Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей
(из опыта работы)
Выполнила
Романовская Марина Викторовна,
воспитатель СП ГБОУ СОШ №5
г.о. Сызрань
2014г.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Я поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи совместной работы:
- создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
- обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
- повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
- выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
- определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
- целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
- учитывать пожелания родителей, их предложения;
- познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:
- групповые собрания;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- анкетирование;
- наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
- открытые занятия с детьми;
- День открытых дверей;
- приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
- совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;
- тренинги игрового взаимодействия;
- интерактивные выставки;
- викторины, конкурсы;
- проектная деятельность;
- презентации;
На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» я познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила индивидуальные рекомендации для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.
Была организована игротека с родителями. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей я познакомила с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.
Проводилась
викторина «В гостях у сказки» целью, которой было развитие у детей слухового внимания, творческого воображения, интонационной выразительности речи в драматизациях. В викторине принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло справиться с различными заданиями (отгадывание сказок; решение сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и т.п.)
Родители активно участвовали в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны были придумать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создавались альбомы, книжки.
Также вниманию родителей была представлена папка-передвижка «Я дарю тебе словечко» целью, которой было обратить внимание родителей на то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
По моей рекомендации родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне».
Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.
Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…
Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.
Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).
Подвижные игры.
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»
«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.
Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.
Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Литература:
1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44-47.
2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68.
3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие, Минск, 1991.-620с.
4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М. : Academia, 2000. – 340с.
Анкета для родителей
1. Задумывались ли вы о том, как говорит ваш ребенок?
2. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?
3. Все ли вам нравится в речи ребенка?
4. Поправляете ли вы речь вашего ребенка?
5. Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие (подчеркните нужное)?
- согласование слова в роде, числе, падеже;
- согласование слов;
- употребление предлогов;
- употребление существительных множественного числа;
- употребление несклоняемых существительных;
- употребление сравнительной степени прилагательных.
6. Как вы реагируете, если ребенок ошибается?
7. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи
есть у вас дома?
8. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного
возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь
наших педагогов?
9. Какая форма методической помощи вас бы устроила:
обзорная консультация специалиста;
практикум-семинар по данной проблеме;
индивидуальная консультация.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающие с вашей точки зрения.
1. Интересует ли Вас тема опроса?
- считаю важной;
- считаю второстепенной;
- не интересует совсем.
2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?
- правильное речевое высказывание;
- выразительное и правильное интонирование речи;
- правильное произношение звуков родного языка;
- владение культурой речи;
- звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.
3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?
- да;
- нет;
- не обращал(а) внимания.
4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?
- обратиться за советом к воспитателю;
- заниматься с ребенком самостоятельно;
- проконсультироваться у логопеда;
- регулярно заниматься с логопедом;
- не обращать внимания;
- другое ______________________________________________________
5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?
- нет;
- затруднит в общении со сверстниками в детском саду;
- помешает полноценному общению с людьми в будущем;
- послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.
6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?
- достаточно занятий с воспитателем и логопедом;
- родители иногда должны заниматься с детьми;
- родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.
7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?_______________________________
План работы с родителями
сроки | виды работ | ответственные |
Сентябрь Январь май | Собрания Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы». Тема: «Динамика речевого продвижения ребенка» Тема: «Итоги коррекционной работы за год. Рекомендации на летний период». | воспитатель |
В течение учебного года | Индивидуальные беседы | воспитатель |
В течение учебного года | Консультации «Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение». «Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями». «Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации». | воспитатель |
Раз в квартал | Наглядная агитация Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика» «Развитие мелкой моторики» «Развитие речевого дыхания у детей» Газета «Роль детской книги в речевом развитии детей» «Знание речевых игр в развитии малыша» | |
Октябрь декабрь | Тренинги «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» Занятие-тренинг «Давайте поиграем» | воспитатель |
май июнь | Утренник «Праздник красивой речи» «Лето красное» | Муз. рук-ль, воспитатели |
Источник
Взаимодействие детского сада и семьи
по развитию речи детей
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей .Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили,— ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?
Существует много программ, нацеленных на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание в них отводится формированию речи.
Опыт работы по программе показал: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.
Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению.
Обследование речи. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребенка.
Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т. е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).
Обследование речи – трудоемкий процесс, на который обычно уходит две–три недели. От его результатов зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.
Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр. При необходимости к разговору с родителями привлекается логопед детского сада. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать. чтобы ею могли воспользоваться и родители?
Самое лучшее – это опросить самих родителей (беседы, анкетирование), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Желательно учесть все высказанные ими пожелания.
Опыт работы позволил определить разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию детей. Расскажем о некоторых.
Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня (обычно это четверг) рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками – всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.
«Домашняя игротека» познакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
● «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
● «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
● «Давай искать на кухне в слова».Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
● «Угощаю».«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор. пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
● «Приготовим сок».«Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
● Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
● Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
«По дороге из детского сада (в детский сад)».
● «Я заметил».«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
● «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
● «Перепутаница».«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Когда же наши дети научились читать,то я предлагаю слоги,из которых им нравится выкладывать,собирать слова.
Наши <<подготовишки >> любят игру << подбери картинку >> к уже заданному слогу.Например: КАР( а у детей картинки: карточка,карман,картина,парта и разные слоги.) Ребята подбирают картинки и собирают слова.
Игра на обогащение словаря ребенка.
● «Доскажи словечко».Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
● «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
«Подвижные игры».
● «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»
● «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
«Взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Это могут быть выставки, праздники, традиции.
Традиционные игры.По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко… и т. п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. Например. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку.
Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.
Выставки.Воспитатели не устают убеждать родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрируются только те экспонаты (поделки), которые были сделаны детьми дома.
Речевые праздники.К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берет на себя организационные моменты и роль ведущего).
Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Желательно вводить задания, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребенок). Например, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид.
Сочините сказку.Проводится конкурс на лучшую сказку.Наши родители даже сочиняли сказки в стихах.Дети принимали активное участие в придумывании,запоминании,расказывании сказок и рисовании картинок.
Источник