Выготский развитие ребенка 3 лет
Л.С. ВЫГОТСКИЙ
(печатается с сокращениями)
Одна из ярких отличительных особенностей
кризиса трех лет — негативизм, упрямство
ребенка, желание во что бы то ни стало настоять на
своем.
Взрослые, как правило, расценивают эти
«симптомы» только со знаком минус. Так ли это?
Ведь отрицательность в скрытом виде
присутствует во всех личностных проявлениях,
поскольку без потенциала негативности нет
свободы воли. Без возможности отрицательного
действия невозможно позитивное, нормативное,
социально одобряемое действие. В беспроблемном
поле позитивное действие теряет характеристики
личностного, внутренне свободного,
индивидуального проявления человеческой
сущности.
Трехлетний ребенок будто бы знает: если он сейчас
не сломает всю систему взаимоотношений со
взрослым, не отстоит свое право действовать
по-своему, даже если это не одобряется
окружающими людьми, он не состоится как личность.
Другое дело, что отрицательные деяния не должны
перевешивать позитивные личностные проявления,
не должны становиться самодовлеющими, не должны
стать единственным способом проявления
личностной индивидуальности, подменяя собой
действительное творчество. В этом случае у
человека развивается деструктивное, девиантное,
даже преступное поведение.
Поэтому способ разрешения кризиса трех лет
невероятно важен для дальнейшего развития
ребенка.По материалам Е.БЕРЕЖКОВСКОЙ и
Е.КРАВЦОВОЙ
Мы имеем три точки зрения,
с помощью которых следует анализировать кризис
трех лет.
Во-первых, мы должны предположить, что
все перемены, все события, совершающиеся в период
этого кризиса, группируются вокруг какого-либо
новообразования переходного типа. Затем мы
должны рассмотреть, какая смена центральных и
побочных линий развития здесь происходит. И,
наконец, оценить критический возраст с точки
зрения зоны его ближайшего развития, т.е.
отношения к следующему возрасту.
«Первый пояс» симптомов, или
Cемизвездие кризиса трех лет
Негативизм
Рассмотрение надо начинать с
симптомов возраста. Первый симптом, которым
характеризуется наступление кризиса, —
возникновение негативизма. Когда говорят о
детском негативизме, то его надо отличать от
обычного непослушания. При негативизме все
поведение ребенка идет вразрез с тем, что
предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет
сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему
(например, он играет, а его заставляют идти спать,
он же спать не хочет), это не будет негативизмом.
Это будет отрицательной реакцией на требование
взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным
желанием ребенка.
Негативизмом мы будем называть такие
проявления в поведении ребенка, когда он не хочет
чего-нибудь сделать только потому, что это
предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не
на содержание действия, а на само предложение
взрослых. Негативизм включает в себя в качестве
отличительного признака от обычного
непослушания то, что ребенок не делает потому,
что его об этом попросили. Тут происходит
своеобразный сдвиг мотивировок.
Девочка на 4-м году жизни, с
затянувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным
негативизмом, хочет, чтобы ее взяли на
конференцию, на которой обсуждают детей. Я
приглашаю девочку. Но, так как я зову ее, она ни за
что не идет. Она упирается изо всех сил. «Ну, тогда
иди к себе». Она не идет. «Ну, иди сюда» — она не
идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она
начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли.
Таким образом, негативизм вынуждает ребенка
поступать вопреки своему аффективному желанию.
Девочке хотелось бы пойти, но потому, что ей
предложили это сделать, она никогда этого не
сделает.
При резкой форме негативизма дело
доходит до того, что можно получить
противоположный ответ на всякое предложение,
сделанное авторитетным тоном. Например,
взрослый, подходя к ребенку, говорит
авторитетным тоном: «Это платье черное», — и
получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда
говорят: «Оно — белое», ребенок отвечает: «Нет,
черное». Стремление противоречить, стремление
сделать наоборот по сравнению с тем, что ему
говорят, есть негативизм в собственном смысле
слова.
Негативная реакция отличается от
обычного непослушания двумя существенными
моментами. Во-первых, здесь на первый план
выступает социальное отношение, отношение к
другому человеку. В данном случае реакция при
определенном действии ребенка мотивировалась не
содержанием самой ситуации: хочется или нет
сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм
есть акт социального характера: он раньше всего
адресован к человеку, а не к содержанию того, о
чем ребенка просят. И второй существенный момент
— новое отношение ребенка к собственному
аффекту. Ребенок не действует непосредственно
под влиянием аффекта, а поступает наперекор
своей тенденции. По поводу отношения к аффекту
напомню о раннем детстве до кризиса трех лет.
Наиболее характерно для раннего детства, с точки
зрения всех исследований, полное единство
аффекта и деятельности. Ребенок весь находится
во власти аффекта, весь внутри ситуации. В
дошкольном возрасте появляется мотив еще и в
отношении других людей, что непосредственно
вытекает из аффекта, связанного с другими
ситуациями.
