Взаимодействие с родителями по развитию речи ребенка

Екатерина Грачева
Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей (старшая группа)

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка. Положительный результат достигается в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника,

Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Моя работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.

Родителям предлагается перечень лексико-грамматических игр. Перечень игр для родителей представлен на информационном стенде. Всегда возможна консультация по разъяснению игр с детьми. Рассмотрим, к примеру, лексико-грамматические игры на тему «Здравствуй, зимушка-зима!»

1. «Что бывает зимой?»

Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень».

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

2. «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает.Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна.Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения,соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок –

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

3. «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему.По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу,расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

4. «Назови ласково» (с существительными данной темы)

снег – снежок лед — ледок

сосулька – сосулечка санки – саночки

горка – горочка лопата – лопатка

5. “Сделай снеговика”

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур,спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

Также для родителей в родительском уголке помещаются брошюры с активным словариком по каждой теме недели. В данную брошюру входят следующие рубрики

: «Дети должны знать» (имена существительные, прилагательные, глаголы по данной теме, которые предлагается закрепить детям вместе с родителями, «Дети должны уметь» (признаки предмета, описание по плану, сравнение по плану, «Вместе с ребёнком» (загадки, рекомендованная литература, наблюдения).

Одним из сравнительно новых средств обучения является лэпбук. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки, различные картинки, кармашки с дидактическим материалом, в которых организован и записан изучаемый материал. Он также служит хорошим помощником для родителей в речевом развитии детей.

Не маловажную роль во взаимодействии с семьями по речевому развитию детей играют тематические папки-передвижки («Зима», «Весна», «Лето», «Осень», в которых также содержится необходимая информация по развитию речи детей.

Мною планируются проводиться в дальнейшем следующие мероприятия.

Индивидуальные встречи с родителями.

Такие встречи систематически проводятся в течение года. Беседы проводятся с каждой семьей отдельно (индивидуально) в удобное время.

В процессе беседы родителям объясняются сильные и слабые стороны речевого развития ребенка; анализируются наблюдения родителей за речью ребёнка (что радует, что огорчает); разрабатывается план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даются конкретные рекомендации и задания родителям для их ребенка.

Следующая форма взаимодействия – это участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»

«Копилка слов». Традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родителипримерно через такие задания: подобрать с мамой (папой, бабушкой и т. д.) красивые осенние (зимние, вкусные и т. д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым и т. д.) предметом, показать его всем детям и назвать и т. п.

«Я дарю тебе словечко». Эта традиция вводится постепенно. Я «дарю» ребятам слова к различным праздникам. В последующем предлагаю детям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта – добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т. п.

Развитие словаря. Следует обратить внимание родителей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают. Об их детстве и играх, в которые они играли.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка от года до трех лет

Начиная со среднего возраста необходимо интересоваться у ребёнка, как у него прошел день. Желательно привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.

Для активизации в речи детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, следует дома в различных видах детской деятельности рассказывать и показывать ребенку различные качества и свойства предметов рукотворного и природного мира.

После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.

Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы. Причем в старшем дошкольном возрасте детейнеобходимо упражнять в умении подбирать антонимы к разным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.

С 5 лет необходимо в игровой форме закреплять и расширять в речи ребенка словарь синонимов. Для этого можно организовывать речевые игры типа «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова». Работа с синонимами напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли, для передачи эмоциональной окраски.

Грамматический строй речи. Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни должны создаваться специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множ. числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки»все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т. д.с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор. В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа мн. числа сущ.

Детям очень нравится играть с близкими в следующие.игры: «Командир», «Великий Нехочуха», «Спор с Нехочухой». В этих играх незаметно для себя ребенок учится пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол «хотеть».

Проигрывая варианты игры «Волшебник» (все, чего касается «волшебная палочка» уменьшается в размере, родители упражняют ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Игра «Звериный детский сад» способствует закреплению приемов словообразования сущ-х по теме «Животные и их детеныши».

При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок можно использовать игру «Цирк».Игрушки собрались на представление: машинка приехала, кукла пришла и т. д.двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла и т. д.после представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу: машинка переехала, кукла перешла и т. д.

Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например, «Представь, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?», или «Представь, что на столе много вкусной еды. Какая еда стоит на столе?»

По моей рекомендации родители проводят со своим ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи.Ему предлагаются специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т. п. игры в рифмы на подбор слов, близких по звучанию «Поэты».

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и др. члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. д.

Источник

Лариса Тарушкина
«Взаимодействие воспитателя с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Взаимодействие с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников. А для эффективного взаимодействия нужна четкая и методически грамотная система совместной деятельности. В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов, специалистов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

развитие интересов и потребностей ребенка;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. воспитание уважения к детству и родительству;

2. взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

3. повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

4. оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

5. использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

Для своевременного развития речи родители и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

По источнику информации все формы и методы работы с родителямиусловно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

По формам общения:

коллективные, групповые, индивидуальные;

традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Эти формы направлены на педагогическое просвещение родителей.Осуществляется оно в двух направлениях:

внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников ДОУ;

работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Читайте также:  Основными условиями развития личности ребенка развитие чувств

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Взаимодействие по развитию речи с родителями воспитанников старшего дошкольного возрастаможно реализовать через:

информационно-аналитические формы организации общения с родителями;

досуговые формы организации общения с родителями;

познавательные формы организации общения с родителями;

наглядно-информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями.Формы работы:

составление социального паспорта семьи;

анкетирование;

тестирование;

целевое посещение семьи;

проведение социологических срезов и др.

Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание и образование ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детей, в том числе и речевого.

Педагогический совет по теме «Развитие речи дошкольников» с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи и т. д. Участие в конференции дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области развития речи и коррекции речевых нарушений у детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор беседы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал педагогический опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Но следует отметить, что родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, в виде «игры в одни ворота», когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями. В каждом мероприятии необходимо организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольших мастер-классов.

«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, как уже отмечалось выше, изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительскихсобраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад»можно отнести:

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.

Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, общается со сверстниками и взрослыми, самим пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов, предлагаемые педагогами по речевому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста: «У порога школы», «Речевые игры», «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей» и др. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы развития и коррекции речи детей.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития речи детей.

Читайте также:  Пособия по развитию ребенка скачать

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.Примерными темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт игрушек, пособий, книг, мебели, помощь в создании предметно-развивающей речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

К группе познавательных относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, через наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги может наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

К индивидуальным формам относятся:

педагогические беседы с родителями;

посещение семьи;

индивидуальные консультации;

выполнение домашних заданий;

выполнение индивидуальных поручений;

«Шкатулка вопросов» и т. д.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми, игры и общения с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, изготовлять пособия и игры для развития речи и пр.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

К данным формам можно отнести:

тематические развлечения;

литературные салоны;

фольклорные праздники;

ярмарки;

введение речевых традиций;

выпуск стенгазеты;

работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);

семейные встречи

КВН

Следует отметить, что досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только тогда, когда воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии или домашних любимцах, имеют возможность проявить свои знания и умения в познавательной, театрализованной деятельности.

Для взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию речи детейтакже можно использовать следующие формы организации общения:

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Волшебные ладошки» и др.

Наглядно-информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы:

– информационно-ознакомительные;

– информационно-просветительские.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.

К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для родителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы логопеда и педагога-психолога и др.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

Можно рекомендовать создать «Речевой уголок», где родителям будут даваться практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции, от логопеда; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка,например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме.

В рубрике «Играем дома» можно знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Необходимо также составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Папки-ширмы,папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Развитие фонематического слуха у детей», «Правильное дыхание – правильная речь» и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.

Новое в практике работы педагога с семьёй это использование письменных форм общения с родителями.

Как и когда использовать письменные формы общения? Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают воспитателю встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких либо действий

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книгу отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Заключение

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого необходимо давать возможность родителям активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться.

Практический опыт показывает, что благодаря соблюдению основных принципов общения педагогов с родителями (общение на основе диалога; открытость, истинность в общении; отказ от критики и оценки партнера по общению) при организации разнообразных форм взаимодействия с родителями по развитию речи и коррекции речевых нарушений воспитанников дают свои положительные результаты.

Источник