Взаимодействие матери и ребенка с нарушениями в развитии

ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ларионова Татьяна Егоровна,

г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учитель индивидуального обучения

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а так же с воспитанием и обучением детей, в том числе и с нарушениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина – отец больного ребенка – обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения ребенка с нарушениями в развитии и таким образом не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно как психика матери. Приведенные характеристики, являются наиболее распространенными, но, безусловно, есть и исключения из правил.

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую ребенка с нарушением в развитии, усиленно. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать.

В результате этого у нее бессознательно могут сформироваться негативные чувства, деструктивные стратегии поведения, осложняющие отношения и с ребенком, и с другими членами семьи, и в первую очередь, с самой собой. По мнению И. В. Карпенковой, главными из них являются:

1. Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого – резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах;

2. Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе: «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье и т.п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания;

3. Отказ от ребёнка или отстранение от него, когда родители делают вид, что ребёнок вовсе и не болен и т.п.

Эти позиции выражены в той или иной степени практически у всех родителей, и особенно у мам, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. Важно отметить, что мы имеем в виду бессознательные процессы, и поэтому бессмысленно обвинять маму с больным ребенком, что она себя как-то не так ведет. Это ее беда. Многие мамы, осознавая свои проблемы, справляются, приспосабливаются к «новой жизни», т. е. жизни с больным ребенком. Многие из женщин, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности (собой, жизнью). Это чувство также влечет за собой множество негативных последствий. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие матерей по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущения «конца жизни».

Позиция матерей, имеющих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, и их реакции на ребёнка описаны в исследовании О. Б. Чаровой и Е. А. Савиной. Результаты показывают, что аномальный ребёнок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый, обиженный, страдающий, агрессивный. Качественный анализ ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребёнку. Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребёнка является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). Нередко родители испытывают горе и страдание (15%) и тому подобное. Преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.

Исследование показывают, что матери детей с умственной недостаточностью больше подавлены, больше занимаются с детьми и в то же время испытывают трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей.

По мнению И. В. Левченко и В. В. Ткачевой особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку, на этом фоне отношения могут изменяться между родителями ребенка, матерью ребенка с нарушениями в развитии и ее родителями или родителями мужа. Иногда со стороны бабушек и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с нарушением в развитии и его матери («Ты виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» или «Ты виноват, что бабушка болеет»).

Матери находятся с детьми постоянно, так как ребенок своими биологическими особенностями предъявляет специфические требования к матери. Она, в свою очередь, осуществляя его связь с внешним миром, и должна стать своеобразным “буфером” между ребенком и средой.

Читайте также:  Перечислите направления развития ребенка по фгос

Вследствие этих причин матери детей с нарушением в развитии оставляют работу по избранной специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или же переходят на низкооплачиваемую неквалифицированную работу чаще всего надомную.

Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился ребенок с нарушением, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые да матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности. По данным Р. Ф.Майрамяна, сообщение об интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению у 54% обследованных матерей различных психосоматических расстройств. Матери жалуются на колебание артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Однако родительский стресс меньше в тех семьях, в которых существуют взаимоподдерживающие отношения.

Пытаясь понять происшедшее матери констатируют причинные объяснения, эмоции, реакции. Эти объяснения могут быть расклассифицированы на три категории: неличностная причинность, личностная причинность, смешанная причинность.Более 70% матерей объясняют расстройство неличностными причинами, такими, как случай, наследственность, загрязнение атмосфере и др. На первом месте стоит, случайность или неудачливость. Далее – воля господняя, а затем – факторы, связанные с особенностями беременности, труда, загрязнение, наследственности, медицинского обслуживания, а также происшествия, физические травмы. Матери с более высоким самоконтролем считают причиной нарушений у ребенка себя и испытывают чувство вины. Матери, которые верят в способность ребенка к реабилитации, более склонны обвинять других.

Матери также различаются по степени веры в возможность позитивных изменений в ребенке. Часто родители не информированы о том, что случилось с их ребенком и почему. Открытая информация меняет отношение матери на причину детского расстройства, способствует эффективному управлению жизненной ситуацией, формирует адаптивные способности семьи.

B. B. Ткачевой было также выявлено несколько преобладающих личностных тенденций, у родителей детей с нарушением интеллекта.

