Высказывания о творческом развитии ребенка

Афоризмы о творчестве и таланте

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. Константин Георгиевич Паустовский

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.Г. Галилей

Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь. Оноре де Бальзак

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. Михаил Иванович Глинка

Ни одна копия не может быть совершенной, поскольку она только подражает подлинной реальности. Карл Раймунд Поппер

Тот, кто творит для потомства, большой оптимист, если думает, что потомству больше нечем будет заняться. Габриэль Лауб

Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство. Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. Виссарион Григорьевич Белинский

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский

Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо… Леонардо да Винчи

Кто (…) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Платон

Каждый художник, каждый философ считает то, что другие называют плодом его творчества, черновым наброском, который требует своего завершения. Морис Мерло-Понти

Творчество – момент создания будущего в настоящем. John Deniscar

Приёмам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать высшим приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя. Иван Александрович Гончаров

Каждый день у нас перед глазами пример акта творения, который абсолютно неуловим и недосягаем для чистой науки. Пьер Тейяр де Шарден

Вся разница между созданием и творением сводится к следующему: создание можно полюбить лишь уже созданным, а творение любят ещё несотворенным. Гилберт Кит Честертон

Всегда оставаться неудовлетворенным – в этом суть творчества. Жюль Ренар

Где есть творчество, там нет места безумию. Поль Мишель Фуко

Радость необходима для творчества. Эдвард Григ

Сознание остается неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри, потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов. Поэтому иногда человек сам удивляется тому, что написал. Константин Георгиевич Паустовский

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. Константин Георгиевич Паустовский

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский

Ум, живущий в изгнании среди творения, которому он служит незримой опорой, знает, что волен в каждое мгновение уничтожить его. Жак Лакан

Творение есть символ. Мартин Хайдеггер

Жажда возможного, начало пути и исход, отвержение реальной смерти, ответ избыточностью смысла на море разливанное того, что не имеет смысла, таковы знаки творчества. Поль Рикер

Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве. Дени Дидро

Свобода выражается в творчестве. Сергей Николаевич Булгаков

Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений.
А. Амиель

Великие таланты чужды мелочности.
О. Бальзак

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.
В. Белинский

Способность творчества есть вел и кий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
В. Белинский

Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности.
Е. Богат

Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.
Г. Бокль

Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает.
Л. Болеславский

Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами все выше и выше, чем дальше мы от них отходим.
С. Булгаков

Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.
С. Булгаков

Нам кажется, что люди плохо знают как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают.
Ф. Бэкон

Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь.
Л. Вовенарг

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
Л. Вовенарг

Иной бесцветен в первом ряду, но во втором блистает.
Вольтер

Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать.
И. Гёте

Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.
И. Гёте

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
И. Гёте

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.
И. Гёте

Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
М. Глинка

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н. Гоголь

П риемам творчества не научишься. У  всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
И. Гончаров

Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
М. Горький

Читайте также:  Особенности психофизического развития ребенка с нарушением зрения

Талант — это вера в себя, в свою силу…
М. Горький

Великие таланты — продукты болезненной страсти…
Ж. Д’Аламбер

Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек.
А. Джами

По сравнению с тем, какими мы должны были бы быть, мы пребываем еще в полудремотном состоянии. Мы используем только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что человек живет, таким образом, далеко не в меру своих возможностей. Он обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются.
У. Джеймс

Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли.
К. Досси

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Ф. Достоевский

Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Ф. Достоевский

Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
Ф. Достоевский

Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А посколько эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.
В. Зубков

Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать.
Н. Карамзин

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
Н. Карамзин

Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа.
В. Качалов

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В. Ключевский

Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
В. Ключевский

Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
Козьма Прутков

Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.
Козьма Прутков

Только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета.
А. Кони

Таланты истинны за критику не злятся:/Их повредить она не может красоты,/Одни поддельные цветы дождя боятся.
И. Крылов

Между умом и талантом то же соотношение, что между целым и частью.
Ж. Лабрюйер

Человеческие дарования подобны деревьям: каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды.
Ф. Ларошфуко

Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.
Г. Лейбниц

Талант надо поощрять.
В. Ленин

Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек.
Г. Лихтенберг

Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других.
Г. Лихтенберг

Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.
Д. Локк

Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.
Лукреций

Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека…
К. Маркс

Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя.
М. Монтень

«Невозможно» — это слово, которое можно найти только в словаре глупцов.
Наполеон I

