Выявление особенностей психического развития ребенка с овз

Выявление особенностей психического развития ребенка с овз thumbnail

Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ

М.Ю. Шатрова

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета

г.Лесосибирск

Аннотация

В статье рассмотрены понятия и общая характеристика методов диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ, охарактеризованы понятия «беседа», «эксперимент», выявлена классификация всех методов диагностики.

Ключевые слова

Метод, диагностика, наблюдение, беседа, эксперимент, тест, комплексная диагностика.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.

Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.

– Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.

– Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.

Психологическое диагностирование включает:

– Изучение общих сведений о ребёнке.

– Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

– Особенности развития мышления.

– Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.

– Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

– Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

Методами психологического изучения детей с нарушениями развития являютя: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования.

Раскроем содержание перечисленных методов

Метод наблюдения

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Метод беседы

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Метод экспериментального изучения ребенка

Этот метод – более “молодой” по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.

Читайте также:  Глен доман развитие ребенка до года

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент – это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

– эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

– эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

– построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

– экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

– результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:

– простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

– одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, “хорошо”, “дальше”;

– вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

– подсказка, совет действовать тем или иным способом;

– демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;

– обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.

Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях – надежность и валидность, – относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста – это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.) [2].

– Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.

– Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

– Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.

– Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.

– Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

– Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.

– Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка [1].

Читайте также:  Карта развития ребенка первого года жизни

Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.

Список литературы

1. Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Челябинск, Два комсомольца, 2013. — 256 с.

2. Прокопьева, А. М. Социально-образовательный проект: Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Прокопьева. – Чебоксары, 2014. – 43 с.

Источник

Выявление особенностей психолого-педагогического развития обучающихся с ОВЗ. Специальные образовательные условия на основе потребностей детей с ОВЗ.

Название рассматриваемого нарушения (нозологии)

Характеристика нарушений (особенности развития)

Компенсаторные функции

Особые образовательные

потребности детей, методы и приемы обучения

Ожидаемые результаты

    с задержкой психического развития

    Особенности развития детей с ЗПР

    1. Наивность, несамостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками. Эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых процессов, легкая и частая смена настроения. Нестойкость к стрессовым ситуациям, аффективные реакции. Трудности в определении своего эмоционального состояния, объяснении причин эмоционального состояния другого. Узнают только конкретные эмоции: гнев и радость, хуже страх.

    2. Низкая самооценка и неуверенность в себе. «Уход в игру» от сложной для него учебной деятельности. Однако игры по правилам недоступны

    3. Недоразвитие чувства долга. Неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Яркие эмоциональные реакции на трудности при выполнении задач, при ожидании затруднении, боязни неудач.

    4. Не отмечается межличностная эмоциональная привязанность к сверстникам. Игра в одиночку. Преобладание игровых интересов в школьном возрасте.

    5. Несформированность «роли ученика», отсутствие учебной мотивации, быстрая пресыщаемость в любой деятельности.

    6. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

    Учебная деятельность

    • Отсутствие стойкого интереса к заданию.

    • Импульсивность и слабая ориентировка в задании (как следствие много ошибок).

    • Недостаточная целенаправленность деятельности.

    • Малая активность, безынициативность, отсутствие стремления улучшить результат, осмыслить работу, понять причину ошибок.

    Мыслительная деятельность

    – Преобладание более простых мыслительных операций

    – Сниженный уровень логического мышления

    – Трудности при формировании понятийных форм мышления

    – Иногда сложности при установлении причинно-следственных связей и несовершенная функция обобщения

    Память

    Изъяны во всех видах запоминания (кратковременного, и долговременного, произвольного и непроизвольного)

    Объем памяти ограничен

    Снижена прочность запоминания

    Снижена продуктивность непроизвольного запоминания

    Восприятие

    Трудности в узнавании предметов по контурным или схематичным изображениям (перечеркнутые / наложенные)

    Не всегда узнают сходные по написанию буквы или элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв

    Медленнее перерабатывают информацию, получаемую от через органы чувств. Скорость восприятия падает при изменении / отклонении от оптимальных условий (угол зрения, плохое освещение, наличие рядом аналогичных объектов)

    Внимание

    Зависимость восприятия от внимания

    Повышенная отвлекаемость

    Недостаточная концентрированность на объекте

    Недостаточная сформированность произвольного внимания

    Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

    • Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста.

    • Замедленная скорость приёма и переработки сенсорной информации.

    • Недостаточная сформированность умственных операций.

    • Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов.

    • Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем.

    • Отставание в речевом развитии: недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря.

    • Побуждение к познавательной активности (как средство формирования познавательной мотивации)

    • Расширение кругозора, формирование разносторонних представлений и понятий об окружающем мире

    • Формирование общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)

    • Совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, память, внимание и т.д.)

    • Развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции, самостоятельности и ответственности за свои поступки

    • Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширение социальных контактов

    • Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению (оречевление выполняемых действий)

    • Сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предотвращение истощаемости и перегрузок, эмоциональных срывов.

    Читайте также:  Развитие ребенка до года с нарушением зрения

    К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:

    – в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

    – в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

    – в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;

    – в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

    – в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,

    приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );

    – в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

    – в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

    – в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

    – в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

    – в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

    – в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

    – в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

    – в увеличении сроков освоения АООП НОО до 5 лет

    -в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

    – в наглядно-действенном характере содержания образования;

    -в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

    Специальные образовательные условия для детей с ЗПР подразделяются на несколько видов:

    -Организационное обеспечение.

    -Материально-техническое обеспечение.

    -Организационно-педагогические условия.

    -Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов.

    Методы активного обучения:

    -Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.

    -Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

    -Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

    -Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

    -Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

    -Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

    Главным ожидаемым результатом является Освоение обучающимися Образовательной программы , а так же Формирование соответствующих возрасту общеинтелллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, формирование умозаключений и т.д.) .

    Развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.

    Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (темп деятельности, типа мыслительной деятельности, формирование адекватной саморефлексии и др.)

    Источник