Выготский проблема возраста развития ребенка

Описание: статья содержит в себе основные сведения о проблеме возрастного развития детей, социальной ситуации развития, критерии детского развития, возрастные кризисы. Статья будет полезна педагогам, студентам педагогических вузов, а так же родителям, интересующимся теорией развития ребенка

Проблема возраста по Л.С. Выготскому

Теория детского развития имеет в своем основании две основные позиции. Первая гласит о том, что развитие – это реализация, модификация и комбинирование задатков. Вторая – развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся обретением нового.

Критерии детского развития:

• возрастные новообразования;
• динамика перехода от одного возраста к другому.
П.П. Блонский установил, что возрастные изменения могут происходить резко, критически и постепенно. Исходя из этого, можно выделить более (эпоха) или менее (стадия) резкие периоды развития, отделенные друг от друга кризисами.

Выделяют следующие критические периоды в детском развитии:

• Кризис новорожденности;
• Кризис одного года;
• Кризис трех лет;
• Кризис семи лет;
• Кризис 13 лет;
• Кризис 17 лет.
Л.С. Выготский считает, что возраст представляет собой целостное динамическое образование, структуру которой определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В развитии существует обратная зависимость, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами этого целого определяется движение каждой его части. Исходя из этого, на каждой возрастной ступени всегда находится центральное новообразование, ведущее для процесса развития, характеризующее перестройку всей личности.
Динамика новообразования – совокупность всех тех звеньев, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.
Социальная ситуация развития – исходный момент для всех динамических изменений происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет формы и путь, следуя по которым ребенок приобретает новые свойства личности, тот путь по которому социальное становится индивидуальным.
Из социальной ситуации развития возникают и развиваются новообразования, которые являются результатом возрастного развития. Изменения в сознании ребенка возникают на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему новообразование приходится на конец возрастного периода.
В результате возрастного развития, возникшие новообразования перестраивают всю структуру сознания ребенка, тем самым изменяя его отношение к внешней действительности и самому себе. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая, которая становится исходным моментом для следующего периода и главным содержанием критичности возраста.
Таким образом, возрастное развитие ребенка – сложный и многогранный процесс, протекающий в условиях социальной ситуации развития и сопровождающийся возрастными кризисами.

Рекомендуем посмотреть:

Выготский проблема возраста развития ребенка
Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Выготский проблема возраста развития ребенка
Размышления одного учителя

Выготский проблема возраста развития ребенка
Развивающие игры на уроках изобразительного искусства

Выготский проблема возраста развития ребенка
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ. Работа с детьми с ОВЗ

Похожие статьи:

Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Источник

Проанализируем в данной главе научную статью Льва Семеновича Выготского «Проблема возраста», выявив и рассмотрев при этом основные вопросы, касающиеся проблемы возраста, например такие, как периодизация детского развития, возрастные кризисы и др.

Проблема возрастной периодизации детского развития

По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на три группы.

К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. В качестве примера можно назвать периодизацию детского развития, основанную на биогенетическом принципе. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. С точки зрения этой теории, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно с основными периодами истории человечества. Таким образом, за основу периодизации детства берется периодизация филогенетического развития. К этой группе относится периодизация детства, предлагаемая Гетчинсоном и другими авторами. Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды. Типичным примером служит попытка П.П. Блонского (1930, с. 110-111) расчленить детство на эпохи на основании дентипии, т.е. появления и смены зубов. Признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть 1) показательным для суждения об общем развитии ребенка; 2) легко доступным наблюдению и 3) объективным. Этим требованиям как раз и удовлетворяет дентиция.

Аналогична попытка периодизации детства на основании какой-либо одной стороны развития в схеме К. Штратца, выдвигающего в качестве главного критерия сексуальное развитие. В других схемах, построенных по тому же принципу, выдвигаются психологические критерии. Такова периодизация В. Штерна, который различает раннее детство, в течение которого ребенок проявляет лишь игровую деятельность (до 6 лет); период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.

Схемы этой группы, во-первых, субъективны. Хотя в качестве критерия для разделения возрастов они и выдвигают объективный признак, но сам признак берется по субъективным основаниям, в зависимости от того, на каких процессах больше остановится наше внимание. Возраст – объективная категория, а не условная, произвольно выбранная и фиктивная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст.

Второй недостаток схем этой группы тот, что они выдвигают для разграничения всех возрастов единый критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. При этом забывается, что в ходе развития изменяется ценность, значение, показательность, симптоматичность и важность выбранного признака. Признак, показательный и существенный для суждения о развитии ребенка в одну эпоху, теряет значение в следующую, так как в ходе развития те стороны, которые раньше стояли на первом плане, отодвигаются на второй план.

Третья группа попыток периодизации детского развития и связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. Однако в этих попытках, скорее, правильно ставится задача, чем разрешается. Попытки оказываются всегда половинчатыми в разрешении задач, никогда не идут до конца и обнаруживают несостоятельность в проблеме периодизации.

