Выготский психология развития ребенка презентация
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Лев Семенович Выготский (1896 – 1934)
2 слайд
Описание слайда:
Семья Льва Семеновича считалась своеобразным культурным центром города Отец, Семен Львович Выгодский (1869—1931) закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна(1874—1935), была учительницей, но почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был вторым ребенком Лев Семенович родился 17 ноября 1896 в белорусском городке Орше, но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Выгодский-отец основал в городе публичную библиотеку
3 слайд
Описание слайда:
Выготский учился в основном дома. Любимым его философом стал и оставался до конца жизни Бенедикт Спиноза. По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский. Получив начальное образование дома, сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6-ой класс казенной гимназии, закончил последние два класса в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера. Окончив гимназию, поступил в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на юридический. Обучался в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). Одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского
4 слайд
Описание слайда:
В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов — А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» Она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»
5 слайд
Описание слайда:
В 1922-1923 гг. провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии: «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики» «Как надо сейчас преподавать психологию» «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.». После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов.
6 слайд
Описание слайда:
Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и, таким образом, заложены основы дефектологии в СССР. Лев Семенович среди сотрудников института
7 слайд
Описание слайда:
Лев Семенович внес важнейший вклад в создание научных основ советской дефектологии. Его экспериментальные и теоретические исследования, проведенные в области аномального детства, остаются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии. Культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30-е гг. им при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (напр., язык, письмо, система счисления и др.).
8 слайд
Описание слайда:
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.
9 слайд
Описание слайда:
Еще одной заслугой Выготского в педагогике была предложена им возрастная периодизация в обучении – спонтанный период (раннее детство), спонтанно-реактивный (дошкольное) и реактивный (школьный). Выготский в некоторой степени сравнивает труд педагога с трудом садовника, поскольку учитель так же своевременно должна отреагировать на процессы созревания стадий развития ребенка, как садовник – плодов. Свои исследования в этом направлении он систематизировал в “Динамике умственного развития школьника в связи с обучением”.
10 слайд
Описание слайда:
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системной и содержательной строения сознания и его развития в онтогенезе. Отсюда следует, что центром сознания в раннем возрасте является восприятия, в дошкольные годы – память, в школьные – мышления. Развитие же других психических процессов в каждом возрасте находится в зависимости от доминирования в сознании той или иной функции. Ученый был уверен, что сознание человека представляет собой систему отдельных процессов, и ни одна функция сознания не может развиваться изолированно, а ее развитие зависит от места в этой структуре. самосознание
11 слайд
Описание слайда:
В советское время Выготский считался реакционным психологом, собрание его работ были опубликованы лишь в начале 80-х годов ХХ века усилиями учеников ученого.
12 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-219067
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Выготский Лев Семёнович. Идеи педагогики и воспитания
Слайд 2
Психолог, внесший большой вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию.
Слайд 3
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки). В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского. В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь. В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
Слайд 4
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого. В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором. Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.
Слайд 5
Основные направления исследований Выготского Культурно-историческая концепция развития психики. Он ввел новый – экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а так же переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. По Л.С. Выготскому , движущая сила психического развития – обучение. Важно отметить, что обучение и развитие – это разные вещи.
Слайд 6
Основные направления исследований Выготского Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Умственное развитие детей в процессе обучения. Вопросы теории и истории психологии. Проблемы общей психологии. Проблемы развития психики. Детская психология. Основы дефектологии. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.
Слайд 7
Принципы воспитания детей по Выготскому «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником… Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития». Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Слайд 8
Развитие и воспитание особых детей «Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом в миру». Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Слайд 9
Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу. Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. “С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком«. Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Слайд 10
Теория зоны ближайшего развития Зона ближайшего развития — это “расстояние” между уровнем актуального и возможного развития ребенка. Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно). Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого). Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта. Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя. Это зависит: от потребностей ребенка; от его возможностей; от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.
Слайд 11
Для практики работы с детьми имеет место концепция Выготского “О развивающем характере обучения”. Обучение должно вести за собой развитие и это возможно в том случае, если педагог умеет определить “зону актуального развития” и “зону ближайшего развития”. «Воспитание равно как и обучение ведет за собой развитие». Л.С. Выгодский.
Слайд 12
Психологические основы дошкольной педагогики. Культурно-историческая теория развития психики. Разработанная им возрастная периодизация. Понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития». Теория развивающего обучения.
Слайд 13
Деятельностный подход определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом. Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». «Именно творческая деятельность делает ребенка существом обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющем свое настоящее». Л.С. Выготский
Слайд 14
Влияние общения на воспитание ребенка Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. С ростом и развитием детей речь (слово) изменяет их психические функции. Появляется внутренняя речь.
Слайд 15
Заслуги Выготского в педологии Педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка. Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции. Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Слайд 16
Распространение и популярность идей Выготского После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов. Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности.
Слайд 17
«Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук». Исследования Л.С. Выготского во всех областях дефектологии до сих пор являются основополагающими при разработке проблем развития, обучения и воспитания аномальных детей. Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной биографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: “Не будет преувеличения назвать Л.С. Выготского гением”.
Слайд 18
Реализация идей Л.С.Выготского Кравцова Елена Евгеньевна – директор Института Психологии им. Л.Выготского , доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, автор многочисленных научных публикаций и монографий. Внучка Л.С. Выготского . Среди множества её психолого-педагогических начинаний, заявляющих о приверженности идеям Л.С.Выготского , программа «Золотой ключик». Отличительными особенностями программы являются: совместное воспитание в разновозрастных группах детей-дошкольников и младших школьников, обучение школьников в стенах детского сада, активное вовлечение семьи, целенаправленная работа авторов программы с педагогическими коллективами.
Слайд 19
Обновление средств обучения Ценности образования обновление содержания Федеральный Государственный Образовательный СТАНДАРТ Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие. Ради чего учить? Чему учить? Как учить?
Слайд 21
Спасибо за внимание
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Теория культурно – исторического развития психики Л.С. Выготского
2 слайд
Описание слайда:
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 – 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово). Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности. В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931). “Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения”.
3 слайд
Описание слайда:
У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая). Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития. 1. НПФ – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память. 2. ВПФ – культурные, социальные; – результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
4 слайд
Описание слайда:
ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными. ВПФ возникли при помощи знака. Знак – орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.
5 слайд
Описание слайда:
Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре. История развития человечества – это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо – условный образ названного слова). Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь – тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.
6 слайд
Описание слайда:
Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии. Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления. Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному). ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию) У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.
7 слайд
Описание слайда:
Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.
8 слайд
Описание слайда:
Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит так: В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя – интерпсихическая, а второй – как внутренняя – интрапсихическая. При этом знаки, будучи продуктом общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.
9 слайд
Описание слайда:
Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются. Для высших психических функций принципиально наличие внутреннего средства. Основной путь возникновения высших психических функций – интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших. Социогенез высших психических функций и есть их естественная история. Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.
10 слайд
Описание слайда:
Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально – мотивационные компоненты). Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.
11 слайд
Описание слайда:
Движущая сила психического развития – обучение. Развитие и обучение – это разные процессы. Развитие – процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение – внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества. Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.
12 слайд
Описание слайда:
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья “Проблема культурного развития ребенка” в журнале “Педология” в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как “фактора”, а как “источника” развития личн