Выявление уровня математического развития ребенка

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Направления диагностики Логико-математического развития детей

Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);

Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).

Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток – игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» – игра «Покажи…»).

Средняя группа: практические действия  группировки  (геомет рических фигур, Блоков, пред метов),  упорядочивание   (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).

Освоение:  счета (порядкового  и количественного)-  игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего   .?». Измерение (правил, действий) – задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление     количественных     отношений     «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».

Пространственных отношений («между предметами» – иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров – зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»

Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения

Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)

Источник

           ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

                  Формирование элементарных математических представлений.

                                      Средняя группа (Начало года)

                                                   Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание:  «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

– Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

– Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

– Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

– Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

– Какая полоска короче? (красная)

– Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

– На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

– На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

– Какая полоска такой же длины, как и красная?

Читайте также:  Нормативы нервно психического развития ребенка первого года жизни

– Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

– Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

– Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

– Чем они отличаются?

– Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

– Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

– Желтая ленточка какая? (широкая)

– Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

– Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

– Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

– Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

– На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                          Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

– Как называется эта фигура? (треугольник)

– Как называется эта фигура? (квадрат)

– А это что за фигура? (круг)

– Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

– Солнце какой формы? (круглое)

– Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

– Аквариум какой формы? (квадратный)

– Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                 Ориентировка в пространстве.

Цель: выявить  умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

– На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

– На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

– Поставь зайца впереди куклы.

– Поставь белку позади куклы.

– Покажи кукле левую руку.

– Покажи кукле правую руку.

– Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

                                  Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

– Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

– Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                        Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать  предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

– Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

– Какой предмет лишний?

– Почему ты так думаешь?

Оценка:

Читайте также:  Антропометрические параметры физического развития ребенка

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Источник

Наталья Бурдыгина
Методики выявления сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Представление о количестве и счете.

Название: «Путаница» (Рис. №10).

Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Методика №2.

Название: «Какой цифры не стало?» (Рис. №10).

Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Представление о величине.

Методика №3

Название «Тест-картинки» (Рис. № 11, 12).

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: Тест-картинки с изображением предметов разных величин.

Цели: Выявление величины как признака, различение и называние величины предмета. Оценка умения устанавливать отношения между двумя предметами по величине.

Ход:

а) Сравнение предметовна уровне узнавания и называния:

-по длине;

-по ширине;

-по высоте;

– по объему;

по глубине.

Методика проведения. Словесная инструкция

Педагог предлагает рассмотреть ребенку предложенные картинки-задания: «Посмотри на рисунок. Назови всё, что на самом деле выше, чем чайник».

«… назови всё, что на самом деле короче верёвки», «… шире полотенца», «…уже кресла», «…длиннее карандаша»

«На какой из картинок мальчик выше девочки?», «… девочка выше мальчика, но ниже дерева», «…корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки», «… кисточка короче карандаш», «…гриб ниже цветка», «… рыба плывет глубже» и т. д.

б) Выстраивание предметного ряда по величине.

Оборудование: Тест-картинки с изображениями предметов разных величин (до 10): по высоте – деревья; по длине – ленточек; по ширине – ленточки; колеса; по толщине – матрешки; грибы; по глубине – пособие «На морском дне».

Цели: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий. Оценка умения выделять и показывать пространственное положение предметов в группе из 8 предметов.

Ход:

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки с заданиями и отметить цифрами сериациооный ряд.Инструкция: «Расставь предметы по высоте: от самого высокого к самому низкому (по длине, ширине и т. д.). Обозначай свой выбор цифрами».

Аналогично выполняется задание в порядке возрастания (от самого низкого, например.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Методика№ 5.

Название: Разложи карандаши (коврики) (Рис. № 13).

Возраст: 5-7 лет.

Цель: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий.

Ход:

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания. Разложи коврики. Разложить “коврики” в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Представление о форме.

Методика №7

Название: «Эталоны» (по О. М. Дьяченко) (Рис № 19, 20).

Возраст: 5-7 лет

Оборудование: тетрадь из 5 листов, на каждом из них расположены пять картинок, изображающих различные предметы. Под картинками изображена фигура-эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Цели: Выявление способности соотносить сенсорные эталоны формы с формой предметного изображения, и реальных предметов.

Выявление особенностей овладения действиями соотнесения свойства предметов к заданным эталонам.

Ход:

1)Ребенку дают мозаику и говорят: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигуру, и поставь их рядом».

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Методика№ 8.

Название: «Систематизация объектов по форме» (Рис № 25)

Возраст: 5-7 лет

Цель: выявление уровня развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.

Методика «Систематизация» (используются задачи на замещение геометрических фигур в матрице,составленной по двум признакам: форма и величина).