Упрямство
Второй симптом кризиса трех лет —
упрямство. Если негативизм надо уметь отличать
от обычного упрямства, то упрямство надо уметь
отличать от настойчивости. Например, ребенок
хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы
это было выполнено. Это не упрямство, это
встречается и до кризиса трех лет. Упрямство —
такая реакция ребенка, когда он настаивает на
чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется,
а потому, что он это потребовал. Скажем, ребенка
зовут со двора в дом; он отказывается, ему
приводят доводы, которые его убеждают, но потому,
что он уже отказался, он и не идет. Мотивом
упрямства является то, что ребенок связан своим
первоначальным решением. Только это и будет
упрямством.
Два момента отличают упрямство от
обычной настойчивости. Первый момент — общий с
негативизмом, имеет отношение к мотивировке.
Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас
желательно, это не будет упрямством. Например, он
любит кататься на санках и поэтому будет
стремиться целый день находиться во дворе.
И второй момент. Если для негативизма
характерна социальная тенденция, т.е. ребенок
делает что-то наоборот по сравнению с тем, что
говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве,
характерна тенденция по отношению к самому себе.
Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта
свободно переходит к другому, нет, он делает так
только потому, что он так сказал, он этого и
держится. Мы имеем другое отношение мотивировок
к собственной личности ребенка, чем до
наступления кризиса.
Строптивость и своеволие
Третий симптом считается настолько
центральным для возраста, что и весь критический
возраст получил название «возраст
строптивости».
От негативизма строптивость
отличается тем, что она безлична. Негативизм
всегда направлен против взрослого, который
сейчас побуждает ребенка к тому или иному
действию. А строптивость, скорее, направлена
против норм воспитания, установленных для
ребенка, против образа жизни; она выражается в
своеобразном детском недовольстве, вызывающем
«да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему
предлагают и что делают. Здесь сказывается
строптивая установка не по отношению к человеку,
а по отношению ко всему образу жизни, который
сложился до трех лет, по отношению к нормам,
которые предлагаются, к интересовавшим прежде
игрушкам. Строптивость от упрямства отличается
тем, что она направлена вовне, по отношению к
внешнему и вызвана стремлением настоять на
собственном желании.
До кризиса ребенок был заласканным,
послушным, его водили за ручку, и вдруг он
становится строптивым существом, которое всем
недовольно. Это противоположно шелковому,
гладкому, мягкому ребенку, это нечто такое, что
все время сопротивляется тому, что с ним делают.
От обычной недостаточной податливости
ребенка строптивость отличается
тенденциозностью. Ребенок бунтует, его
недовольное, вызывающее «да ну!» тенденциозно в
том смысле, что оно действительно проникнуто
скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел
дело раньше.
Остается еще четвертый симптом —
своеволие, своенравие. Оно заключается в
тенденции ребенка к самостоятельности. Этого
раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать
сам.
Второстепенные симптомы семизвездья
Из симптомов анализируемого кризиса
указывают еще на три, но они имеют второстепенное
значение. Первый — протест-бунт. Все поведение
ребенка приобретает черты протеста, как будто
ребенок находится в состоянии войны с
окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Частые детские ссоры с родителями являются
обычным делом. С этим связан симптом
обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок
начинает ругаться. Ш.Бюлер образно описала ужас
семьи, когда мать услышала от ребенка, что она
дура, чего раньше он и сказать не мог.
Ребенок старается обесценить игрушку,
отказывается от нее, в его лексиконе появляются
слова и термины, которые означают все плохое,
отрицательное, и все это относится к вещам,
которые сами по себе никакой неприятности не
приносят. И наконец, указывают еще на
двойственный симптом, обнаруживающийся в
различных семьях по-разному. В семье с
единственным ребенком встречается стремление к
деспотизму. У ребенка появляется желание
проявлять деспотическую власть по отношению к
окружающим. Мать не должна уходить из дому, она
должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему
должны достать все, что он требует; есть он этого
не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок
изыскивает тысячи способов, чтобы проявить
власть над окружающими. Ребенок старается
вернуть то состояние, которое было в раннем
детстве, когда фактически исполнялись все его
желания, и стать господином положения. В семье же
с несколькими детьми этот симптом называется
симптомом ревности: по отношению к младшим или
старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же
тенденция к господству, деспотизму, к власти
выступает как источник ревнивого отношения к
другим детям.
Симптомы второго пояса кризиса трех
лет
Благодаря изменениям социальных
отношений ребенка, его аффективной сферы, всего,
что наиболее для него дорого, ценно, что
затрагивает его самые сильные, глубокие
переживания, ребенок вступает в целый ряд
внешних и внутренних конфликтов, и очень часто мы
имеем дело с невротическими реакциями детей. Эти
реакции носят болезненный характер. У
невропатических детей именно в кризисе трех лет
мы нередко видим появление невротических
реакций, например, энурез, т.е. ночное недержание
мочи. Ребенок, привыкший к опрятности, при
неблагополучном течении кризиса часто
возвращается в этом отношении к ранней стадии.
