Взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка
Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Большинство взрослых людей – родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.
С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.
Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В “Словаре русского языка” С. Ожегова значение слова ” взаимодействие “объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте “семья – дошкольное учреждение” – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.
Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?
4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?
5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка
6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?
8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?
Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.
Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Изучать семьи своих воспитанников.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:
1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.
2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.
5. Беседы с родителями. Беседа – это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно,так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
7.Наглядную информацию:
– папки передвижки
– фотовыставки
– копилка Добрых дел.
Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе,рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели.Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.
Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Источник
«Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Автор: Сосновская Наталья Владимировна, 2019
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 115 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 115 Выборгского района СПб)
—————————————————————————————-
194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, дом 9, лит. А.
СТАТЬЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Составила:
Сосновская Наталья Владимировна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 115
Выборгского района СПб
Санкт-Петербург
2019
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, … привлечении их к работе детского сада»
(Н.К. Крупская)
Семья – это первый социум ребенка. Семья является образцом, по которому будут строиться отношения ребенка с окружающим миром. Взгляды взрослых на мир, их стереотипы поведения, жизненные позиции находят прямое отражение в поведении детей, определяют особенности детских взаимоотношений. Родители часто не имеют достаточных знаний возрастных особенностей своего ребенка, не обладают достаточной компетенцией в вопросах воспитания. Зачастую процесс воспитания в конкретной семье основан на стереотипах и традициях, которые не всегда являются педагогически верными. Такое воспитание может явиться причиной поведенческих проблем ребенка.
Детский сад, так же как и семья, является важным институтом социализации ребенка. Конечно же, функции семьи и детского сада в части вопросов воспитания несколько различны. И тем более важным представляется взаимодействие детского сада и семьи, которое является залогом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Целью этого взаимодействия является создание единого пространства для развития детей в семье и детском саду, интеграция родителей в детсадовскую жизнь ребенка, становление родителей полноценными участниками воспитательного процесса и полное удовлетворение интересов детей и родителей.
Для реализации этой цели детскому саду необходимо «повернуться» лицом к семье, привлекать семью на свою сторону для реализации единого подхода в воспитании детей, оказывать семье необходимую педагогическую помощь, повышать педагогическую культуру родителей.
Чтобы полностью раскрывались способности и возможности детей, нужно, чтобы семья и детский сад стали открытыми другу. Однако при взаимодействии этих двух структур необходимо реализовывать дифференцированный подход к каждой конкретной семье, учитывая социальный статус и микроклимат семьи. Важную роль играет также выяснение степени заинтересованности родителей в воспитательном процессе.
ФГОС предъявляет ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к условиям создания социальной ситуации развития детей. Эти условия предполагают, в числе прочего, «взаимодействие с родителями … по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС ДО, пункт 3.2.5.)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
- изучение семьи, запросов и ценностей, уровня педагогической компетенции;
- информирование родителей;
- консультирование родителей;
- просвещение и обучение родителей;
- совместная деятельность детского сада и семьи;
Как уже говорилось выше, важную роль в планировании и построении работы с родителями играет выяснение степени их заинтересованности и педагогической компетенции. То есть, на первый план выходит аналитика. В книге «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования» (*) предлагаются следующие аналитические формы работы с родителями: анкетирование, опрос, интервью, беседа, наблюдение за общением ребенка и родителей. Применение вышеупомянутых форм позволяет получить информацию об общекультурном уровне семьи, о наличии педагогических знаний у родителей, о желании семьи получать психолого-педагогическую помощь от детского сада. Только при наличии информации подобного рода возможно построить грамотное общение с родителями.
Второе направление взаимодействия ДОУ с семьей – это информирование родителей посредством рекламных буклетов, информационных стендов, информации на сайте учреждения, личного общения и бесед по телефону. Сюда же относятся родительские собрания, фотогазеты и памятки.
Следующее направление работы с семьей – консультирование родителей. Здесь используются следующие формы: индивидуальное, семейное, очное и дистанционное.
Четвертое направление взаимодействия с семьей – просвещение и обучение родителей – позволяет повысить психолого-педагогическую культуру родителей, скорректировать взгляды родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме этого родители получают возможность ознакомиться с особенностями возрастного и психологического развития детей, овладеть практическими навыками и приемами воспитания. К этому направлению относятся семинары-практикумы, мастер-классы, приглашение специалистов, тренинги, творческие задания, лекции.
* | Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под ред. Верховкиной М.Е., Атаровой А.Н. СПб. изд. КАРО, 2014. |
Ещё одно направление взаимодействия – совместная деятельность детского сада и семьи. Здесь речь идет, в основном, о досуговых формах организации общения. Работа в данном направлении не только позволяет установить позитивные неформальные отношения между родителями и педагогами, но и способствует гармонизации отношений между родителями и детьми.
Необходимо учитывать, что процесс взаимодействия семьи и детского сада будет эффективным лишь в том случае, если это взаимодействие будет носить систематический характер.