Способности мало значат без возможностей.
Наполеон

Кто творит, тот любит в этом самого себя; поэтому ему приходится глубочайшим образом и ненавидеть самого себя — в этой ненависти он не знает меры.
Ф. Ницше

Призвание есть становой хребет жизни.
Ф. Ницше

Талант иного человека кажется меньшим, чем он есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи.
Ф. Ницше

Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!
Ф. Ницше

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
К. Паустовский

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.
К. Паустовский

Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни.
Н. Пирогов

Воплотить в себе эпоху может только сильный талант.
Д. Писарев

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.
Платон

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Г. Плеханов

Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества.
Г. Плеханов

По существу, чтобы глубоко оценить творение того, что мы называем гением, нужно самому обладать гениальностью, необходимой для такого свершения.
Э. По

Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.
М. Пришвин

Творчество — это страсть, умирающая в форме.
М. Пришвин

Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны.
Проперций

Когда море спокойно, всякий может быть кормчим.
Публилий Сир

Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества.
Ж. Ренар

Одно только и есть счастье: творить. Живой лишь тот, кто творит. Остальные — это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни — радости творческие…
Р. Роллан

Читайте также:  Психические особенности развития ребенка в раннем детстве

Творить есть не что иное, как верить.
Р. Роллан

Творить — новую ли плоть или духовные ценности — значит вырваться на волю из плена своего тела, значит ринуться в ураган жизни, значит быть Тем, кто Есть. Творить — значит убивать смерть.
Р. Роллан

Творчество — начало, даюшее человеку бессмертие.
Р. Роллан

Как жаль, что отпрыск неразумный
Рождается от мудреца:
Не получает сын в наследство
Талант и знания отца.
Рудаки

Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.
В. Стасов

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
Л. Толстой

Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
Л. Толстой

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?
И. Тургенев

Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются.
В. Успенский

Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности.
Л. Фейербах

С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей.
3. Фрейд

Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, — для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией — перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование.
С. Цвейг

Пусть каждый познаёт свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.
Цицерон

Большой талант требует большого трудолюбия.
П. Чайковский

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
Я. Чернышевский

Талант… дает всякому двойную цену.
Я. Чернышевский

Любой человек средних способностей может надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет, кроме как хорошим поэтом.
Ф. Честерфилд

Краткость — сестра таланта.
А. Чехов

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
А. Чехов

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…
Ф. Шаляпин

Бессонница — колыбель творчества.
И. Шевелев

В творчестве максимальная отдача не истощает, а тонизирует.
И. Шевелев

Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта.
У. Шекспир

На самом деле творец обыкновенно испытывает одни огорчения.
Л. Шестов

Творцы великих идей относятся очень пренебрежительно к своим творениям и мало заботятся об их судьбе в мире.
Л. Шестов

Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем.
А. Шопенгауэр

Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта — нет творчества.
Д. Шостакович

Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает.
А. Эйнштейн

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Ян Коменский

Источник

Ìèð äåòåé óíèêàëåí è îí – îñíîâà òîãî, ÷òî áóäåò ïðîÿâëåíî ðåá¸íêîì, êîãäà îí ñòàíåò âçðîñëûì – â åãî, òàê íàçûâàåìîé, çðåëîé ïëîäîòâîðíîñòè, ïîëåçíîé ðåçóëüòàòèâíîñòè â äåëå è òâîð÷åñòâå.

Ñòðàòåãèÿ âîñïèòàíèÿ, íà ìîé âçãëÿä è âçãëÿä ìíîãèõ òåõ àâòîðîâ, ÷òî ïèøóò î âîñïèòàíèè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íå çàäàâèòü óíèêàëüíîñòü äåòñêîãî ìèðà – îñíîâàíèé ëè÷íîñòè – à ïîìî÷ü óñëîâèÿìè è ïîäñêàçêàìè, êàê ïðàâèëüíî ïðîÿâëÿòü è ïðèìåíÿòü â ðåàëüíîñòè ýòó óíèêàëüíîñòü.

Ïî íàáëþäåíèÿì, ó êàæäîãî ðåá¸íêà åñòü ñâîé äàð, ñâîÿ óíèêàëüíîñòü è õîðîøî áû ïðèäàâàòü åé õàðàêòåðíûé ïî÷åðê â èñïîëíåíèè.

