Взаимодействие родителей с ребенком с нарушением в развитии

Лариса Иващенко
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. [/b]

По данным Минздрава России, в нашей стране более 670 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (статистика на 1.01.2019) Среди этих учащихся есть дети тяжелыми множественными нарушениями развития. До введения нового закона об образовании тяжелые дети практически не попадали в поле зрения педагогов, так как имели статус необучаемых. С 2013 года такие дети официально введены в образовательное пространство. И по мере выявления с каждым годом таких детей становится больше.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обучающихся с ТМНР рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. С Введением ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Гармоничная семья — оптимальная среда, в которой происходит развитие и первичная социализация ребенка. Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.

Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум. Появление в семье ребенка с ТМНР влечет за собой тяжелые родительские переживания.

Хочется обсудить некоторые вопросы помощи родителям, они в ней нуждаются зачастую не меньше, чем их дети.

Что происходит в нашем обществе?

Государство, профессиональная среда и СМИ колоссально поменяли к лучшему отношение к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ТМНР

-больше стали писать и говорить в СМИ…

-больше стали делать на государственном уровне…

-стало больше информации…

Но отношение общества в целом к семье не изменилось!

Как говорят сами родители наших учеников:

«Люди не могут, не хотят терпеть нас…»

«Общество не меняется!»

Часто родители слышат в ответ на какой-то поступок ребенка – «А что он у вас, дурак?»

«Отношение как было, так и осталось плохим, нет информированности…»

«Регулярно сталкиваюсь с агрессивным отношением…»

«Пока их самих не коснётся, им всё равно (пофиг…»

Семьи, воспитывающие ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, находятся в особой психологической и социальной ситуации.

Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в благополучной семье является огромным стрессовым фактором для родителей. Довольно часто оно приводит к коренному изменению жизни семьи. После рождения ребенка родители нередко вынуждены менять профессию (а иногда и оставлять ее, чтобы иметь возможность ухаживать за ребенком-инвалидом, что приводит к резкой смене круга общения.

Семья зачастую становится крайне избирательной в контактах, сужая круг знакомых и даже родственников. Нередко следствием рождения больного ребенка становится уход из семьи отца. Эта социальная ситуация усугубляется психологическим состоянием родителей, которые вместо радости и надежды начинают испытывать чувство страха за будущее ребенка, стыда, а иногда и чувство вины перед ребенком.

Выделяют ряд стадий адаптации родителей к болезни ребенка.

Они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам.

Первая реакция — шок, онемение, иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась.У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование (диагностика) проведено небрежно».

Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь. Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз,но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности.

Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты, по возможности, не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос.

Я достаточно подробно остановилась на анализе состояния родителей с тем, чтобы обосновать содержание работы, которая, на мой взгляд, необходима с семьями детей с ТМНР.

Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи, по преодолению тревог, связанных с воспитанием в семье ребенка с особыми потребностями; поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.

К моменту, когда ребенок появляется в школе, а это возраст 8-9 лет, лишь некоторые родители уже преодолели стресс, вызванный появлением в семье ребенка с ТМНР, приняли факт заболевания ребенка, правильно оценивают его состояние и возможности, адекватно требовательны к нему.

Мое внимание более сосредоточено на тех семьях, где сформировался особый характер внутрисемейного взаимодействия. Самым распространенным явлением в семье ребенка с нарушениями психического развития, является нарушение эмоционального взаимодействия между членами семьи. Что приводит к изменению характера супружеских отношений, росту неудовлетворенностью семейным взаимодействием. Часты случаи распада семьи, и тогда вся нагрузка по воспитанию ребенка ложится на мать.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка психология

Из ранее сказанного следует, что родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития,нуждаются в помощи:

– психологической – информационной – методической

Что проведено мной на данный момент?

Одна из форм моего взаимодействия с семьей это работа по сбору информации о семье.

-Анкетирование родителей по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина) (сентябрь, октябрь) По результатам анкетирования двое детей из шести к началу октября находились в зоне адаптации, и четверо в зоне неполной адаптации. Начата работа по мной составленному опроснику, в котором затронуты острые вопросы о будущем ребёнка и его семьи.

-Также были проведены консультации родителей (сентябрь, октябрь)

-Консультационная работа при анализе данных ПП консилиума. Информирование родителей об объективных возможностях ребенка; основных направлениях работы.

-Планирование работы на основе анализа данных анкетирования.

-Встреча по обмену опытом между родителями, выяснение ожиданий родителей, определение интересующих их направлений работы.

В моей работе на важное место выходит обмен опытом с родителями приемами и методами оказания развивающей помощи ребенку, помощь в принятии индивидуальности ребенка, особенностей его развития. А также) обеспечение преемственности в требованиях, которые предъявляют ребенку и, конечно же, укрепление доверительных отношений, которые складываются между семьей и педагогами.

Кроме вопросов, касающихся развития ребенка, остается много вопросов, по которым родителям хотелось бы получить информацию, или поделиться своим опытом. Это вопросы, связанные с личными переживаниями, отношениям внутри семьи, семейным окружением.