Под системой в данном случае понимается не только регулярность взаимодействия с семьей, но и интеграция такого взаимодействия во все образовательные области.
В книге «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования» подробно рассматриваются всевозможные формы взаимодействия ДОУ и семьи. По мнению авторов книги формы работы с родителями целесообразно разделить на пять групп: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, письменные, наглядно-информационные.
Наряду с традиционными формами взаимодействия детского сада и семьи авторы предлагают много новых и интересных способов взаимодействия педагогов и родителей. Рассмотрим некоторые их них.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
ПРАКТИКУМ. Применяется с целью выработки у родителей педагогических умений и навыков, позволяет решать возникающие педагогические ситуации.
ДИСКУССИЯ. Представляет собой обмен мнениями по вопросам воспитания. Позволяет включить родителей в обсуждение актуальных проблем. Способствует формированию умения анализировать факты и явления с опорой на накопленный опыт.
ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ. Дают возможность родителям уточнить и расширить свои педагогические знания.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ. Является формой работы с родителями, желающими изменить свое отношение к поведению и взаимодействию со своим ребенком. Способствует тому, что общение с ребенком становится более открытым и доверительным.
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ. Помогает раскрывать внутренний мир детей, улучшает эмоциональный контакт между родителями и детьми.
ДНИ ДОБРЫХ ДЕЛ. Дни добровольной помощи родителей детскому саду (ремонт игрушек, мебели в группе, оказание помощи в создании ПРС группы). Такая форма взаимодействия помогает налаживанию теплых доброжелательных отношений между родителями и воспитателями.
КАК БЫ НИ БЫЛИ РАЗНООБРАЗНЫ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ, ВСЕ ОНИ ПРИЗВАНЫ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Установление отношений партнерства с семьей каждого из воспитанников.
- Объединение усилий для всестороннего развития и воспитания детей.
- Повышение педагогической компетенции родителей.
- Создание атмосферы взаимопонимания, установление теплых и дружеских взаимоотношений между родителями и воспитателями, налаживание эмоционального контакта.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫСТРАИВАТЬ В ТРИ ЭТАПА
Первый этап – «Давайте познакомимся!». На этом этапе происходит знакомство родителей с детским садом, с коллективом педагогов, с образовательными программами. Кроме этого, раскрываются возможности совместной работы.
На втором этапе, который называется «Давайте подружимся», в работе с родителями используются такие активные формы взаимодействия как тренинги, круглые столы, игровые семинары. Результатом этого этапа становится создание родительско-педагогического сообщества.
Третий этап – «Давайте узнавать вместе». Родительско-педагогическое сообщество направляет свою деятельность на развитие ребенка. Здесь речь идет о проектной деятельности, совместных экскурсиях, посещениях выставок и музеев.
ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ БЫЛО НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ, НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:
- Доброжелательный, позитивный стиль общения с родителями, при котором не уместны категоричность суждений и требовательный тон. Именно на позитивном общении должна строиться вся работа воспитателей с родителями.
- Индивидуальный подход не только в работе с детьми, но и при общении с родителями. Здесь очень пригодится способность чувствовать ситуацию, понимать настроение другого человека. Важно уметь успокоить родителя, посочувствовать, если это необходимо, убедить в необходимости объединения усилий по воспитанию ребенка.
- Взаимодействие должно происходить в форме сотрудничества, а не наставничества. Современные родители, в основном, полагают, что прекрасно умеют воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления не только не принесет положительный результат, но и будет мешать установлению теплых, дружеских отношений между родителями и педагогами. Гораздо более эффективным будет создание атмосферы взаимопонимания, сопричастности, поддержки семьи. Коллективу детского сада необходимо демонстрировать заинтересованность и искреннее желание помочь.
- К любому мероприятию по взаимодействию с семьей необходимо тщательно и серьезно готовиться. На первое место здесь выступает качество, а не количество отдельных, не связанных между собой мероприятий. Плохо подготовленное родительское собрание или не до конца продуманный семинар могут оказать негативное влияние на имидж детского сала в целом.
- Динамичность. Является важнейшим принципом. В современных условиях детский сад просто обязан находиться в режиме постоянного развития, моментально реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательных запросов и образовательных потребностей. В соответствии с этим будут меняться и формы работы с семьей.
В заключении хочется сказать о самом главном. Чтобы взаимодействие ДОУ и семьи было максимально эффективным, нужно, чтобы педагог не просто использовал какие-то способы и формы взаимодействия, а внутренне их принимал, стремился выработать у себя позитивный настрой, был открытым для инноваций и экспериментов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под ред. Верховкиной М.Е., Атаровой А.Н. – СПб.: КАРО, 2014.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2010. – №2.
- Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС // Международный образовательный портал MAAM.RU URL: https://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-182611.html (дата обращения: 30.01.2015).
Источник