Íàáëþäàþ ñâîåãî ñòàðøåãî ñûíà. Åìó ïî÷òè âîñåìü. Íî ãîðàçäî ðàíüøå, ëåò ñ òðåõ-÷åòûðåõ, çàìåòèë â íåì õîðîøèé õóäîæåñòâåííûé âêóñ, æèâîå âîîáðàæåíèå, ðàçíîñòîðîííîñòü îùóùåíèé, âîñïðèÿòèÿ, íî â òî æå âðåìÿ – íàïðàâëåííîñòü èíòåðåñîâ.

Ëåò ñ øåñòè ïðåäëîæèë åìó ñëåäóþùóþ ïðàêòèêó äëÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà: “À äàâàé – ãîâîðþ – ïîïðîáóé ïèñàòü ñêàçêè, ðàññêàçû è íàáëþäåíèÿ ñâîè?!”.

Ñòàðøèé ñûí îòâåòèë ìíå: “ß ïîêà íå óìåþ ïèñàòü”.

ß çàìåòèë åìó: “Íå áóäåì æäàòü, êîãäà òû íàó÷èøüñÿ ïèñàòü. Ïîñòóïèì òàê: òû áóäåøü ðàññêàçûâàòü, à ÿ – ïèñàòü”.

Ñûí ñîãëàñèëñÿ. Åìó ñòàëî èíòåðåñíî, è ìû êóïèëè ñïåöèàëüíóþ òåòðàäêó-áëîêíîò äëÿ ýòîãî. Îíà áûëà êðàñíîé, â êàðòîííîì ïåðåïëåòå è íà íåé êðàñîâàëñÿ ïåðñîíàæ èç ìóëüòèêà Angry Birds. Âûáèðàë ñûí, è âûáðàë ýñòåòè÷åñêè î÷åíü êðàñèâóþ òåòðàäü áëîêíîò: â íåé ïðèÿòíî ïèñàòü è îíà äîëãî ìîæåò õðàíèòüñÿ. Ïîñëåäíåå òîæå íåìàëîâàæíî, ÷òîáû ñûí ìîã âñïîìèíàòü â áóäóùåì ñâîè ïåðâûå òâîð÷åñêèå øàãè, è, ãëÿäèøü, è ñâîèì äåòÿì, ìîèì âíóêàì, òàêóþ ïðàêòèêó íà÷íåò ïðèâèâàòü, ïðè ñëó÷àå.

Ñûíó òîãäà áûëî øåñòü ëåò èëè ÷óòü ìåíüøå òîãî. Íà÷àëè ìû ñ íèì ïèñàòü. Âåðíåå, ïèñàë ÿ, à ðàññêàçûâàë îí.

Äëÿ ìåíÿ, êàê ïñèõîëîãà ïî âòîðîìó îáðàçîâàíèþ, áûëî èíòåðåñíî íàáëþäàòü òî, êàê ðàçâèâàåòñÿ åãî õóäîæåñòâåííî – òâîð÷åñêàÿ ïëîäîòâîðíîñòü. Íàâåðíîå, ñõîæèì îáðàçîì îíà ðàçâèâàåòñÿ ó áîëüøèíñòâà ïèñàòåëåé õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé. Ñíà÷àëà Êèðèëë âûäàâàë “ñêàí” ïðî÷èòàííîãî ó äðóãèõ ïèñàòåëåé èç èçâåñòíûõ åìó ñêàçîê è èñòîðèé, ëèøü ñëåãêà äîáàâëÿÿ äåòàëè îïèñàíèÿ â ñþæåòå. Ýòó ôàçó òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìîæíî íàçâàòü ïîäðàæàòåëüñòâîì. Ìíîãèå àâòîðû – èññëåäîâàòåëè òâîð÷åñòâà îòìå÷àþò, ÷òî âñÿêîå òâîð÷åñòâî õóäîæíèêà ðîæäàåòñÿ ïîíà÷àëó èç ïîäðàæàòåëüñòâà. Îá ýòîì ÷èòàë ðàíåå ó Æ. Ïèàæå, Â.Í.Äðóæèíèíà è ðÿäà äðóãèõ àâòîðîâ.

