Выявление склонностей ребенка развитие одаренностей

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л. Бакаева

старший воспитатель

К. Седнева

воспитатель

М. Бондарева

учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области»

d.sad21@mail.ru

 «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время идут реформы образования. На наших глазах изменяются подходы к воспитанию и обучению детей. Радует то, что в государстве появляются ресурсы для «взращивания» смены нашему поколению, и есть понимание того, что от наших сегодняшних детей зависит  будущее России.  Поэтому задача современного педагога аккуратно, не навредив детской психике, помочь развить сильные стороны воспитанников. Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей следует начинать с дошкольного возраста.

На самом деле, споры о том, что считать одаренностью не утихли до сих пор. Большинство специалистов под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант. Другие специалисты считают, что нет одаренных и не одаренных детей, а есть те, которых неправильно обучали.

Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как о суммарном личностном свойстве.

Одаренность в старшем и младшем дошкольном возрасте должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, “общая способность” все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности”. Возникает вопрос, о каких же достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными (схема №1).

Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.

Наличие неординарных (креативных) детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психологопедагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении общеразвивающего вида:

  •  работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
  •  система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
  •  реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
  •  реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
  • В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
  •  Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  •  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития
  • одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
  •  Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  •  Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
  •  Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
  •  Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера

  •  ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
  •  охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
  •  проявляет исключительные способности к решению задач
  •  проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
  •  часто с головой уходит в то или иное занятие
  •  выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений

Чтение: ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; с лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка 4лет

Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

  •  демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
  •  изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
  •  часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
  •  способен продуцировать оригинальные идеи;
  •  способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

  •  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
  •  в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  •  c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
  •  в общении со сверстниками проявляет инициативу;
  •  принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

  •  ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
  •  проводит много времени за рисованием и лепкой;
  •  демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  •  осознанно строит композицию картин или рисунков;
  •  работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка:        ребёнок проявляет необыкновенный интерес к

музыкальным занятиям;

  •  чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  •  легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера:        ребёнок        проявляет большой интерес к

деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  •  обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
  •  любит движения (бег, пряжки, лазание);
  •  прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
  •  для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.

В МДОУ «Детский сад №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» реализуется проект «Одаренный ребенок» по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Система выявления одаренных и талантливых детей в нашем детском саду включает в себя:

  • Наблюдение  за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности.
  • Анализ особых успехов и достижений ребенка.
  • Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).
  • Групповое и индивидуальное обследование детей, диагностика потенциальных возможностей детей.в

Одаренные дети нуждаются в помощи. Педагоги в саду создают для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание; организуют интеллектуальные игры, творческие конкурсы, организуют исследовательскую деятельность. Развивается сеть дополнительного образования.

Направления деятельности с одаренными детьми

  • познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии);
  • художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах);
  • экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии);
  • спортивное (соревнования, турниры, встречи).

Формы работы с одаренными воспитанниками: творческие мастерские; групповые занятия; кружки по интересам; конкурсы; работа по индивидуальным планам; исследовательские проекты.

Совместно с родителями ведется работа по развитию личности ребенка и его таланта; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами. Создана и постоянно обновляется база данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки. Разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников. Формируется  методическая  копилка  по  работе  с одаренными детьми. Повышается  квалификация  в  области  работы  с  одаренными детьми. К сотрудничеству привлекаются социальные партнеры. Созданы индивидуальные карты развития  личности ребенка. Внедрены  педагогические  технологии  развития  детской  одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»). Выпускаются  информационные  бюллетени,  методические  рекомендации, памятки по работе с одарёнными детьми, публикуются материалы на сайте ДОУ и в печатных изданиях. Создаются проекты по сопровождению специальной одаренности детей.

Показателем эффективной работы МДОУ «Детский сад №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» является высокая результативность детей в участии в конкурсах. В 2018-2019 учебном году воспитанники участвовали в мероприятиях различного уровня:

  • II Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» федеральный уровень, номинация «Декоративно-прикладное творчество»: 10 воспитанников заняли призовые места.
  • Муниципальная Акция «Зебрята», участие.
  • Творческий конкурс «Волшебница Зима», федеральный уровень, Победитель 1 место в номинации «Рисунок».
  • Районная выставка- конкурс новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия», районный уровень, номинация «Рождественское чудо», 1  место.
  • Районный фотоконкурс  «Моё святое Белогорье», районный уровень, номинация  натюрморт «Как  прекрасен этот мир», благодарность.
  • Муниципальный конкурс «Спортивная семья», региональный уровень, 2 место.
  • Спартакиада  среди дошкольников (ДОУ №21, №22, №9), Муниципальный (ФОК п.Северный), 2 место в командном состязании. 1 место (золотой значок ГТО) воспитанник подготовительной       группы «А».
  • Муниципальный конкурс «Зелёный огонёк», муниципальный уровень, номинация «Фестиваль детской песни «Безопасные дороги детям (видеоклип)», лауреаты.
  • Конкурс «Зимняя фантазия», районный уровень, участие в  номинации «Авторская поделка»: «Новогоднее счастье-долгожданный подарок».
  • Районный конкурс видио занятия Математическая викторина-«Всезнайки –Любознайки»,  районный        уровень, участие.
  • Муниципальный фестиваль «Мозаика детства» «На крыльях слова, музыки и танца», муниципальный уровень, номинация «Конкурс творческих способностей», 2 место.
  •  Муниципальный конкурс «Питайся правильно —  будешь здоров!», районный уровень, номинация «Презентация» – победитель, номинация «Плакат» – участие, номинация «Презентация» – участие, номинация «Видеоролик» – победитель, номинация «Видеоролик» – победитель.
  •  Районный конкурс «Моя здоровая семья», номинация «Плакат», 2 участника, 1 победитель.
  • Муниципальный фестиваль «Мозаика детства», муниципальный, номинация «Умное поколение – интеллект 0+», участие.
  • Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и проектов «Я – исследователь», участие.
Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольника кратко

В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.

Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.

Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

Таким образом, необходимо не только выявить одаренных детей, проявить их таланты, но и обеспечить им всестороннюю поддержку всеми специалистами ДОУ совместно с семьей.

Литература:

  1. Иванова С. Ф., Беленкова Л. В. Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 116–120. – URL: https://e-koncept.ru/2015/95646.htm. (дата обращения: 22.08.2018)
  2. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  3. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
  4. Редикульцева А.В. Одаренные дети – кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. – 2011. – № 1. – С. 74-83. – Библиогр.: с. 83.
  5. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. – 2011. – № 2. – С. 16-38. – Библиогр.: с. 38.
  6. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

Источник

Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Читайте также:  Для развития ребенка в ясли

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов – основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать:

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

                Обработка результатов:

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет»,

пример построения «графического профиля» ребенка

Источник