Оборудование: тетрадь из девяти страниц, на каждой – квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами,левая колонка заполнена геометрическими фигурами: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры саамы крупные, правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены.

Под таблицей внизу на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур. Числа указывают на правильное расположение фигур в пустых клетках таблицы. Клетки пронумерованы слева направо и сверху вниз с 1 по 16.

Читайте также:  Теория развития ребенка дж брунера

Ход:

Перед вводной задачей педагог говорит ребенку: «рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку» (ребенок рассматривает таблицу). «А теперь рассмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей – три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которые их нужно поставить, отмечены крестиком. Посмотри внимательно для какой фигуры поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После правильного выполнения вводного задания дается инструкция к основным заданиям» «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки. Найди их места в таблице и отметь те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у тебя будет отмечено по три клеточки».

Методика № 9

Название: «Восприятие и воспроизведение сложных форм» (Рис. № 24).

Возраст: 5-7 лет

Цели: Выявление степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей. Выявление умения анализировать и конструировать образ из геометрических фигур.

Ход:

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку-образец и рассказать, что на ней изображено, и какие фигуры из бумаги использовались. Анализируется каждый предмет на картинке. После этого педагог предлагает ребенку из геометрических фигур, лежащих на столе, составить такую же картинку. «Узнай, что на картинке и сделай так же из геометрических фигур».

Если ребенок затрудняется, можно разрешить ему проговаривать каждое свое действие и пояснить, что он делает сейчас, что будет делать после этого.

Ориентировка в пространстве

Методика № 10

Название: «Художники» (на плоскости листа).

Возраст: 5-7 лет

Цель: Выявление сформированности пространственных отношений на плоскости листа (верхний левый/правый угол, нижний левый/правый угол, центр)

Оборудование: Лист бумаги, простой карандаш и шаблоны геометрических фигур;

Ход:

Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги и предлагает порисовать: «Я буду говорить, что надо нарисовать и где – в каком месте листа, а ты должен безошибочно выполнять команды. Обводить шаблоны будешь простым карандашом. Готов?»

«Нарисуй в правом верхнем углу квадрат. Слева от него овал. Теперь в центре листа – многоугольник, под ним – прямоугольник» и т. д. (Педагогу необходимо использовать всё пространство листа. Формулировки команд должны содержать наречия и предлоги, с помощью которых описывается расположение предметов в пространстве.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Методика № 11

Название: «Схематизация» (по Р. И. Бардиной) (ориентировка в макропространстве) (Рис. № 31).

Возраст: 5-7 лет

Цель: Выявление сформированности пространственных отношений в макроплоскости (далеко/близко).

Методика «Схематизация» (по Р. И. Бардиной) содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

Оборудование: Тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В Нижней части страницы расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.

Первые две страницы содержат вводные задачи, остальные – основные (с 1 по 10).

Выявить умение «читать» схему, передавать пространственное расположение предметов.

Ход:

1)Для первой вводной задачи: «перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его. чтобы найти этот домик, надо смотреть на «письмо». В «письме» нарисовано, что надо идти от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь домик».

Временные представления.

Методики № 12

Название: «Исправь ошибки» (Рис. № 32)

Возраст: 5-7 лет

Цель: выявить признаки частей суток, формировать умения замечать нереальность действий, правильно выражать свою мысль.

Оборудование: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов – модели частей суток, сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток.

Ход:

Сверху четырех квадратов положены без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия. Мы предварительно объясняем детям, что белый цвет – утро, желтый – день, серый – вечер, черный – ночь. Дети должны постараться объяснить последовательность видов деятельности в определенный промежуток времени. Мы вместе с ребятами исправляем ошибки, рассуждаем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью.

Методика № 13

Название: «Прятки» (Рис. № 33).

Возраст: 5-7 лет

Цель: определения уровня сформированности знаний о частях сутках.

Ход:

Перед испытуемыми разложены карточки с изображением частей суток. Воспитатель закрывает рукой одну картинку, дети должны угадать какой картинки не стало.

Методики №14

Название: «Дни недели» (Рис. № 34).

Возраст: 5-7 лет

Цель: выявить уровень сформированности знаний о днях недели.

Ход:

Дети должны ответить на вопросы воспитателя «Перечислите дни недели по порядку».

Методики № 15

Название: «Явления природы» (Рис. № 35).

Возраст: 5-7 лет.

Цель: определения уровня сформированности знаний о временах года в разные месяца.

Ход:

Дети глядя на картинки с явлениями природы должны определить к какому времени года это соответствует.

Источник