Читайте также:  Ребенок 3 года речевое развитие

Ñòàðøåìó ñûíó ïîíðàâèëñÿ ýòîò îïûò, íàçîâ¸ì åãî – òâîð÷åñêèì ýêñïåðèìåíòîì. Îí ñàì ñòàë ïðîñèòü ïîïèñàòü âìåñòå. Ñ îïûòîì ïèñàòåëüñòâà îí ñòàë óæå ïðèäóìûâàòü ñâîè ñþæåòû, êîòîðûå íå áûëè ïîäðàæàòåëüñòâîì è ïåðèíÿòèåì îò êîãî-òî ñþæåòîâ, íî øëè èç åãî æèçíåííûõ íàáëþäåíèé. ß äàë åìó ýòó ïîäñêàçêó. Îí åå ñðàçó âîñïðèíÿë.

Èòàê, ñþæåòû ñòàëè áîëåå îðèãèíàëüíûìè, îñíîâàííûìè íà íàáëþäåíèÿõ åãî æèçíè. Âîîáðàæåíèå, êàê èçâåñòíî, ïîäïèòûâàåòñÿ íàáëþäåíèÿìè. Âîò ìû è ñòàëè ñîáèðàòü ýòè íàáëþäåíèÿ. Øëà äâîéíàÿ ëèíèÿ â ðàçâèòèè òâîð÷åñòâà Êèðèëëà : ñ îäíîé ñòîðîíû – ñîâåðøåíñòâîâàëàñü íàáëþäàòåëüíîñòü, ñ äðóãîé – ñàìî âîîáðàæåíèå è îïèñàíèå êàê õóäîæåñòâåííûå èíñòðóìåíòû è âîçìîæíîñòè. Äëÿ ðàçâèòèÿ íàáëþäàòåëüíîñòè, ÿ ïðîñèë åãî âñïîìíèòü íàáëþäåíèÿ èëè ïðåäëàãàë ïîíàáëþäàòü. Äëÿ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ è îïèñàíèÿ, ÿ íå ïðîñòî ôèêñèðîâàë òî, ÷òî îí ãîâîðèò, íî ïðåäëàãàë äîáàâëÿòü ÷òî-òî. Ïî òèïó – âûñëóøàë è äîáàâèë: “À åñëè òàê? Ëó÷øå áóäåò?”

 Êèðèëë, ê äîñòîèíñòâó åãî çàìå÷ó, íå òîëüêî óòâåðæäàë äðóãîé âàðèàíò íàïèñàíèÿ, íî ïîä÷àñ åù¸ ÷òî-òî äîáàâëÿë îò ñåáÿ. Òàêèì îáðàçîì, ìû ñîâåðøåíñòâîâàëè ñòèëü íàïèñàíèÿ, íî íå òîëüêî.

Åñëè ïîñìîòðåòü íà äåòñêóþ ïñèõèêó è èíòåëëåêò âíèìàòåëüíåé, òî ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî  äî èçâåñòíîãî âîçðàñòà îíà ñèíêðåòè÷íà. Ñèíêðåò – ýòî öåëüíîñòü áåç äåòàëèðîâêè. Öåëüíîñòü, îòðàæàþùàÿ íåïîñðåäñòâåííîå íàáëþäåíèå è ÷óâñòâà ðåáåíêà . (Áîëåå äåòàëüíî îá ýòîì ìîæíî ïî÷èòàòü, íàïðèìåð, â êëàññèêå ïñèõîëîãèè – ðàáîòàõ Æ.Ïèàæå, Ë.Ñ.Âûãîòñêîãî). Òàê âîò, ñîâìåñòíàÿ ñ ðåá¸íêîì ïðîðàáîòêà äåòàëåé îïèñàíèé, ïîçâîëÿåò áûñòðåå ïðîéòè ñòàäèþ ñèíêðåòà è ïåðåéòè ê ôîðìèðîâàíèþ ëîãè÷åñêèõ, äåòàëüíûõ è ñîïîä÷èíåííûõ îïèñàíèé. Ýòî äà¸ò ýôôåêò íàó÷àåìîñòè è ðàçâèòèå ïðàâèëüíîé ñòðóêòóðû äåòñêîãî èíòåëëåêòà. À ýòî âåä¸ò ê ëó÷øåé æèçíåííîé îáó÷àåìîñòè è ôîðìèðîâàíèþ çðåëîãî, ñ îïîðîé íà áîëåå ñèëüíûé èíòåëëåêò, òâîð÷åñòâà.