Первая группа родителей – это те, которые подвержены сверхконтролю. Они объясняют свою личную пассивность, некоторую отстраненность от активной жизни тем, что борьба за здоровье ребенка источила их силы.

Вторая группа объединяет пессимистичных родителей, которые любую ситуацию интерпретируют как безвыходную. Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность таких матерей. Характерной чертой родителей эмоционально-лабильной группы является выраженная демонстративность в поведении и суждениях, артистичность и желание обратить внимание, склонность к истеройдным реакциям в стрессовых ситуациях. В поведении родителей импульсивной группы чаще всего проявляется нетерпеливость и импульсивность. Они отказываются понимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую. Часто такие родители направляют свои силы на поиски лучших педагогов, учителей логопедов. Импульсивные поведенческие реакции могут проявляться в отношении к ребенку с нарушением интеллекта в виде неадекватных форм наказания или реакций на органический дефект ребенка. Ригидных родителей отличает трезвая оценка жизненных обстоятельств, выраженное чувство соперничества, лидерства, выносливость в стрессовых ситуациях. Им присуща максимальная потребность в избавлении их больных детей от недуга. Группе тревожных матерей свойственна высокая чувствительность и подвластность воздействиям среды, повышенная чуткость к опасности. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными эмоционально наполненными отношениями со своими больными детьми. Эта эмоциональная привязанность проявляется часто как форма чрезмерной родительской опеки, что может лишить ребенка самостоятельности и вредить ему. Характерной особенностью индивидуалистичной категории родителей является некоммуникабельность, эмоциональная холодность в межличностных контактах. Лица, входящие в оптимистическую группу характеризуются высоким уровнем жизнелюбия и уверенности в себе, однако в поведении таких матерей проявляются беспечность и эмоциональная незрелость. Несмотря на оптимистичность позиции, заметна тенденция к закреплению негативного опыта, их поведение трудно прогнозируемо и часто непредсказуемо.

Таким образом, мы видим: детская патология выступает существенным фактором формирования материнского отношения к ребенку, рождение ребенка с отклонениями в развитии приводит к стрессу, который проявляется в таких эмоциональных и поведенческих реакциях матерей, как горе, шок, страдание, страх, чувство вины.

Поэтому работая в МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учителем индивидуального обучения передо мной остро встал вопрос о психологической и педагогической помощи не только ребенку, но и матери. Первоочередной задачей для учителя является обучение матери. Учитель должен объяснять маме, как обучать ребенка учитывая его индивидуальные способности, используя при этом наглядность, раздаточный материал, алгоритмы, опорные схемы, дидактические игры которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Привлечь внимание мамы к эмоциональным потребностям ребенка, предоставлению самостоятельности и независимости в элементарных действиях, к успехам достигнутым на каждом уроке. Так же важным этапом в оказании помощи матерям детей с нарушениями в развитии является индивидуальная психологическая помощь. Специалист проводит их в виде бесед с мамой концентрируя свое внимание не только на проблемах связанных с обучением и воспитанием ребенка, но и на трудностях которые испытывает семья в данный момент.

Читайте также:  Как научить писать буквы ребенка с задержкой психического развития

Обучение и психологическая поддержка матери помогает находить способы взаимодействия с ребенком с нарушениями в развитии, приводит к смягчению негативного эмоционального опыта, уменьшению доминантности и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия ребенка в более позитивную и оптимистичную сторону.

Список литературы

1.Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. – № 1. – С. 82-86.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

3. Левченко И. Ю.Психологическая помошь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

4. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. Пособие / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2000. – 232 с.

5. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками в развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.: Владос, 1997. – 304 с.

7. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2003. – 408 с.

8. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.

9. Чарова О. Б. Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием //Дефектология. – 1999. – № 5- С.34-39.

