию с семьей  строится по двум направлениям:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей

2.  Взаимодействие  педагогического коллектива с семьей.

     1 направление – работа с коллективом ДОУ –  это длительный, регулярный системный процесс, который  осуществляется  по блокам.

     В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

     Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

     Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.

    Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активизации воспитателей. [6]

     В осуществлении каждого  блока системы взаимодействия непосредственно участвует старший воспитатель оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.

      Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется  на несколько позиций, а именно:

1.Диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:

а) выявление особенностей воспитания ребенка в семье;

б) диагностика работы воспитателя с семьей.  

 2.Планирование, в условиях которого в течение учебного года каждый педагог  ДОУ еженедельно планирует работу с семьей, включая:

– наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

– плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

– просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи);

– вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;

– ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

– проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей. 

3.Методическая помощь и контроль, когда  после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению  намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы  методической помощи.

       Отслеживание качества взаимодействия педагогов с родителями  разворачивается параллельно и также носит цикличный характер.

     Вторым направлением в системе взаимодействия  дошкольного учреждения с семьей является  непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.

       Длительный мониторинг в сочетании с анализом  богатого опыта работы педагогического коллектива  с семьями позволяет   выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы:

1 этап – изучение семей воспитанников, детско-родительских отношений, посещение семей на дому;

2 этап – разработка программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания, форм, средств взаимодействия с семьей);

3 этап – реализация программы сотрудничества.

     Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного учреждения.

     Используются различные формы  взаимодействия,  наиболее яркими и эффективными из них являются: организация и работа клуба  «Сад-огород»,  дни здоровья в детском саду, заключительные мероприятия по реализации проектной деятельности, физкультурные праздники.

     При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, причем традиционные формы осмысливаются   по –  новому.

      Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, методической службе ДОУ  удается  наладить эффективную  работу с семьями воспитанников,  решая  запланированные образовательные задачи.  Это подтверждают  результаты  ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности: уровень включения родителей в деятельность ДОУ, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников ДОУ, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОУ.

       В связи с этим,  можно также отметить процесс становления современной модели методической службы дошкольного учреждения, которая ориентирует педагогов и родителей детского сада на новые ценности воспитания, стимулирует развитие у воспитывающих взрослых важных способностей: исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных.

     Необходимо помочь родителям понять, что предметом  поддержки детей становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

     Главное в этой ориентации — формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

      Следует сделать акцент на том, что в наибольшей степени перечисленные выше позиции относятся к дошкольной ступени образования, так как дошкольное детство – наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе (это относится как к педагогам, так и к родителям) – адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

    Таким образом, опыт методического руководства взаимодействием дошкольных учреждений с семьями  подтверждает, что методическая служба, организующая освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, практически способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «ребенок – родители – педагог».

Литература

  1. Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Илюшин Л.С. Компетентный подход в современном образовании: Материалы проекта НФНК. – СПб.,

2002. – 59 с.

  1. Взаимодействие с родителями в детском саду/Г.А. Прохорова-М:Айрис-пресс, 2009.- 64с
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- №5.- С. 34-42.
  3. О воспитании и наставлении детей. Автор: Новиков Н.И. Издательство: Классика КнигаФонда, 2009. –  62 с.
  4. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. 41.
  5. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 448 с.

Источник

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения

Взаимодействие семьи и школы – это источник и необходимый механизм их развития. Взаимодействием называется процесс воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимосвязь. Говоря же о взаимодействии семьи и школы, то можно сказать, что это процесс совместной деятельности  и общения родителей и учителей, их взаимосвязь.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания [1]. Необходимым аспектом развития,  социализации и воспитания ребенка является семья. В семье, человек усваивает первые в его жизни роли, приобретая опыт поведения в обществе. Семья, это первая социальная общность, важнейший социальный институт. В дальнейшем, когда ребенок поступает в школу, она становится еще одним важным социальным институтом, после семьи. И здесь важнейшим условием гармоничного развития личности становится взаимодействие семьи и школы.

