Взаимодействие и общение с ребенком на разных этапах развития
фото: https://mamabook.com.ua/sovetyi-roditelyam-obidchivyiy-rebenok/
Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон при споре уверена, что правда непременно за ней. Ребенок обижается, что родители не берут во внимание его интересы и просьбы, запрещают делать то, что хочется, а родители негодуют, почему в ответ на их «заботу» ребенок только огрызается, закрывается в комнате хлопнув дверью, и не хочет никого видеть. Как разговаривать с ребенком так, чтобы вы хорошо понимали друг друга и меньше ссорились? Про что ни в кое случае нельзя забывать? И как «зарыть топор войны», чтобы жить в мире и гармонии?
В каждой семье существуют свои традиции воспитания. Когда молодые люди становятся родителями, они поневоле перенимают поведение своих мам и пап. Порой они подсознательно сами понимают, что неправы, а вот в чем – не могут понять.
Дети реагируют не столько на количество покупаемых игрушек, сколько на эмоции, которыми одаривают их взрослые, причем как на хорошие, так и на плохие. Именно поэтому многие родители задаются вопросом, как им общаться с ребенком, чтобы не только он слышал их, но и они сами понимали внутренний мир малыша.
Младенчество. Самым лучшим временем, когда родителям стоит начинать учиться общению с детьми, является младенческий возраст. Эта рекомендация распространяется не только на маму и папу, но также на тех людей, которые находятся в непосредственном окружении ребенка, – бабушек, дедушек, нянь, воспитателей и др.
В самые первые минуты после рождения малыш взглядом ищет мамины глаза. Именно этот момент «встречи» имеет большое значение для дальнейшего психологического развития человека.
Грудные детки стараются во всем подражать родителям, например, если улыбается мама, малыш тоже; мама говорит, «говорит» и ребенок. Дальше он уже не просто пассивно дожидается папу или маму, а учится своеобразно их подзывать. У малыша появляется потребность в родительском внимании.
Но бывают семьи – сторонники строгости и дисциплины, где с раннего возраста проявляют к ребенку строгое и сухое отношение. Да, они кормят, купают и гуляют с ребенком, но делают это по расписанию, чтобы не избаловать его. А малыш между тем очень нуждается в любви и родительском тепле.
Основы активного развития гармоничной и устойчивой личности закладываются в раннем общении с мамой и папой. Малыш в это время должен в полной мере получать любовь и душевную заботу родителей. Только при таких условиях он сможет уверенно и смело идти по жизни. Те дети, которые в младенчестве недополучали ласку и нежность, чаще всего вырастают агрессивными и неуверенными в себе.
В дальнейшем, во втором полугодии жизни, малыши постепенно учатся проявлять инициативу. Они просят игрушки, зовут родителей, предлагают забавы. Теперь основными формами общения детей со взрослыми становятся разнообразные игры с инсценировками, поощрение звукоподражания и первых слов, называние предметов и действий.
Такой период совместных игр со взрослыми продолжается до 4-х лет. Родителям же стоит выбирать в это время ролевые игры, чтобы подготовить ребенка к следующему этапу развития.
От 3-х до 5-ти лет. Главной особенностью общения с детьми разного возраста является различие социальных потребностей ребенка. Чем обширнее активный словарь малыша, тем быстрее развиваются его познавательные интересы.
По достижении ребенком 3-х лет его общение со взрослыми заключается в задавании им самых разнообразных вопросов. В этот период мама и папа для малыша являются авторитетным источником знаний, его учителями.
Для того чтобы найти ответы на все вопросы ребенка, не обязательно зачитывать ему выдержки из справочников, важно учитывать его жизненный опыт, а он на данном этапе таков, что малышу подойдет самый простой ответ.
В этот период ребенок начинает ощущать себя значимой единицей семьи и общества. Как раз в этом возрасте формируется осознанная потребность детей в уважении. Поэтому родители должны стараться давать только честные и правдивые ответы на вопросы ребенка, так как даже невинная ложь запомнится им надолго.
