Взаимодействие ребенка с нарушением в развитии с семьей

Взаимодействие специалистов и семьи в процессе коррекционно- развивающих  занятий с ребёнком, имеющим тяжелые нарушения  развития.

В настоящее время проблема оказания психолого-педагогической помощи детям и семьям детей, у которых имеются комплексные нарушения в развитии, является наиболее актуальной в специальной педагогике.

У таких детей выраженность нарушений в развитии является:

1.Значительным препятствием в процессе их воспитания и обучения.

2.Причиной низкого уровня работоспособности.

3.Существенным затруднением их социальной адаптации.

В связи с  вышеперечисленным в работе с данными детьми возникают значительные сложности при использовании традиционных приёмов и методов.

Работа с семьёй сложного ребёнка также вызывает ряд трудностей и требует дополнительных усилий со стороны педагога. Возникновению трудностей способствует ряд факторов:

  1. Обследование ребёнка, постановка диагноза – стресс для семьи.
  2. Родители испытывают вину за происшедшее – возникает тревога, депрессия.
  3. Отсутствие знаний о реальном развитии ребёнка.
  4. Возможность ограничений.

 Достичь продуктивных результатов с детьми мы можем только во взаимодействии с семьёй.

Для оказания максимально эффективной помощи ребёнку все участники процесса должны понимать уровень его психофизического состояния, сильные и слабые стороны; иметь полное представление о том, какую помощь (медицинскую, психологическую, педагогическую) получает ребёнок на данном этапе. Это позволяет ставить общие задачи, иными словами, позволяет составить индивидуальную программу развития.

При составлении программы необходимо учитывать ожидание родителей от предстоящего сотрудничества. Без учёта родительских ожиданий динамика у ребёнка может быть недостаточной, а может быть и частично отрицательной. Родительские эмоции и чувства также могут быть различны.

Мы понимаем, что ожидания родителей часто недосягаемы, потому что они возникают с опорой на нормальное развитие, что закономерно на первоначальном этапе взаимодействия с ребёнком. В  некоторых случаях родители не могут сформулировать задач .Родители могут занижать возможности ребёнка.

В зависимости от высказанного родителями запроса специалисты ведут себя по-разному ,побуждая семью к постановке задачи. При высказывании общей нереалистичной  перспективы развития можно попросить родителей конкретнее  сформулировать, что должен освоить ребёнок. При озвучивании нереальных задач педагог описывает тот путь, который должен пройти  человек в формировании того или иного навыка ,обозначает этапы этого пути ,показывая какие  умения должны появиться, в какой последовательности. При этом разъясняет семье, что данная задача может не реализоваться так, как этого хочет семья, но обозначаем направления ,которые позволят получить желаемый результат. Если родители не могут понять, что для них является приоритетным, то к постанове задач следует вернуться после беседы о трудностях ребёнка.

Программа составлена, начинается комплексное  медико-психолого-педагогическое  воздействие на ребёнка и сотрудничество специалистов и семьи. На начальном этапе с ,точки зрения родителей, как правило, не происходит чего -либо важного в развитии ребёнка. Но специалисты подмечают малейшие положительные изменения в поведении и развитии ребёнка и разъясняют это родителям. Специалисты должны найти адекватные слова, чтобы отметить положительные изменения и в то же время не обнадёжить родителей «что всё будет хорошо, если мы все будем постоянно заниматься». «Хорошо» и это мы знаем, бывает редко у ребёнка со сложным комплексным дефектом.

Какие могут быть особенности у ребёнка с комплексными нарушениями восприятия учебного материала.

  1. Ребёнок демонстрирует умение  только с определённым специалистом.
  2. Ребёнок дома не выполняет то, что он выполняет в учреждении.
  3. Ребёнок выполняет что- либо только в домашних условиях. (Родители демонстрируют видео)
  4. Ребёнок выполняет что -либо только в домашних условиях с определённым человеком.
  5. Ребёнок начал выполнять то, чему учили (и дома, и в учреждении) но забыл некоторые предыдущие навыки.
  6. Ребёнок выполняет действия только с определённым материалом ,не перенося действие на иное.( Разбирает только одну конкретную пирамиду).

Всё эти особенности с родителями проговариваем. Важно: мы говорим родителям, что мы им верим и рады, когда они утверждают про умения своего ребёнка, которые проявляются дома, а в учреждении не наблюдаются.

Если мы это не проговорим, то реакция со стороны родителей может быть негативной, и сотрудничество с семьёй будет идти в дальнейшем с напряжением, а оно нам нужно продуктивное.

Настойчиво и доброжелательно объясняем родителям, что ребёнок должен презентовать свои способности не только дома, не только в детском саду, но и в других образовательных и медицинских учреждениях. Это нужно для дальнейшего определения пути ребёнка после дошкольного учреждения. Поэтому работаем все вместе во всех направлениях.

На наших игровых занятиях в КПЦ присутствие родителей обязательно, родители видят своего ребёнка, других детей и активно сотрудничают. Мы, специалисты, постоянно подчёркиваем значимость участия родителей в развитии их детей, говорим, что работаем только вместе. Это так на самом деле. Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребёнка, в то время как его семья с ним всегда; оттого ,насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребёнка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семи.

Читайте также:  Коррекция и развитие волевой сферы ребенка

Для поддержки родителей важную роль играют организация и проведение различной совместной деятельности. В КПЦ совместная деятельность детей, специалистов и родителей помогает настроить родителей на лад сотрудничества и частично снимает родительскую тревогу,а зачастую и агрессивность. Ярким показателем включённости родителей в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности, понимание проблем и побед ребёнка, изготовление своих пособий, описание своих приёмов при тренировки ребёнка дома чему-либо.

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

Читайте также:  Интеграция в обществе ребенка с отклонениями в развитии

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Читайте также:  Индивидуальная программа речевого развития ребенка дошкольного возраста

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник

Анна Чернышева
Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями

Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями

На данном этапе развития специальной педагогики стало очевидно влияние семьи на возможность возникновения позитивного прогноза в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осуществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллектуальное нарушение, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и другие. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.При построении программы выносятся основные принципы:

1. обязательная связь коррекционного обучения с социальным воспитанием

2. неразрывность процесса обучения и воспитания

3. осуществление целенаправленного обучения, ориентируясь на особенности сензитивных периодов развития.

4. включение семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Реализация программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т. д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории.

В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.

На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адекватного восприятия ребенка родителями.

Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации. Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В. В. Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями, по ее мнению,являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью.Задачи этого направления включают:

– формирование новых жизненных ориентиров у родителей;

– коррекцию взаимоотношений;

– коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей;

– гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением.

Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.

В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.

Источник