Взаимодействие с родителями речевого познавательного развития ребенка

Особенности взаимодействия с родителями

по познавательно-речевому развитию детей

 Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей ребенка.

 Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

         Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

 Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

 В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

 В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

 Наше дошкольное учреждение предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.

 Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника является – речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

 Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

 Цель которой является:

 – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;

 – формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

 – уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

          Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию определяется решением следующих задач:

 ● психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

 ● оптимизация стиля семейного воспитания.

 ● гуманизация детско-родительских отношений;

 ● включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог».

 Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

 Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого надо проводить в группах следующую работу:

 – индивидуальные встречи с родителями

 (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);

 – семинары для родителей по обмену опытом

 (на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома);

 – познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (устраиваем выставки развивающих игр);

 – подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;

 – оформление стенда «Советы специалистов».

 А также:

 ● информировать родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.

 ● Организовывать совместные праздники

 ● Детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.

 ● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.

 ● Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы.

 ● Создание: фотоальбомов «Наша дружная семья», создание совместных детско-родительских проектов.

 ● Тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги и т.д.; разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья».

Читайте также:  Гимнастика языка для развития речи ребенка дошкольного возраста

 ● Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.

 ● Семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» и др.

 ● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

 Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно – речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.

Источник

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

 (из опыта работы)

Выполнила

Романовская Марина Викторовна,

                                                                     воспитатель СП  ГБОУ СОШ №5

                                         г.о. Сызрань

2014г.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

     Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с  введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется  взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
    Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом  является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
    В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними       наблюдателями.
    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
    Я поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей  дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи совместной работы:

  • создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
  • обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
  • повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
  • выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  • определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
  • целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
  • учитывать пожелания родителей, их предложения;
  • познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

          Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

  • групповые собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
  • открытые занятия с детьми;
  • День открытых дверей;
  • приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
  • совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;
  • тренинги игрового взаимодействия;
  • интерактивные выставки;
  • викторины, конкурсы;
  • проектная деятельность;
  • презентации;

     На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» я познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила  индивидуальные рекомендации для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.

     Была организована игротека с родителями. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей я познакомила с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.

    Проводилась

викторина «В гостях у сказки» целью, которой было развитие у детей слухового внимания, творческого воображения, интонационной выразительности речи в драматизациях. В викторине принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло справиться с различными заданиями (отгадывание сказок; решение сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и т.п.)

Читайте также:  Все периоды развития ребенка в утробе матери

     Родители активно участвовали в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны были придумать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создавались альбомы, книжки.

    Также  вниманию родителей была представлена папка-передвижка «Я дарю тебе словечко» целью, которой было обратить внимание родителей на то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    По моей рекомендации родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне». 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

 Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

 Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

 Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

     Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

     Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются  совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

     Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

Читайте также:  Периодизация речевого развития ребенка кратко

     В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Литература:

1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44-47.

2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68.

3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие, Минск, 1991.-620с.

4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М. : Academia, 2000. – 340с.

Анкета для родителей

1. Задумывались ли вы о том, как говорит ваш ребенок?

2. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?

3. Все ли вам нравится в речи ребенка?

4. Поправляете ли вы речь вашего ребенка?

5. Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие  (подчеркните   нужное)?

  • согласование слова в роде, числе, падеже;
  • согласование слов;
  • употребление предлогов;
  • употребление существительных множественного числа;
  • употребление несклоняемых существительных;
  • употребление сравнительной степени прилагательных.

6. Как вы реагируете,  если ребенок ошибается?

7. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи

    есть у вас дома?

8. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного

    возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь

    наших педагогов?

9. Какая форма методической помощи вас бы устроила:

    обзорная консультация специалиста;

    практикум-семинар по данной проблеме;

    индивидуальная консультация.                                          

Анкета для родителей      

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающие с вашей точки зрения.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

  • считаю важной;
  • считаю второстепенной;
  • не интересует совсем.

2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

  • правильное речевое высказывание;
  • выразительное и правильное интонирование речи;
  • правильное произношение  звуков родного языка;
  • владение культурой речи;
  • звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.

3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

  • да;
  • нет;
  • не обращал(а) внимания.

4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

  • обратиться за советом к воспитателю;
  • заниматься с  ребенком самостоятельно;
  • проконсультироваться у логопеда;
  • регулярно заниматься с логопедом;
  • не обращать внимания;
  • другое ______________________________________________________

5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

  • нет;
  • затруднит в общении со сверстниками в детском саду;
  • помешает полноценному общению с людьми в будущем;
  • послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

  • достаточно занятий с воспитателем и логопедом;
  • родители иногда должны заниматься с детьми;
  • родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?_______________________________

План  работы с родителями

сроки

виды  работ

ответственные

Сентябрь

Январь

май

Собрания

Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы».

Тема: «Динамика речевого продвижения ребенка»

Тема: «Итоги коррекционной работы за год. Рекомендации на летний период».

воспитатель

В течение учебного года

Индивидуальные беседы

воспитатель

В течение учебного года

Консультации

«Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение».

«Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями».

«Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации».

воспитатель

Раз в квартал

Наглядная агитация

Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

«Развитие мелкой моторики»

«Развитие речевого дыхания у детей»

Газета «Роль детской книги в речевом развитии детей»

«Знание речевых игр в развитии малыша»

Октябрь

декабрь

Тренинги

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Занятие-тренинг «Давайте поиграем»

воспитатель

май

июнь

Утренник

«Праздник красивой речи»

«Лето красное»

Муз. рук-ль,

воспитатели

Источник