Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Педагогический факультет

Кафедра методики начального образования

Педагогическая коррекция типических отклонений в поведении детей

Реферат

по дисциплине «Коррекционная педагогика в начальном образовании »

Выполнила  студентка

Н–ZМНО5081 группы

Левякова Наталья Петровна

Преподаватель

Чичканова Ирина Николаена

Оценка __________________________

«______»_____________20____г.

__________________________________

подпись

Бийск  – 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Правила работы с детьми с отклонениями в поведении…………………4
  3. Заключение…………………………………………………….……….…11
  4. Список использованной литературы……………………………….……12

Введение

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

Проблема детской трудности помолодела и о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок  действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами,  может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Правила работы с детьми с

типическими отклонениями в поведении

Предупреждение и преодоление типических отклонений в поведении –

целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение “трудного” к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к “трудным” детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача учителя и родителей найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выбрать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:

1 – профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

2 – не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);

3 – не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

                     Общие правила, которые необходимо соблюдать

      в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.  Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка.

Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».

2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Т.К. субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения  проблемы.

3. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас.  Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.

4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Т.е. надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; оценивать характер ребёнка; использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему; делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь»; сравнивать одного ребёнка с другим.

5.  Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6.  На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.

Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
  2.  Санкция должна соответствовать поступку. 
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитываёте возможности ребёнка.
  10.  Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11.  Дайте понять ребёнку, что он любим.
Читайте также:  Компетенция родителя в вопросах развития и воспитания ребенка

КАК  ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и на делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей вашего ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком  к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте у него уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим недостатки.
  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
  10.  Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
  4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить чувство его собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  5. Если не реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию,  требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат так далёк от желаемого, а в лучшем случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дизфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, где необходима вынужденная неподвижность.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ИНЕРТНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:

  1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
  3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
  4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и  отвлекать от работы.
  5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
Читайте также:  Развитие ребенка половые органы мальчиков

Заключение

К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый  поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».

Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Таким образом, управление своим поведением – это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребёнка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он  учится быть благодарным.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить в людей.

Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо относиться к себе.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Список использованной литературы

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. – М. «Академия», 2001
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие для пед. Вузов [текст] / С.Ю. Бородулина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 352с.

Источник

Рекомендации для родителей и педагогов по преодолению и профилактике отклонений в развитии:

                                                   Разработала: Н.А. Антонова          

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей обусловлено тремя основными факторами:

первый — профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

второй — проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению;

третий — не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка.

Коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение такой системы возможно в результате совместных усилий, как самого ребенка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребенка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

Гиперактивное поведение

При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

1)      эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были;

2)      избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

3)      давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

4)      поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);

5)      ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

6)      оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

7)      предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию.

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее.Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций.

Демонстративное поведение. Капризы

Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переключить его внимание, в других — целесообразнее оставить его одного без «зрителей». Младших школьников можно побуждать выражать свои чувства словами. Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребенок прекращает каприз. Однако ни в коем случае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью демонстративных форм поведения и капризов.

Важным для преодоления демонстративного поведения и капризов является исправление и изменение отношений ребенка с окружающими. В случаях демонстративного поведения усилия взрослого направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка картинки для детей

Агрессивное поведение

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрослых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.

Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать превосходство над взрослым, а может быть, не знает иного способа выражения своих чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. В результате совместной деятельности агрессивные действия перестают быть единственно доступным (и при этом малоэффективным) способом общения ребенка с миром и людьми. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудиторией. Важно также давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.

Инфантильное поведение

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.

Конформное поведение

Нежелательные проявления конформного поведения (подобного, полностью подчинённого внешним условиям, требованиям других людей) нужно и можно преодолевать систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или ошибочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений, поддерживаю самостоятельность, инициативу, свободу выбора.

Следует выделить общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.       Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка. Реакции взрослых на неприемлемое поведение ребенка должны транслировать ему следующее: «Ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». Это возможно, если родители, воспитатели, учителя освоят технику «я — высказывания», т. е. научатся особым образом общаться с ребенком, делать ему замечания. В «я — высказывании» можно выделить четыре части: первая содержит объективное описание неприемлемого поведения ребенка в данный момент: «Когда ты разговариваешь и вертишься на уроке во время объяснения…»; вторая называет чувства взрослого в этот момент: «…Я чувствую сильное раздражение и досаду…»; третья описывает эффект неприемлемого поведения: «…Потому что я отвлекаюсь и упускаю нечто важное, интересное…»; четвертая содержит просьбу: «Пожалуйста, перестань себя так вести».

2.       Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.д. Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.

3.       Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребенка и взрослых на мысль, что сегодняшнее происшествие — что-то неизбежное и неисправимое.

4.       Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В реагировании на неприемлемое поведение ребенка надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физическую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим.

5.         Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6.       На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. В свою очередь, родители должны предоставлять информацию об особенностях поведения ребенка дома, о его отношении к игровым и учебным занятиям, о его эмоциональном состоянии, об особенностях общения с близкими, друзьями. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты коррекционной работы, разъяснять сущность достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого в практику реальных жизненных отношений.

Источник