Часто родители снимают с себя всю ответственность за развитие, воспитание и обучение своего ребенка, и считают, что этим должна заниматься школа. Это неверно. В формировании личности ребенка участвовать должны обе стороны, во взаимопонимании и взаимоподдержке друг друга. И основное условие полноценного сотрудничества, это наличие представления о деятельности друг друга, это необходимо для их взаимопонимания, они должны иметь образ возможностей воспитания друг друга. Сотрудничество семьи образовательного учреждения обусловлено наличием общих целей задач воспитания, единым субъектом воспитания, возможностью взаимного обогащения, условием согласованности своих действий.

В современном мире педагог взаимодействует с семьёй в совершенно новых условиях, это связано с изменением семьи как педагогической системы. Изменилась социокультурная среда, семейные ценности, сами родители и дети. Поэтому для успешного взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения необходимо активное включение семьи в сотрудничество и с детьми и с педагогами, во внеурочную деятельность, и в целом в учебно-воспитательный процесс. В воспитании и обучении для ребенка всё же на первое место выступает семья. Позиция преимущества семьи позволяет реализовать стратегии сотрудничества семьи и школы. Для эффективности взаимодействия семьи и школы, необходимо это взаимодействие организовать, а для этого, в свою очередь, надо наметить его цель и педагогические условия. Целью можно обозначить привлечение семьи и школы  к совместно-полезной, социально-значимой деятельности, необходимо сделать возможным их взаимопонимание. Эти цели обеспечат развитие ребенка школой и семьей, его личности, творческого потенциала, ценностных ориентаций в социуме, в одном направлении. Педагогические условия обеспечивают достижение этих целей.

Сотрудничество семьи и школы выражается в таких направлениях, как оказание профессиональной помощи в воспитании ребенка; обеспечение родителей заданий, выполнение которых требует совместной работы с ребенком; участие во внеурочной деятельности, а именно выставках, днях здоровья, и многое другое. Участие родителей в жизни школы позволяет лучше узнать и понять своего ребенка, получать удовольствие от совместного времяпровождения. Следуя принципу социального партнерства, для успешного осуществления взаимодействия семьи и образовательного учреждения необходимо их единство требований и типа отношения к детям. Также важными условиями успеха является педагогический такт, этика взаимоотношений, педагогическая подготовленность и просвещение родителей, способность увидеть вовремя трудности во взаимоотношениях семьи.

Также, для успешного сотрудничества школы и семьи необходимо их взаимное доверие, ответственность, уважение друг к другу, желание оказать поддержку и помощь. Педагог должен придерживаться безоценочного принципа при взаимодействии с родителем, воспринимая его как субъекта, имеющего свои ценности, установки, жизненный опыт. Также, при осуществлении сотрудничества с семьёй педагогу необходимо опираться на положительные качества ребенка и семьи в целом. Педагогу в своей работе важно укреплять родительский авторитет, опираться на сильные стороны воспитания в семье, относиться с доверием к воспитательным возможностям родителей ребенка.

В системе взаимодействия школы и родителей можно выделить следующие элементы. Ценностно-смысловое ядро, это определяющий компонент взаимодействия. Учебно-воспитательный процесс должен быть максимально открытым и понятным для родителей, в первую очередь через их информирование. Следующий компонент – субъекты, то есть педагоги, родители и дети как участники воспитательного процесса. Здесь педагогам важно способствовать гуманистическому воспитанию у родителей, а значит необходимо изучать и просвещать семьи, обеспечивать консультативную функцию. Третьим элементом является деятельность, ведь именно в ней видим вклад семьи в школьное развитие. Педагогу необходимо включать родителей в жизнь класса и школы, ведь развитие успешных взаимоотношений родителей с детьми происходит именно через совместную деятельность. Школьная атмосфера, предметная среда, соответствующая потребностям учащихся, – это следующий элемент системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогу важно посещать семьи, общаться с родителями. И четвертый компонент это управление. Проанализировать, спланировать, получить мотивацию, организовать, проконтролировать, и осуществить при необходимости коррекцию. При реализации этих функций возможно эффективное управление воспитательным процессом. Осуществляя все эти элементы, педагог включает родителей во взаимодействие. Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к школьному учреждению. Сотрудничество – это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников [2]. 