 òå÷åíèå ãîäà-ïîëóòîðà ìû ïèñàëè ïðîèçâåäåíèÿ ñûíà â ýòó òåòðàäü-áëîêíîò. Îí ñîâåðøåíñòâîâàë è íàáëþäàòåëüíîñòü, è âîîáðàæåíèå, è ñòèëèñòèêó è èíòåëëåêòóàëüíûå îïåðàöèè.

Ïîéäÿ â øêîëó, îí ñòàë áûñòðî ñõâàòûâàòü ïðåäìåòû. È äàëåêî íå òîëüêî ëèòåðàòóðó, íî äàæå áîëüøå – ìàòåìàòèêó. Ôîðìèðóåìûå èíòåëëåêòóàëüíûå îïåðàöèè äàþò íå ëîêàëüíûé, à ãëîáàëüíûé ýôôåêò, áîëåå øèðîêóþ îáëàñòü ïðèìåíåíèÿ. Ïðîâåðåíî íà ïðàêòèêå.

Íî âîçíèê è äðóãîé ýôôåêò – íåêîòîðûé íåó÷òåííûé ïîáî÷íûé ïðîäóêò. Êèðèëë õîðîøî âûñòóïàåò óñòíî, íî íå ëþáèò ïèñàòü. Âîçìîæíî, ÷òî âçÿâ íà ñåáÿ ðîëü åãî “ðóê è êîððåêòîðà”, ÿ “ñíÿë” ñ íåãî îòâåòñòâåííîñòü çà ýòî. Ó÷èòåëüíèöà â øêîëå ãîâîðèò: “õîðîøî ñîîáðàæàåò, õîðîøî îòâå÷àåò, íî íå ëþáèò ïèñàòü è íå âñåãäà êà÷åñòâåííî îöåíèâàåò îïèñûâàåìîå è ãîâîðèìîå”.

Ìû íàøëè ðåøåíèå.

Çàñòàâëÿòü åãî ó÷èòü è ïèñàòü óðîêè “èç-ïîä ïàëêè” – íåïðàâèëüíûé ìîìåíò âîñïèòàíèÿ. Ýòî ïîäàâëåíèå â íåì òîé ñàìîé äåòñêîé óíèêàëüíîñòè. Îí äîëæåí ëåò äî 9 æèòü â “äåòñòâå çîëîòîì”. Åñëè íàñèëüñòâåííî óñêîðèòü ýòîò ïðîöåññ – ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ íåãàðìîíè÷íàÿ ëè÷íîñòü, êîòîðîé ïðèä¸òñÿ òðàòèòü äåíüãè è âðåìÿ íà ïñèõîòåðàïåâòîâ èëè ïåðåäåëûâàíèå ñåáÿ â áóäóùåì. Ëó÷øå ñðàçó äåëàòü ïðàâèëüíî, ÷åì ïîòîì ïåðåäåëûâàòü. ß õî÷ó ïåðåäàòü ðåá¸íêó ïðàâèëüíûé äóõîâíûé è ïñèõîëîãè÷åñêèé áàãàæ, à íå òîò îøèáî÷íûé, ÷òî ïîòîì íàäî áóäåò ïåðåäåëûâàòü.

×òî æå ìû ðåøèëè ñ íèì?

Çàâåñòè äðóãóþ, óæå áîëüøóþ òåòðàäü, ôîðìàòà À4, è åìó ñàìîìó â íåé ïèñàòü. Ìû ñ íèì âìåñòå îáñóæäàåì, íî ïèøåò óæå îí, è ôîðìèðóåò ãðàìîòíîñòü è ïî÷åðê. À ïîòîì ìû ñ íèì âìåñòå ïðîâåðÿåì è êîððåêòèðóåì íàïèñàííîå. Òàê ðîæäàåòñÿ âíèìàíèå, êîíòðîëü è ïîëåçíàÿ êðèòè÷íîñòü.

Ýòî çàíÿòèå Êèðèëëó íðàâèòñÿ áîëüøå, ÷åì âûïîëíåíèå ôîðìàëüíûõ óðîêîâ. Íà ôîðìàëüíûõ óðîêàõ íå çàòðàãèâàåòñÿ åãî ìîòèâàöèÿ è èíòåðåñ. Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî äåòåé â ïåðâîì êëàññå íå îñîáî ëþáîçíàòåëüíûå. Ó íèõ åù¸ äåòñòâî, èì èíòåðåñíåé äåòñêàÿ èãðà, ÷åì ôîðìàëüíîå è îòâåòñòâåííîå âûïîëíåíèå çàäàíèé. Äà, åñòü ñòàðàòåëüíûå è óñèä÷èâûå äåòè. Îíè ÷åò÷å ïîíèìàþò íåîáõîäèìîñòü. ß íå çíàþ – õîðîøî ýòî èëè ïëîõî. Âèæó, ÷òî Êèðèëëó, ýòî íåõàðàêòåðíî. Çíà÷èò íàäî íå õàðàêòåð ëîìàòü, à çàäàòü òîæå ñàìîå, íî ÷åðåç èñêðåííèé èíòåðåñ è åãî ëè÷íóþ ìîòèâàöèþ.