Также в возрасте 3-5 лет дети в отношениях со взрослыми ожидают оценки и признания родителями их заслуг. Если родители начинают ругать ребенка, критиковать его, а еще хуже – сравнивать с другими детьми, то малыши обижаются и вообще отказываются выполнять то поручение, за которое они получили выговор. В такой ситуации, да и любой другой, родители должны помнить, что важно не только заметить результат, но и высказать свое мнение (похвалить, расспросить ребенка, удивиться или обрадоваться).
Известная истина гласит о том, что отношения родителей и детей должны строиться на доверии. В данном возрасте главной задачей взрослых является формирование положительной самооценки детей.
В психологии общения с ребенком 3-5 лет выделяют три значимых характеристики во взаимоотношениях.
• Развитая речь у детей;
• Их любознательность;
• Их потребность в признании и уважении.
6-7 лет. На данном этапе жизни детей особенности их общения со взрослыми заключается в том, что детские познавательные интересы, вопросы выходят на новую определяющую ступень. Их начинают интересовать отношения в обществе, правила поведения, их мотивация, а также объективная оценка детских способностей.
Ребенку уже недостаточно безусловно хорошей оценки. На первое место выходят взаимопонимание с родителями, сотрудничество, обсуждение вопросов, которые затрагивают те или иные качества людей.
Не стоит забывать, что хоть общение с детьми дошкольного возраста и необходимо ради самого факта общения, но ребенок, как и раньше, зависит от положительного настроя и доброжелательного отношения со стороны родителей.
Чтобы не обидеть растущее самоуважение ребенка, нужно помнить, что в этом возрасте при общении дети нуждаются:
• Во взаимоотношении со взрослыми;
• В признании их как полноправной личности;
• В предоставлении возможности общаться с родителями на равных.
Подростковый возраст. Временные рамки этого периода установлены в границах от 11-12 до 14-16 лет.
Считается, что период полового созревания условно можно разделить на два этапа: критический (11-13 лет) и позитивный (13-16 лет). В этот период жизненный приоритеты подростка меняются, и к 15-16 годам он взрослее, становится более ответственным.
Данный возраст сложен не только тем, что у ребенка начинается гормональная перестройка, меняется и его статус, он выходит из того возраста, когда у него были любимые игрушки, когда он находился в положении зависимой от родителей личности. В это же время у подростка происходят изменения во внешнем виде, он не только становится непропорциональным и угловатым, но чувствует себя неуклюжим и неловким. У многих ребят появляются проблемы в учебе, она отходит на второй план. Начинается формирование нового восприятия окружающего мира, возникает потребность в независимости.
Родители, которые хотят сохранить контакт с подростком, должны признать в нем в первую очередь взрослого человека, который имеет свои взгляды, права. Взрослым нужно относиться к увлечениям детей серьезно, без иронии, пусть это будет даже выглядеть в их глазах нелепо. В этот период своей жизни подросток может любую шутку принять как оскорбление, что в свою очередь может привести к замкнутости и недоверию к окружающим.
Когда дети достигают возраста 11-16 лет, родителям важно вовремя сменить стиль поведения, отказаться от роли того, чье мнение не обсуждается, а примириться с тем, что ребенок постепенно становится самостоятельным. Лучше в этот период начать формировать с ребенком дружеские отношения, ведь такими они и останутся даже тогда, когда ему будет 20, и 30, и больше лет.
Конечно, именно в этот период с ребенком становится общаться труднее всего. Проблема заключается в том, что по отношению к друзьям и знакомым или даже незнакомым людям взрослые высказывают свои просьбы и пожелания в корректной форме, а по отношению к детям считают это необязательным. Даже в тех случаях, когда свои требования родители предъявляют в корректной форме, не видя результата или реакции со стороны подростка, они спешат любыми способами добиться желаемого. Но в данном случае давление – не лучший способ получить результат. Отрицательная реакция ребенка – это его самозащита от вторжения в процессы его внутреннего мира. Лучше не ускорять такие процессы, а проявить выдержку и терпение.