Ночные страхи, неспокойный сон и другие
невропатические симптомы, иногда резкие
затруднения в речи, заикание, крайнее обострение
негативизма, упрямства, так называемые
«гипобулические припадки», т.е. своеобразного
вида приступы, которые внешне напоминают
припадки, но, по сути дела, не являются
болезненными припадками в собственном смысле
слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит
руками, ногами), а представляют собой крайне
заостренные черты негативизма, упрямства,
обесценения, протеста, о которых мы уже говорили.
Позвольте привести пример из
собственных наблюдений над совершенно
нормальным ребенком с очень трудным протеканием
кризиса трех лет. Ребенок на 4-м году жизни, сын
трамвайного кондуктора. Деспотия проявлялась у
ребенка чрезвычайно резко. Все, что он требовал,
должно было полностью исполняться. Например,
когда он по улице шел с матерью, он потребовал,
чтобы она подняла лежащую на земле бумажку, хотя
бумажка была ему совсем не нужна. Ребенок был
доставлен к нам с жалобой на приступы. Когда
отказываются исполнить его желание, он бросается
на пол, начинает дико кричать, бить руками и
ногами. Но это не патологические судороги, а
форма поведения, которую некоторые авторы
оценивают как возврат к реакции младенческого
возраста, когда ребенок кричит и перебирает
ручками и ножками. У наблюдаемого нами ребенка
это припадки бессильной злобы, когда он не в
состоянии иначе протестовать и устраивает
скандал. Я привожу это как пример осложнений
кризиса трех лет, которые
составляют второй пояс симптомов: они не
принадлежат к числу основных признаков кризиса,
а представляют одну цепь — от трудного
воспитания внутри семьи до того состояния,
которое дает невротические, психопатические
симптомы.
О чем говорят симптомы?
Попытаемся определить, какие же
события происходят в развитии ребенка, какой
смысл, какое значение имеют описанные симптомы.
Нетрудно видеть, что кризис выступает
главным образом такими чертами, которые
позволяют распознавать в нем как бы бунт против
авторитарного воспитания. Это как бы протест
ребенка, требующего самостоятельности,
переросшего те нормы и формы опеки, которые
сложились в раннем возрасте.
Ребенок, раньше не доставлявший забот
и трудностей, теперь выступает как существо,
которое становится трудным для взрослых. Из
«беби», которого носили на руках, он превратился
в существо строптивое, упрямое, негативное,
отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что
сразу весь его облик в семье изменяется.
Ребенок в раннем детстве — это
существо, которое всегда находится во власти
непосредственных аффективных отношений к
окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех
лет происходит то, что называется раздвоением:
здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать
мать, игрушки, предложенные в неподходящий
момент, он может разломать их со злости,
происходит изменение аффективно-волевой сферы,
что указывает на возросшую самостоятельность и
активность ребенка. Все симптомы вращаются
вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти
симптомы говорят о том, что изменяются отношения
ребенка к людям, окружающим его, или к
собственной личности.
Так называемое
«семизвездие симптомов кризиса» обнаруживает:
новые черты всегда связаны с тем, что ребенок
начинает мотивировать свои поступки не
содержанием самой ситуации, а отношениями с
другими людьми. Кризис протекает прежде всего
как кризис социальных отношений ребенка.
Что существенно перестраивается во
время кризиса? Социальная позиция ребенка по
отношению к окружающим людям, к авторитету
матери, отца. Происходит также кризис личности —
«я», т.е. возникает ряд поступков, мотив которых
связан с проявлением личности ребенка, а не с
данным мгновенным желанием, мотив
дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис
протекает по оси перестройки социальных
взаимоотношений личности ребенка и окружающих
людей.
В общем, симптомы, взятые вместе,
производят впечатление эмансипации ребенка: как
будто раньше взрослые водили его за руку, а
теперь у него появилась тенденция ходить
самостоятельно.
Я много раз обращал внимание на мысль
Ч.Дарвина: ребенок с момента рождения физически
отделен от матери, но ни его питание, ни
передвижение невозможно без матери. Дарвин
считает это выражением биологической
несамостоятельности ребенка (у сумчатых
животных существует морфологическое
приспособление — сумка, в которой помещаются
детеныши после рождения), его биологической
неотделенностью. Продолжая мысль Дарвина, нужно
сказать, что ребенок в раннем детстве
биологически отделен, но психологически он еще
не отделен от окружающих его людей. Ребенок до 3
лет социально не отделен от окружающих, и в
кризисе трех лет мы имеем дело с новой стадией
эмансипации.
Источник
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).
Период младенчества
Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.
Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).
Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.
Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.
Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.
Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.
Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Источник