Недавно сами родители стали соведущими нашей встречи, так мама ребенка поделилась своим опытом, как ей удается сохранять положительный настрой, находить силы и позитивно относится к жизни, после того как ее ребенку поставили диагноз. Такая работа дает возможность получить новый опыт самопонимания для родителей, отношения к себе, саморегуляции.

В случае если мама не готова к групповому взаимодействию и я вижу необходимость работы, то предлагаю индивидуальное консультирование.

Моя задача — помочь родителям переформулировать проблему в задачи, и начать действовать. Именно с этого и надо начинать сотрудничество. Запросы, с которыми родители обращаются, касаются не только проблем, связанных с ребенком, но и сопутствующих трудностей.

Ценно, что родители обращаются за помощью, так как, улучшая свое психологическое состояние, у родителя появляется ресурс для позитивного взаимодействия с ребенком, это так важно в нашей ситуации.

Мне хочется верить, что подобная поддержка помогает родителям преодолеть эффект «социальной изоляции», настраивает их на эффективное взаимодействие с ребенком и в конечном итоге создает предпосылки для максимальной реализации возможностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Задача педагогов – продемонстрировать родителям возможности развития) детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и настроить их на продуктивное сотрудничество, научить замечать любой прогресс в состоянии ребенка, что в конечном итоге приводит к некоторому повышению эмоционального фона в семье и, как следствие, снижению влияния стрессогенных факторов.

Взаимодействие с родителями детей – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы, не оставить без внимания переживания родителей.

Источник

«Взаимодействие педагогов с семьями

детей с нарушениями в развитии».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого развития является наиболее актуальным.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирование его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители, участие которых в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

В процессе взаимодействия с семьями часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.

Обеспечение тесной взаимосвязи в работе с родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.

Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.

Цель работы с родителями – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Задача воспитателей и учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

Работу с родителями в нашей группе можно разделить на два вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

– Родительские собрания;

– Информационные стенды, папки-передвижки;

– Индивидуальные беседы;

– Консультации.

Практические формы работы с родителями:

– Домашние задания (тетради логопеда);

– Открытые занятия;

– Изготовление пособий для д/и, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики.

Читайте также:  1 год ребенку развитие лара

Работу целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени; во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую получают от педагогов; в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, им нужно предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой.

На стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно-развивающего обучения: советы, рекомендации, фотографии детей на занятиях, прогулке, во время режимных моментов.

Консультации в совместной работе педагогов и родителей важны. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или другому вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество. Консультации должны быть предельно четкими, содержать конкретный материал. Наиболее актуальные темы – это «Выполнение домашних заданий», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков дома» и др. К консультациям организуется выставка пособия, литературы, дидактических игр.

В своей практике мы используем такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции нарушений речи. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка.

В структуре речевого дефекта детей с ОНР особое место занимают лексико-грамматические трудности. В коррекционно-развивающей работе по их преодолению используют различные приемы и методы, логопедом в нашей группе составлены логопедические тетради, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий, привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению домашних заданий.

Очень важна для  родителей и наглядная форма работы. Наглядность агитации обеспечивается применением сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов. Этим мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи детей. С этой целью мы проводим фронтальные открытые занятия для родителей («День открытых дверей»). Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Как правило, родители довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать больше и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно.

Немаловажную роль в работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношение между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

С помощью вышеприведенных форм взаимодействия мы не только устанавливаем партнерские отношения с родителями, но и создаем атмосферу общности интересов, повышаем педагогическую компетентность родителей, обучаем родителей конкретным приемам логопедической работы.

Список литературы:

1.Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями в речи. – М.: Экзамен, 2006. – 420с.

2.Дуплинская А.О. О речевом дыхании детей с дизартрией // Дошкольное воспитание. – 2008. – №3.-С.13-16.

3.Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей. // Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.

Источник

Елена Панова
Особенности взаимодействия родитель — ребенок

«Особенности взаимодействия родитель – ребенок»

Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.

Первым этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений, их особенности.

Мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа. Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.

Изучение особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью методики «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.).

Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.

Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» является «зеркальным»и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом,опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:

1. Нетребовательность – требовательность

2. Мягкость – строгость

3. Автономность – контроль

4. Эмоциональная дистанция – близость

5. Отвержение – принятие

6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

7. Несогласие – согласие

8. Непоследовательность – последовательность

9. Авторитетность родителя

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком родителем).

Процедура опроса: при заполнении опросника родителямпредлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

По итогам проведения нашего исследования были получены следующие данные.

Читайте также:  Развивающие игры для развития памяти ребенка

Анализ полученных результатов:

Анализ полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.

1 шкала: Нетребовательность — требовательность родителей (7%). Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем по результатам исследования видно, что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего числа опрошенных.

2 шкала: мягкость-строгость родителя (12%). По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям, наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей говорит о том, что при всей требовательности к личности ребенка, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку (22%). Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%). Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Анализируя данные родителей, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения родителей и детей более доверительные и близкие.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем (6%). Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку. Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о том, что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем и ребенком довольно велика. Остальные же родители стараются более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%). Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и детьми, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%). Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя (3%). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.

9 шкала: авторитетность родителя (5%). Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%). По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре детско-родительских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.

Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации детско-родительских отношений.

Заключение

Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.

К сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка.

Задача родителей – так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.

Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.

Источник