Взаимодействие семьи и детского сада в музыкальном развитии ребенка

Развитие музыкальных способностей – одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, – это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.

Читайте также:  Первичный и вторичный дефект при аномальном развитии ребенка

Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Кроме того, мы организовываем для родителей приобретение билетов для посещения концертов.

Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.

Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.

В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставлю перед собой, осуществляя музыкальное воспитание детей.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.
  3. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных
    способностей детей.
  4. Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

  • проявление активности и инициативы со стороны родителей;
  • осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

Предлагаю вашему вниманию один из семейных праздников, который сплачивает не только детей, но и родителей. И вызывает у них потребность в содержательном досуге, и быть ближе к своим детям.

План проведения:

Конкурсы:

1. Домашнее задание. Приветствие команд (песня, стихотворение, частушки, проза)

2. Конкурс “Угадай мелодию” Музыкальный номер.

3. Конкурс танцев (вальс, полька, плясовая) Игры со зрителями

4. Конкурс “Угадай, на чем играю”

“Семейный оркестр”:

1 “Ах, вы сени”,

2. “Как у наших у ворот”

3. “Во поле береза”

Музыкальный номер: Детский оркестр “Калинка”

5. Творческое задание “Музыкальный клип”

(инсценировать песню в костюмах)

Ответное слово жюри: поздравление, награждение.

1 — “Музыкальная семейка”

2 — “Веселая семейка”

3 — “Приз зрительских симпатий”

Приготовить: эмблемы, Костюмы, оформить зал (музыкальной символикой, музыкальными инструментами, семейными фотографиями) ПРИЗЫ.

Конкурс “Музыкальная семейка”

Ведущая: Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Все вы сегодня полноправные хозяева своего семейного праздника. Ведь отдых всей семьей, игры развлечения – это всегда здорово. Я думаю, все кто здесь собрались, любят музыку. Поэтому наш семейный конкурс называется “Музыкальная семейка”.

Вы будете соревноваться в умении петь, танцевать, и преображаться в
сказочных героев, отличать музыкальные инструменты играть на них.
Итак, я приглашаю команды занять свои места:

“Скрипичный ключ”, “Домисолька”, “Волшебная скрипка”.

Прошу, дорогие друзья поприветствовать их аплодисментами.

А поскольку это конкурс, и нам не обойтись без жюри. Сегодня у нас присутствуют

(представление жюри – 3 чел.)

Дорогие друзья! А помогать мне вести наш конкурс будет принцесса МИНОТКА!

(Забегает принцесса МИНОТКА)

Минотка: Добрый вечер друзья! Очень рада видеть вас.

Ведущая: Ну вот, все музыкальные семейки в сборе, жюри на месте, можно начинать наше веселое состязание.

Минотка: Но сначала, неплохо было бы, познакомится, И я объявляю первый конкурс “Приветствие”, где команды должны поприветствовать друг друга и рассказать немного о себе. (Домашнее задание)

1. “ПРИВЕТСТВИЕ” (выступление команд)

Ведущая: Прошу жюри оценить конкурс. А мы продолжаем, следующий конкурс “Угадай мелодию”. В этом конкурсе команды должны угадать пять мелодий, сказать как они называются, за правильный ответ – 1 бал

2. “УГАДАЙ МЕЛОДИЮ”

примерные мелодии:

1. “Буратино”

2. “В траве сидел кузнечик”

3.”Кабы, не было зимы”

4. “Антошка”

5. “Песенка львенка и черепахи”

6. “Чунга-чанга”

7. “Два веселых гуся”

8. и. т. д.

Ведущая: А сейчас жюри прошу подсчитать очки, а зрителям предлагаю послушать песню “УЛЫБКА” (ИЛИ ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР)

ЖЮРИ: По итогам, 1 и 2 конкурса

Минотка: Здорово, молодцы! аплодисменты командам. Мы продолжаем, следующий конкурс “СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ” жюри прошу внимательно следить за исполнением этого конкурса

Читайте также:  Создания оптимальных условий для развития ребенка с нарушениями речи

3.”СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ”

(Команды сами выбирают танец по карточкам)

ВАЛЬС, ПОЛЬКА, ПЛЯСОВАЯ

Ведущая: Молодцы! Думаю, все команды справились с заданием отлично. Пока наши музыкальные семейки отдыхают, а жюри подводит итог, мы проведем конкурс со зрителями.

МИНОТКА загадывает музыкальные загадки (приз – конфета)

Минотка: Ну что, устали, ребятки, отгадывать мои загадки, а сейчас мы отдохнем дружно танцевать пойдем.