Òàê è ïîñòóïàåì.

 È ëè÷íîñòü öåëüíà, è õàðàêòåð íå ñëîìàí, è ðàçâèòèå èä¸ò, è ó÷åáíûå çàäà÷è âûïîëíÿþòñÿ. Ìíå êàæåòñÿ – ðåøåíèå ìû íàøëè.

È â çàêëþ÷åíèè.

ß ïðèâ¸ë çäåñü îäèí ôðàãìåíò è ýïèçîä: ðàçâèòèå äåòñêîãî òâîð÷åñòâà, à ÷åðåç íåãî ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè è èíòåëëåêòà áåç ïîäàâëåíèÿ. Ýòîò ôðàãìåíò îñíîâàí íà õóäîæåñòâåííîì òâîð÷åñòâå – ïèñàòåëüñòâå. Ïðèìåð âçÿò, ïîòîìó ÷òî è ìíå, è åìó – ìîåìó ñûíó, ñâîéñòâåíåí ýòîò òèï òâîð÷åñòâà. Åñëè ðîäèòåëè è äåòè óìåþò ðèñîâàòü – òî ìîæíî òîæå ñàìîå äåëàòü íà áàçå ðèñóíêîâ. Èëè íà áàçå ìóçûêè. Òî åñòü òîãî âèäà òâîð÷åñòâà, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ ïîëåì îáùèõ âîçìîæíîñòåé ðîäèòåëåé è äåòåé.

Ìû ñ Êèðèëëîì, êðîìå ïèñàòåëüñòâà, äåëàåì åù¸ è ôðàãìåíòû “òåõíè÷åñêîé” êîìáèíàòîðèêè òâîð÷åñòâà. Ýòî êàñàåòñÿ ñáîðêè ìîäåëåé èç êîíñòðóêòîðà, êîãäà ìû âíà÷àëå ñîáèðàåì âìåñòå – îí ïîìîãàåò. Ïîòîì, ÷óòü ïîçæå ïî âîçðàñòó, îí ñàì ñîáèðàåò ïî èíñòðóêöèè – ÿ ïðîâåðÿþ, çàìå÷àþ, ãîâîðþ è ìû âìåñòå èñïðàâëÿåì îøèáêè. Äàëåå, îí èç èìåþùèõñÿ äåòàëåé êîíñòðóêòîðà ñòðîèò ñâîè ìîäåëè íå ïî çàäàííîìó ÷åðòåæó, à ïî âîîáðàæåíèþ â åãî ãîëîâå. Òî, ÷òî îí äåëàåò – ìíå íðàâèòñÿ: òî, ÷òî ïîëó÷àåòñÿ â ðåçóëüòàòå. ß äåìîíñòðèðóþ åìó èñêðåííèé ñâîé âîñòîðã. À äåòè âñåãäà îòëè÷àþò ôàëüø îò èñêðåííîñòè. 

Äåòñêîå òâîð÷åñòâî áåçãðàíè÷íî, óíèêàëüíî è âîçìîæíîñòè åãî âåëèêè. Íå ïîäàâëÿÿ, à ïîìîãàÿ ðåáåíêó â åãî òâîð÷åñòâå, ìû ñîçèäàåì áóäóùóþ õàðàêòåðíóþ, óñïåøíóþ ëè÷íîñòü, êîòîðàÿ óìååò ïðàâèëüíî òâîð÷åñêè âûðàçèòü ñåáÿ. Ïîñòóïàÿ òàê, – íè ìíîãî, íè ìàëî, – ìû ðàñòèì ñîñëîâèå è ïîêîëåíèå ïëîäîòâîðíûõ ëþäåé.

 Ìèð è äîðîãó èì! È ïóñòü áóäóò ñ÷àñòëèâû!

Источник