Конечно, все семьи разные, разнятся и методы воспитания, и характеры детей, поэтому нет однозначных рекомендаций для всех семей, но все же стоит сформулировать несколько общих рекомендаций о том, как общаться с подростками:
1. При общении с подростком нужно стараться избегать упреков, претензий, оскорблений. Не найдя понимания в семье, некоторые дети начинают искать его в совершенно неподходящих компаниях.
2. В случае, когда подросток не исполняет свои обязанности и все делает наперекор, стоит попробовать иначе обращаться к нему, влиять опосредованно не акцентируя внимание на его поведении. Можно воспользоваться такими фразами: «От громкой музыки у меня болит голова» или «Дети, пренебрегающие учебой, не смогут ничего добиться в жизни».
3. Чтобы ребенок услышал вас, при общении с ним важно использовать доброжелательный и вежливый тон, стараться не переходить на крик.
4. Если подросток пытается что-то рассказать, очень важно внимательно его выслушать. Если же вы раздражены, то разговор с ребенком лучше отложить.
5. При желании – установить зрительный контакт с ребенком. Если он смотрит на вас, это хорошо. Если же нет, стоит попросить его об этом.
6. После установления зрительного контакта можно озвучить свой вопрос или просьбу. Применяя данную тактику регулярно, вы приучите ребенка внимательно слушать собеседника.
Самое главное, о чем надо помнить, – это то, что подросток – тоже личность, которая требует уважения.
Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»
Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.
Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
Источник
Этапы развития взаимоотношений дошкольников.
Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни, когда родители первый раз берут его на руки и начинают разговаривать с ним. По мере взросления, количество контактов и сложность взаимодействия с другими людьми увеличивается. Контакты ребенка можно подразделить на 2 условных класса – контакты со взрослыми и детьми. В данной работе мы рассмотрим общение детей со сверстниками.
Уже к 2-м годам ребенок начинает интересоваться другими детьми с целью общения. Однако их общение основывается на подражательности и эмоциональном заражении. Детям нравится повторять за другими малышами: бегать друг за другом, копировать смешные жесты и звуки. Дети этого возраста нуждаются в соучастии ровесников, но пока только в форме совместных игр в виде одинаковых и одновременных действиях.
С 3-х лет ведущим типом деятельности становится игра, которая трансформируется из предметно-манипулятивной в сюжетно-ролевую. Личностные новообразования этого периода – возникновение внутренней Я-концепции, начала самосознания и самооценки.
На третьем году жизни контакты детей совсем незрелы, они носят эмоциональный тип взаимоотношений. Основной стиль общения в эту пору – самовыражение. Дети 3-4 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. В этом возрасте интересы другого ребенка еще недоступны для их понимания и осознания. На этом этапе для детей обычно непосильны требования – поделиться своей игрушкой, не отнимать чужую, уступить кому-то. Дети нуждаются в присутствии взрослого, идут к нему за помощью в затруднениях, требуют, чтобы взрослый поиграл с ними.
Начиная с 4-х лет, появляется выраженная потребность в общении с ровесником. В это время желание детей играть с партнером настолько велико, что это побуждает детей идти на уступки и компромиссы, лишь бы игра состоялась. Именно в этом возрасте необходимо учить детей согласованному взаимодействию в паре. Взрослым нужно поддерживать желание детей договориться и уступить, направлять детей в сторону обоюдных компромиссов. Такое умение станет хорошей основой в дальнейшем для формирования взаимоотношений в детском коллективе.
Внутреннее развитие детей проявляется началом осознания успешности других, сравнением своих и чужих успехов, появлением соперничества, стремлением быть лучше других. В этом возрасте формируются зачатки таких личностных качеств, как децентрация и эмпатия, которые являются очень важными составляющими продуктивного межличностного взаимодействия.
