Высказывания о роли речи в развитии ребенка

Высказывания о роли речи в развитии ребенка thumbnail

Марина Мизина
Выступление на педагогическом совете «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей»

Сл 1 «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей»

Сл 2 Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Сл 3 В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел,заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Сл 4 Умение правильно воспринимать литературное произведение,осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Обсуждение высказываний русских ученых-педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка

Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в т. ч. и на речевое. Я подготовила вам высказывания наших ученых-педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их и обсудить.

Сл 5 Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

(Василий Александрович Сухомлинский-советский педагог)

Сл 6 Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

(Дени Дидро- философ, писатель, основавший энциклопедию или толковый словарь)

Сл 7 То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни.

(Константин Дмитриевич Ушинский-педагог, основоположник педагогики в России)

И еще один слайд, мне очень понравилось высказываниеПетра Андреевича Павленко-русского писателя : Сл 8

Семья, где не читают книг,-семья духовно неполноценная.

«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

(Педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.)

Давайте вспомним, какие методы и приёмы ознакомления детей с литературой вы знаете-Сл 9

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Педагоги должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.

(Зачитываются начальные фразы пословиц, участникам необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного).

Сл 10 для 1-й команды:

Спрос не грех, отказ… (Ответ: не беда.)

Говорить, не думая, что… (Ответ: стрелять не целясь.)

Красно поле пшеном, а беседа… (Ответ: умом.);

Сл 11 для 2-й команды:

Поменьше говори, побольше… (Ответ: услышишь.)

На шутку не сердись, а в обиду… (Ответ: не вдавайся.)

В добрый час молвить, а в дурной… (Ответ: промолчать.);

Сл 12 для 3-й команды:

На ласковое слово не сдавайся, на противное… (Ответ: не обижайся.)

Много крику, мало… (Ответ: толку.)

Звон не молитва, крик не… (Ответ: беседа.)

Сл 13 Задание «Подбери речевую формулу»

Из разных видов форм прощания подобрать наиболее корректную в предложенных ситуациях.

для 1-й команды:

Когда предполагается условленная встреча. (Ответ: до встречи.)

При прощании на длительный срок или навсегда. (Ответ: прощайте.)

Официальный тон. (Ответ: позвольте попрощаться.)

Сл 14 для 2-й команды:

Прощание на ночь. (Ответ: спокойной ночи.)

В любой ситуации с оттенком пожелания. (Ответ: всего хорошего.)

Непринужденное, дружеское прощание. (Ответ: счастливо.)

Сл 15 для 3-й команды:

В любой ситуации. (Ответ: до свидания.)

Дружеское, с оттенком фамильярности, употребляется между хорошими знакомыми. (Ответ: Привет! Пока! Всего)

Грубовато-сниженное, нелитературное. (Ответ: Бывай! Будь)

Конкурс пародистов Сл 16

Выбирается по два человека от команды, которые должны произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя.

Сл 17 для 1-й команды:

Баба-яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, — дело пытаешь или от дела лытаешь?»;

Царевна Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?»

Сл 18 для 2-й команды:

Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем»;Галчонок: «Кто там? Кто там?»

Сл 19 для 3-й команды:

Волк: «Ну, заяц, погоди!»;

Черепаха: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу».

Сл 20 Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому, владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Сл 21 В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты.

Сл 22 Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок.Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

рациональное размещение в группе;

соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

соответствие интересам детей;

постоянная сменяемость;

эстетическое оформление;

востребованность.

Сл 23 И заканчивая свой доклад,хочу привести несколько фактов о пользе чтения:

-чтение развивает логическое мышление;

-чтение развивает память и внимание;

-чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие;

-чтение книг улучшает работу мозга;

-чтение научит нас общаться с людьми;

-чтение делает человека добрее, умнее и воспитаннее.

Сл. 24 Спасибо, за внимание!

Источник

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

559Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно.

452Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

397Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Легче найти новую аудиторию, чем написать новую речь.

383Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.

320Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Надежней конь без узды, чем речь без связи.

316Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Разговорчивые люди плохи в деле.

298Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Кто много говорит, тот говорит много глупостей. Я. Корнель Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

296Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Мы потому так много говорим, что не умеем выражаться.

296Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.

293Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами!

289Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять.

272Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

265Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Уметь говорить менее важное достоинство, нежели уметь остановиться.

263Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Гораздо легче говорить с толпой, чем с отдельным индивидуумом.

252Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.

252Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ни превосходная речь не может прикрыть дурного поступка, ни хороший поступок не может быть запятнан ругательной речью.

249Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.

245Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Когда сидишь в собраньях шумных, Язык пылает и горит, Но люди делятся на умных И тех, кто много говорит.

240Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов.

235Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Речь дается многим, но мудрость редким.

234Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если вы не будете говорить то, что вы думаете, вам, пожалуй, придется говорить то, чего вы не думаете.

229Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Кто много говорит, мало думает.

225Ссылка на цитату5 минут на осмысление

В том, что мы говорим, всегда три четверти бессмыслицы.

223Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

220Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Оживить речь юмором.

220Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Факты не согласуются с речами.

220Ссылка на цитату2 минуты на осмысление

Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет.

220Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Добавленное напоследок всегда кажется самым важным.

219Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Читайте также:  Сайт развитие ребенка раскраски для детей

Люди более склонны говорить, чем слушать других, а между тем не умеющий, не желающий слушать не поумнеет.

219Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Чем меньше люди думают, тем больше говорят.

217Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Образное изложение делает предмет речи видимым.

216Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

216Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Люди, которым нечего сказать, никогда не лезут за словом в карман.

216Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Дурной человек в речах познается.

215Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Перо — лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.

215Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Притвориться философом можно, а оратором нет.

214Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Очень мало кто не становится интереснее, когда перестает говорить.

214Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Кто пишет, как говорит, пишет плохо, как бы хорошо он ни говорил.

211Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.

210Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.

208Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда нечего сказать, много говорят.

207Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Что кто говорит? Сегодня слишком много говорят. Я чаще слушаю тех, кто ничего не говорит.

207Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

205Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Охотнее всего он слушал себя перед многочисленной аудиторией.

202Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Как все ораторы, которые ставят себе целью исчерпать тему, он исчерпал терпение слушателей.

201Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Даже трехчасовая речь начинается со слов: «Я буду говорить кратко».

200Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке.

198Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ясность — главное достоинство речи.

197Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.

193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда нечего сказать, говорят, что думают.

192Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Искусство оратора прежде всего заключается в том, чтобы никто не замечал искусства.

187Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Ни один оратор не думает, когда говорит, ни одна аудитория не думает, когда слушает.

186Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Тот, кто не умеет молчать, редко умеет хорошо говорить.

185Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Отрава скрыта в речи слишком вкрадчивой.

184Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Умно говорить трудно, а умно молчать еще труднее.

182Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца не принесут слушателям никакой пользы.

182Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много.

180Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения.

179Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

В ласковых речах бывает яд.

178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда пишешь речь, самое трудное — решить, что делать с руками.

178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.

177Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.

169Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

Источник

Высказывания и мысли великих людей о
воспитании!

    От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада
– это состояние души.  Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя – не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в
этом свет.

Читайте также:  Педагогические рекомендации развитию ребенка трех лет

             Я люблю читать  умные, полезные высказывания. Воспитание детей –
наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей  уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая
афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

 В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

  Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог. 

 Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим
научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к
знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,
сорвав цветок, не уронить каплю.                                    

                                       
                      В. А. Сухомлинский

Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно
похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…

 Антон Павлович Чехов

Только  то в человеке прочно и надежно, что
всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти
всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что
педагогика – это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей – сто
людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.  

Януш Корчак

Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без
голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.  

Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего
настроения. 

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети.
Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением. 

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые
надежды. 

Цицерон

Обучая учусь. 

Сенека Старший

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся,
являются тем, что они есть, – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию. 

Д. Локк

Жалок тот ученик, который не превосходит своего
учителя.

 Леонардо да
Винчи

Наш воспитатель – наша
действительность.

 М. Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее
находить. 

А. Дистервег

Педагог – это тот человек, который должен передать
новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. 

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение
его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?  

А.С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том,
что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. 

А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым  нельзя, но
воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

 А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не
получишь многого.

 А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы
научиться самому.

 М. Монтень

Повторять слова учителя  не значит быть его
продолжателем.

Д.И. Писарев

Истинное воспитание состоит не столько в правилах,
сколько в упражнениях.

 Ж.Ж. Руссо

Воспитание не только должно развивать разум человека и
дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 

 К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть
убеждение. 

К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя. 

Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет
дурно,  живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому,  что видят. 

Г. Торо

Когда слово не бьет, то и палка не
поможет. 

Сократ 

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле – и
одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни
того, ни другого

Эрнест Хемингуэй

В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами
математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом  на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость,
зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»…

 Альберт
Эйнштейн

Тот, кто экономит на школах, будет строить
тюрьмы.

Бисмарк

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза
главное. Главное – воспитание в человеке человеческого. 

Антуан де
Сент-Экзюпери

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня
так, как учили этому вчера.

 Д. Дьюи

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и
развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы
отвечать взрослому человеку.  

Д.И. Писарев

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не
усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.  

Я.А. Коменский

Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами… И
дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его
тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать…  Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне… Научите его
выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если
он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что
тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество. 

 Авраам
Линкольн

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы
остаться художником, выйдя из детского возраста.

 Пабло Пикассо

Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но
и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть
совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания,
накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого – эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и
оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин

Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните,
сделайте – и Вы поймете.

Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих
знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для
приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение
исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности
этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового
класса. 

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше
десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене». 

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не
хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за
десять лет»

Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И
недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и
учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей –
а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации,
призванные к тому: им вручается все наше будущее. 

А.И. Солженицын

Мы во многом ответственны за развитие задатка,
вложенного в нас.

А.И. Солженицын

Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо
бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков

К педагогическому делу надо призывать, как к делу
морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое
удовлетворение, понимая общую народную надобность. 

Д.И. Менделеев

В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во
всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно
произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов

Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже
говорил сам. 

Монтень

Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести
правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что
педагогика – это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей – сто
людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

 Януш Корчак

Действительно гуманная педагогика – это та, которая в
состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза
светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках,
невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили

Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру,
чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности – замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее
мысль.

В.А. Сухомлинский

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания
умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить
работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он
самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. 

А. Дистервег

Школа – это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. 

A. Барбюс

У каждого человека есть задатки, да