Для осуществления активного включения семьи во взаимодействие со школой необходимо создание организационно-педагогических условий. То есть например учесть что время проведения какого-либо мероприятия может совпасть с временем профессиональной деятельности родителей. Также, важно создавать такие мероприятия, в которых будет совмещена деятельность родителя и ребенка. Часто для получения обратной связи, активизации родителей во взаимодействии со школой педагоги используют метод «мозговой штурм», дискуссионные родительские собрания, презентации педагогических программ содействия. С помощью этих методов родители могут сами выбрать форму своего участия во взаимодействии, ведется их информирование.

Рассматривая процесс взаимодействия семьи и школы, выделяют формы познавательной, досуговой, трудовой деятельности. Также, существуют формы взаимодействия между педагогами и родителями, как многоплановая организация совместного общения и деятельности.  К формам взаимодействия семьи и школы относятся родительские собрания, тематические конференции, дни открытых дверей, родительский лекторий, посещение семей педагогами и индивидуальные беседы с членами семьи. Остановимся немного подробнее рассмотреть некоторые формы. Так, родительское собрание, это одна из главных форм взаимодействия педагога с родителями. Проводят их для объединения усилий в создании гармонично развитой личности, повышения педагогической культуры родителей, активизировать их включить во взаимодействие. Дискуссия, диспут – обмен опытом воспитания детей, эта форма взаимодействия позволяет активно развивать педагогическое мышление. Также, с целью вовлечения родителей в обсуждение вопросов воспитания, педагоги организовывают родительский клуб. Новой формой взаимодействия является создание семейного клуба – объединение детей и родителей, осуществляющее свою работу на базе школы. Во всех формах взаимодействия семьи и образовательного учреждения осуществляется процесс социализации учащихся. Способами достижения этого взаимодействия является метод. Существуют такие методы, как метод партнерства, метод доверия, коррекции, социальной адаптации, эмпатии, метод совета и многие другие.

В совместной деятельности школы и семьи немаловажен элемент управления их взаимодействием. Для начала необходимо создание совета по координации сотрудничества. Далее следует организовать деятельность проблемной творческой группы, состоящей из педагогов, которые ведут методическую работу, обобщают и распространяют опыт семейного воспитания. Следующим пунктом управления взаимодействием является изучение проблемы и отслеживание её состояния, и результатов решения. Организуются тематические советы педагогов. Далее, изучаются и анализируются результаты, проводят планирование работы педагогов с семьями на новый учебный год. Следующим пунктом проводится отслеживание психолого-педагогической просветительской работы с семьями,  обучение родительского актива, организуется методическая работа по взаимодействию с семьёй для педагогов, а также ведется организация пропаганды взаимодействия педагога с родителями, и его совершенствование. Обязательно в управлении взаимодействием школы и семьи осуществляется  поощрение деятельности и педагогов, и родителей. Ну и последними пунктами является ведение контроля родительского комитета, и контроля работы педагога с семьёй.

Для полноценного взаимодействия родителей и образовательного учреждения имеет большое значение целенаправленное общение с семьёй. И задача педагога в организации сотрудничества с родителями инициировать воспитательную и педагогическую деятельность в семье, для приобретения ей общественно-значимого целенаправленного характера. Гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается включением в процесс воспитания и обучения и педагогов и родителей. И педагог, и родитель имеют общую цель, заключающуюся в помощи ребенку. И тогда, в результате взаимодействия семьи и школы ребенок растет уверенным в своих силах, социально активным, всесторонне развитый, умеющий трудиться, получающий удовольствие от проделанной работы, физически и нравственно здоровый.

Список использованных источников

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 48 с. – 256 с.

2 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с. https://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-167.shtml#book_page_top

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 34» Черновцова Г.С.

Источник