МАССОВЫЕ ТАНЦЫ : “ЛАВАТА”, “БУГИ-ВУГИ”, “ТАНЕЦ -СИДЯ”

(на усмотрение)

Ведущая: Всем спасибо, можете занимать свои места, а жюри прошу огласить общий итог конкурса. (Выступление жюри)

Минотка: А мы продолжаем наш конкурс, следующее задание “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”, нашим командам нужно самим выбрать себе инструменты, но для этого они должны их угадать. (за ширмой инструменты Минотка на них играет – команда угадывает инструмент и забирает его)

4. “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”.

Ведущая: Теперь инструменты у вас в руках и вам нужно выбрать мелодию, которую вы будете исполнять. Вам предлагается три стрелочки – подходите, выбирайте.

Дети выбирают (на стрелочках – “Ах вы, сени”, “Как у наших у ворот”, “Во поле березка стояла”) Команды исполняют мелодии

Минотка: Спасибо, команды! Вы просто удивили нас всех! А сейчас послушайте выступление ансамбля русских народных инструментов!

Оркестр детей исполняет р.н.п. “Калинка”

Ведущая: Предоставим слово жюри.

Ведущая: А теперь заключительный конкурс нашего вечера! Музыкальный клип!

Наши участники должны за короткое время придумать клип на песню, переодевшись в сказочных героев, т.е. изобразить жестами и мимикой сюжет своей песни.

Источник

Жанна Петрова
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников

Страничка для родителей!

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально – эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а, следовательно, и развитие его личности в целом.

Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и великие педагоги. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается. От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни» (Платон). «Через красоту – к человечности» (В. А. Сухомлинский). «Нравственность должна выступать в форме красоты» (Гегель).

Современные исследователи (М. И. Лисина, Р. С. Буре, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.) подчёркивают неразрывную связь эмоционального развития детей и освоения детьми нравственных и эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного развития личности.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе творить. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса!

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Читайте также:  Условия нормального речевого развития ребенка

В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.

Свои первые впечатления связывают с семьей М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитывали преданность ей. В семье завершается процесс закрепления опыта музицирования, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Педагог и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей.

С целью изучения отношения семьи к музыке, к вопросам музыкального развития ребенка, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, предлагаем Вам, уважаемые родители, заполнить анкенту «Музыкальное развитие ребенка в семье». Эта информация позволит проанализировать специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, имеющиеся условия для развития его музыкальных способностей дома. каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Уважаемые родители! Вы – самые дорогие и близкие люди для своих детей! Дети гордятся Вами, им хочется вместе с Вами и танцевать, и петь песни, и играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на праздниках в детском саду, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Анкета для родителей

Уважаемые мамы и папы! Мы хотим, чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни ребенка. Поэтому надеемся на сотрудничество. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для музыкального воспитания своего малыша.

1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?

а Считаю частью его будущей образованности

б Отвожу одну из главных ролей

в Особого значения не придаю

2. Как ребенок относится к музыкальному репертуару ДОУ?

а Поет детские песни с удовольствием

б Предпочитает копировать песни взрослых

в Совсем не поет и не говорит о детских песнях

г Поет только с взрослыми

3. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

а Посещаю с ним концерты

б Беседую с ним о музыке

в Считаю, что это должны делать в ДОУ

г Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу

4. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

а Интереса не проявляет

б Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии

в Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю

5. Как ребенок реагирует на музыку?

а Сразу начинает петь, как только слышит знакомую песню

б Внимательно слушает музыку

в Пытается движением воспроизвести характер музыки

г Равнодушен к музыке

6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

а Не занимаюсь этим

б Есть музыкальный инструмент

в Есть фонотека с детским репертуаром

Спасибо!

Примерное планирование работы с родителями в 2015-2016 учебном году

№ п/п Мероприятия Сроки

1 Выступления на групповых родительских собраниях по вопросам музыкального развития детей в течение года

2 Оказание помощи в собрании домашней фонотеки, созданию музыкального развивающего пространства дома в течение года

3 Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОО (активное участие в праздниках, изготовление детских костюмов и т. д.) в течение года

4 Обновление информационно-консультативного материала в родительских уголках ежемесячно

5 Анкетирование родителей «Ребенок и музыка» сентябрь

6 Консультация «Играем в оркестре «Домисолька» ноябрь

7 Консультация «Детская музыка в семье» январь

8 Проведение конкурса «Веселый оркестр – своими руками» февраль

9 Консультация «Музыка вокруг нас» март

10 Подведение итогов конкурса «Веселый оркестр – своими руками» апрель

11 Консультация «Лечение музыкой» апрель

Источник