Взаимодействие педагогов с родителями в интересах развития личности ребенка

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, -тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д. Ушинский
Одной из задач педагогики является – воспитание и развитие личности, мыслящего гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.
Важной задачей педагогов является также развитие индивидуальности учащихся.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность – это то, что отличает человека от животного и социального мира.
Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности.
Переступив порог школы и впервые сев за парту, ученики постепенно, шаг за шагом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Педагогам и родителям необходимо быть готовым к трудностям, постараться предугадать перемены, которые непременно произойдут на разных этапах развития ребенка. Необходимо постараться вовремя перемениться самим- в своем подходе к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с ними.
Поэтому необходимо знакомить родителей с некоторыми ведущими чертами сложного процесса становления личности и становления индивидуальности ребенка во всех стадиях его взросления, чертами, которые сохраняют свое значение при всем бесконечном разнообразии детских характеров и темпераментов, ситуаций и условий, в которых протекает воспитание.
Не секрет, что влияние внутри семейной атмосферы имеет огромное влияние на личностное развитие и становление индивидуальности ребенка. Поэтому в наше время, когда родители большую часть времени заняты зарабатыванием денег- обеспечением своих детей, а свободное время посвящают заботам по домашнему хозяйству, времени для того, чтобы уделить внимание детям остается все меньше и меньше. К тому же родители не знакомы с принципами педагогики и психологией, зачастую роль воспитателя перекладывают на плечи педагогов, считая, что их задача- материальное обеспечение своего ребенка выполняется.
Однако, влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания. В Семье ребенок получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность и приобретает индивидуальность.
Современные гуманитарные науки используют понятие «детоцентризма» – признание ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня , формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи.
Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не всегда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, личный рост и карьера.
По отношению к ребенку семьи можно поделить на два типа:
- Благополучная семья, где все члены семьи связанны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть срессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
- Неблагополучная семья, это такая семья, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, где оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья и экономически несостоятельная- главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов. Ика,
В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка Сочувствующий стильРебенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.Интровертированный тип личности ребенка Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.Попустительский стильРебенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия. Конформный тип Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.Состязательный стильРодители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям. Доминирующий тип Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.Рассудительный стильПредоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.Сензитивный типЧувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.Предупредительный стильРодители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости. Инфантильный типНесамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.Контролирующий стильРодители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.Тревожный типВспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.Гармоничный стильОн является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Выявить проблемы семьи ученика, помочь в решении и исправлении ситуации, призваны педагоги и психологи, работающие с ребенком в школе. Немаловажную роль в этом процессе играет классный руководитель, который имеет непосредственную связь с семьей ученика.
Для взаимодействия с родителями можно применить следующие формы работы с родителями:
- Беседа, целью которой является установление контакта между учителем и родителями;
- Телефонный звонок – для получения информации от родителей, оповещение родителей.
- Опросники, анкеты- используются для изучения различных сторон воспитательных воздействий родителей, отношения к ребенку;
- Посещение занятий родителями- знакомство родителей с особенностями класса, отдельного ученика, учителя;
- Родительские собрания – цель которых повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни класса;
- Досуговые мероприятия – формируют эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, культуру досуга и инициативу родителей;
- Совместное творчество – сплочение родительского коллектива в организации совместной деятельности;
- Индивидуальное консультирование, цель которого – помощь в решении проблем ребенка и родителя;
- Посещение детей на дому – для контроля, поддержки, получения информации;
- Благодарственные письма –для поощрения и стимуляции родительской инициативы.
- Разработка памяток для родителей – советы педагогов и психологов родителям.
Памятки родителям.
10 заповедей родительства.
- Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
- Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот- третьему: это -необходимый закон благодарности.
- Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
- Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его- тяжела не меньше, чем вам-ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычкию
- не унижайте!
- Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
- Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
- Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним , радуйтесь, потому что ребенок- это праздник, который пока с вами.
- Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
Правила взаимопонимания.
- Ставьте интересы других людей выше собственных.
- Будьте преданы своей семье, не предавайте ее.
- Будьте верны и надежны.
- Уважая других, уважайте себя.
- Терпимо относитесь к другим точкам зрения.
- Воспринимайте людей как равных себе.
- Учитесь сопереживать другим, ставя себя на их место.
- Умейте прощать и не будьте обидчивы.
- Живите в согласии с самим собой и другими людьми.
- Проявляйте чуткость.
- Будьте уверенны в себе.
- Будьте свободны от лжи и обмана.
- Умейте контролировать свои желания и поступки.
- Упорно идите к цели, невзирая на препятствия.
- Стремитесь делать все как можно лучше.
Тест родительско- детских отношений.
(авторы А.Я. Варга, В.В. Столин)
инструкция. Отметьте те утверждения, которые вы считаете верными.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше отгораживать ребенка от реальных жизненных проблем, если они травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немного незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все плохое, как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
- Я жалею своего ребенка.
И тд
При взаимодействии педагога с родителями, необходимо следовать семи обязательным правилам общения с родителями:
- уважение
- помощь
- объяснение
- благодарность
- доверие
- желание учиться
- умение общаться и задавать вопросы.
Источник
Педагогический совет
«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»
“Каждый ребенок приходит в мир,
не имея ни малейшего представления, ни о себе,
ни о том, как взаимодействовать с другими детьми,
что представляет собой окружающий мир.
Всему этому ребенок учится,
общаясь с людьми, в первую очередь,
со своими родителями”
(В. Сатир)Цель:
объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.
Задачи:
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в развитие личности ребенка.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно воспитательном процессе школы.
Ход педсовета
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.
Поэтому нами и выбрана тема педсовета:
“Взаимосвязь семьи и школы в интересах личности ребенка”.
Мы с вами должны отойти от декларативного постулата “Ребенок – субъект воспитания” к методически обеспеченной системе “САМО”: развития личности как помощи ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга, то есть помощь в самоопределении, самореализации, самореорганизации и самореабилитации. Именно эти “само” и составляют сущностную идеологию демократического воспитания и гуманизма в нем.
Сегодня образование это одна из форм социализации, это средство “встроить” растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.
Ребенок, взрослея, просто живет, действует, играет, общается, что-то узнает, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это дает для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается сам!
Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счете именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания вобразовании.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы.
Главные из них:
Единство процесса воспитания в школе и семье с целью все стороннего развития личности каждого ребенка.
Изучение воспитательных возможностей семей.
Повышение педагогической культуры родителей.
Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка.
Умение координировать усилия семьи и школы.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?Мы не можем поднимать этот вопрос перед родителями, ведь они часто не видят своих детей большую часть дня.
Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться.
У нас есть интересные примеры такой деятельности.
Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом в лучшую сторону.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
^ Исходя из этого можно выделить три группы родителей:Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
^ Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.Содержание работы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении школой.
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.^ К традиционным формам относятся:Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
^ Родительский лекторий или “Университет педагогических знаний” способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.^ Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей – такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.^ Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).^ Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.^ Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.^ Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.^ Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.^ Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.^ Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.^ Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.^ К нетрадиционным формам организации общения педагогов и родителей относятся:
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, запросов, потребностей, уровня педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой школы, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров уроков, внеклассных мероприятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях школы, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.^ Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
^ Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.^ Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения и воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность учителя, классного руководителя.^ Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:Первый – принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми. ^ Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
· в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
· в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса, классный руководитель должен:
Установить доброжелательные отношения с родителями
Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире
Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя его права
Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.
Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.
Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности
Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя и всего педагогического коллектива.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы в развити