Источник

Физкультура

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры Подготовка к материнству состоит в том, что необходимо переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству. Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер- «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования». Становится понятно, что в семье для ребенка с ограниченными возможностями главной становится мать со своей безусловной любовью. Основная нагрузка, как физическая, так и психологическая, ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, женщина оказывается и наиболее уязвимой перед возникающими трудностями при взаимодействии и с членами семьи, и с различными социальными структурами.
В случае «особого» материнства взаимосвязь мать — ребенок часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне (Пайнз Д., 1997). Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой природы, — не всегда благо и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятствовать росту личности.
Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение — эти проявления, не соответствующие ожиданиям окружающих, могут восприниматься ими как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня (Шипицына JI.M., 2002).
Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие:
— снижение регулирующего самоконтроля;
— затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;
— избирательность контактов — женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;
— при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.
Эмоциональный стресс матери отражается прежде всего на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самсотреченное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если в семье были натянутые отношения до рождения ребенка, то появление на свет ребенка с нарушениями в развитии усиливает разногласия между супругами, и часто семьи распадаются.
В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение ребенка с нарушениями в развитии нередко еще больше укрепляет семью. Но и *та семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких людей и общества (Шипицына, 2002). Без такой поддержки с годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на родителям Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение — все эти факторы изменяют взгляд матери на мир, отношение к самой себе и другим людям (Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич JI А., 1998).
Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нарушениями развития ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с социальным окружением. Именно мать выполняет нелегкую роль, смягчая конфликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложности постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, возможно понижение у женщины уровня социальной и психологической компетентности и неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях. Со временем порог чувствительности понижается, и все больше ситуаций попадает под категорию сложных, вызывая ошибочные поведенческие реакции.
Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности женщрны и свойственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности. Утрата произвольности эмоций проявляется в невозможности справиться со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невозможность сознательного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях. Любое, даже мало значимое событие может привести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерен событию. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, который приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве.
В настоящее время психологи выделяют четыре варианта матерей с разными стилями поведения (Варга А.Я, 1989).
1. Оптимальный вариант — спокойная, уравновешенная мама. Она может служить своеобразным эталоном материнства. Самым важным является, что она заботится о ребенке, помогает ему справится со всеми проблемами, она все знает о ребенке и вовремя приходит ему на помощь. Ребенок растет в атмосфере благожелательности и доброты.
2. Тип тревожной мамы. Ей постоянно кажется, что ребенку что-то угрожает, даже когда такой угрозы нет. Она вечно напряжена, постоянно думает о будущем ребенка. Это постоянная тревога негативно сказывается на всей семье.
3. Тоскливая мама. Это тип очень схож с тревожным, но если тревожная мама постоянно думает о ребенке и о его будущем, то тоскливая мама постоянно думает о своем будущем, а ребенок воспринимается как препятствие, обуза.
4. Уверенная, властная мама Эта мама думает, что твердо знает что ребенок должен делать, чтобы стать тем, кем она его хочет видеть. Она никогда не пойдет на компромисс, не выслушает чего же хочет ребенок. Эта мать строго следует намеченному ей плану и ни на йоту не отходит от него
В ситуации появления в семье ребенка с ограниченными возможностями все эти типы поведения матерей проявляются еще ярче. Оптимальным является конечно же спокойный, уравновешенный тип. Все остальные могут негативно сказаться на развитии ребенка, раскрытии его потенциальных возможностей.
Среди вариантов предложенных медиками, наибольший интерес вызывают типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья детей.
«Царевна Несмеяна». Главной установкой такой мамы является задача — не избаловать ребенка. Вся жизнь ребенка с такой матерью — это одни «нельзя», «не надо». Ребенок никогда не видит улыбки на лице мамы, она постоянно им недовольна.
«Снежная королева». Такая мама всех, даже ребенка, держит на расстоянии. Она правит, она не знает, что такое близость и теплота. К своему ребенку она относится очень холодно.
«Спящая красавица». Ребенок для такой мамы просто кукла, милая игрушка. Всю жизнь она ждет своего принца, живет в плену своих грез и фантазий. Она не замечает ребенка, его потребностей и желаний.
«Унтер Пришибеев». Эта мама — генерал в юбке. Ребенок для нее солдатик, который должен ей беспрекословно подчиняться. За «неподчинение» ребенка наказывают, нередки физические наказания. Ребенок растет в атмосфере бездушия и жестокости.
«Наседка». Ребенок находится постоянно «под крылом» матери. Она не дает ему принимать самостоятельные решения. Ребенок у такой матери несамостоятельный, привыкший, что мама все сделает за него.
В ситуациях «особого» материнства эти тины матерей встречаются довольно часто Как правило ребенку не дают ничегс делать, чрезмерно его опекают, не дают развиться его индивидуальности или же, наоборот, ребенка стесняются, не замечают его вообще.
При воспитании в семье ребенка с ограниченными возможностями мать должна много знать и уметь. При работе с матерями применяются различные формы и методы.

Читайте также:  Эмоции как особая сфера развития ребенка

Источник