Детям 4-5 лет еще трудно совместно конструктивно взаимодействовать, они хотят быть лидерами, они соперничают. Им трудно порадоваться за другого, помочь товарищу или похвалить его. Для них важен, прежде всего, свой собственный успех. Без помощи и координации взрослых дети 5 лет еще не могут самостоятельно продуктивно сотрудничать в группе. Дети скорее начнут делать каждый свое по отдельности, повторяя друг за другом. В итоге совместное дело развалится из-за неумения договориться и спрогнозировать результат.
Иногда игра может сплотить несколько человек на то время, пока есть интерес к этой игре. Дети будут пытаться самостоятельно распределить роли участникам, договориться о правилах. И игра эта будет происходить благодаря активности одного ребенка-лидера, который будет управлять процессом. Остальные будут подчиняться и выполнять назначенные им роли, либо покинут игру.
С 5-ти лет игры усложняются настолько, что у детей начинают складываться истинные коллективные взаимоотношения. Весь накопленный за предыдущие годы опыт общения становится базисом для понимания поведения других детей. Ребенок уже может проанализировать отношения других к нему и спрогнозировать реакцию других на свое поведение. Дети стремятся быть авторитетными в своем кругу. Им необходимо, чтобы сверстники уважали их. В этом возрасте дети становятся избирательными в отношениях, и популярность внутри коллектива сказывается на предпочтении одних детей другим. В этот период детей может объединить симпатия и дружба.
К возрасту 6-7 лет социальный опыт детей достаточно велик. Он помогает детям очень успешно справляться с коллективными задачами – творческими, трудовыми и пр. Пока это происходит под руководством взрослого. Но, кроме этого, данный возраст характеризуется активным развитием произвольного внимания. Это позволяет детям достаточно долго и, главное, плодотворно взаимодействовать в группе.
Кроме того, дети 6-7 лет начинают общаться друг с другом и вне ситуации игры. Они начинают разговаривать на личные и познавательные темы, отдавая предпочтение в общении детям, которые отвечают их социальным интересам. Рассуждения о товарищах приобретают объективность и категоричность. Взаимодействие детей приобретает устойчивый характер, дети с удовольствием объединяются в группы, как по интересам, так и в команды, назначенные взрослым. Коммуникативные навыки, приобретенные к этому моменту, плюс достаточно развитое произвольное внимание позволяют детям достаточно хорошо управлять своим поведением и своими эмоциями. Все это позволяет взрослому целенаправленно воздействовать на коллективные взаимоотношения деток с целью развития их коммуникативных навыков.
Источник
Ребенок, который переносит меньше оскорблений,
вырастает человеком,
более осознающим свое достоинство.
Ф. Энгельс
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и навыков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве педагогической цели. Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Данную модель можно назвать моделью, центрированной на взрослом. Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:
• воздействие авторитетом;
• наставления, нотации;
• указания;
• контроль;
• наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.
Особое значение в рамках данной модели имеет формирование у детей навыков «правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики, ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и технологиях.
Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:
• полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и сильнее;
• зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;
• подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют. Ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе, не встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоциональной поддержки;
• вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;
• игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют, т.е. поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;
• быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке? », «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».
Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.
Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.
Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:
• признание прав и свобод ребенка,
• сотрудничество,
• сопереживание и поддержка,
• обсуждение,
• гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
• быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;
• брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;
• думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;
• адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;
• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.
Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.
Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.
Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.
Педагог как профессионал должен:
• хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о психологических закономерностях развития ребенка на разных возрастных этапах;
• обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста;
• быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста;
• уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки, песенки), владеет навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности;
• владеть культурой общения (соблюдать этические нормы, проявлять корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т.п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом правильной литературной речи).
Непременным условием правильно организованной работ ты с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.
Индивидуальный подход подразумевает также личную адресованность обращений взрослого к ребенку. Это имеет особое значение, поскольку малыш способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему непосредственно. Потребность в личностном общении со взрослыми возникает у ребенка первой среди других социальных потребностей и в первые годы жизни играет решающую роль в его развитии. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимо индивидуальное обращение, присутствие взрослого рядом, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.
Источник