Такова, например, попытка А. Гезелла построить периодизацию детского развития, исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа, из определения “текущего объема развития”. Опираясь на правильные в основном наблюдения над изменением с возрастом ритма развития, Гезелл приходит к расчленению всего детства на отдельные ритмические периоды, или волны, развития, объединенные внутри себя постоянством темпа на всем протяжении данного периода и отграниченные от других периодов явной сменой этого темпа. Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.

Каковы же должны быть принципы построения подлинной периодизации? Мы уже знаем, где следует искать ее реальное основание: только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами. Все теории детского развития могут быть сведены к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование задатков. Здесь не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Эта точка зрения схватывает в развитии нечто существенное для диалектического понимания процесса.

Она, в свою очередь, допускает и идеалистические, и материалистические теории построения личности. В первом случае она находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию. Во втором случае она приводит к пониманию развития как процесса, характеризующегося единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития.

С последней точки зрения, нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Но одного этого недостаточно для научной периодизации детского развития. Необходимо учитывать еще его динамику, динамику переходов от одного возраста к другому. Путем чисто эмпирического исследования психология установила, что возрастные изменения могут, по словам Блонского (1930, с. 7.), происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически. Блонский называет эпохами и стадиями времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, более (эпохи) или менее (стадии) резкими; фазами-времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически.

Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития- кризисами. Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.

Указанные периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет (7-й год в жизни ребенка – переходный между дошкольным и отроческим периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.

Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период.

Еще позже был изучен кризис 13 лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое “я” и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой, в сущности, тоже критический период со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития.

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет-переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, перед нами раскрывается закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

Итак, основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов. Сроки стабильных возрастов, имеющих более или менее отчетливые границы начала и окончания, правильнее всего определять именно по этим границам. Критические же возрасты из-за другого характера их протекания правильнее всего определять, отмечая кульминационные точки, или вершины, кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание – ближайшее полугодие последующего возраста.

Таким образом, можно представить возрастную периодизацию в следующем виде:

  • 1) Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 мес-1 год).
  • 2) Кризис одного года. Раннее детство (1 год-3 года).
  • 3) Кризис 3 лет.
  • 4) Дошкольный возраст (3 года-7 лет).
  • 5) Кризис 7 лет.
  • 6) Школьный возраст (8 лет-12 лет).
  • 7) Кризис 13 лет.
  • 8) Пубертатный возраст (14 лет-18 лет).
  • 9) Кризис 17 лет. [5]

Источник

 

Отрасли        психологии

Статья Л.С.Выготского “Проблема возраста” состоит из трех частей.

Первая часть посвящена проблеме возрастной периодизации детского развития. В ней автор рассматривает существующие схемы периодизации детского развития, после чего выдвигает свою периодизацию, в основе которой лежит концепция детского развития, где развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени.

В периодизации автор учел динамику переходов от одного возраста к другому. Последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Переход от одной стадии к другой совершается революционным путем. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста

В так называемых стабильных возрастах развитие характеризуется медленным или литическим течением. Эти возрасты преимущественно плавного внутреннего изменения личности ребенка, которые накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Критические периоды представляют собой поворотные пункты, в которых ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Кризис возникает незаметно, также для него характерно резкое обострение, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые своеобразны и специфичны, носят переходный характер. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция.

Периодизация Л.С.Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст

(2 мес. – 1 год)

Кризис одного года

Раннее детство

(1 год – 3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст

(3 года – 7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст

(8 лет – 12 лет)

Кризис 13 лет    

Пубертатный возраст

(14 лет – 18 лет)

Кризис 17 лет

 

 

 

 

Вторая часть посвящена рассмотрению структуры и динамики возраста. Структура характеризует внутреннее строение процесса развития. Структурой называют такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, но определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части. На каждой возрастной ступени находятся центральные новообразования, являющиеся ведущими для всего процесса развития. Процессы, которые связаны с основными новообразованиями называются центральными линиями развития, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте называются побочными линиями развития. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой. При переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Отношение между целыми и частями есть динамическое отношение, определяющее изменение и развитие как целого, так и его частей. Под динамикой развития следует понимать совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста. Исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода является социальная ситуация развития т.е. система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Перестройка социальной ситуации развития составляет главное содержание критических возрастов. Она определяет тот путь, на котором социальное становится индивидуальным.

В третьей части рассматривается вопрос, связанный с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Это необходимо при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения ребенка, контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития или установления расстройств в развитии. Другую задачу диагностики развития составляет определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития. Практическое значение данного диагностического принципа связано с проблемой обучения т.к. период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным, периодом для соответствующего вида обучения. Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет нормативную возрастную диагностику. Общим принципом всякой научной диагностики развития является переход от симптоматической диагностики, основанной на изучении симптомокоплексов детского развития, т.е. его признаков, к клинической диагностике, основанной на определении внутреннего хода самого процесса развития. Истинный диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение.

Статья посвящена проблеме возрастной периодизации детского развития, его структуре, динамике и диагностике. Особый интерес представляет периодизация Л.С.Выготского, которая описывает возраст от 0 до 17 лет. Периодизация построена на формирующихся в процессе жизни новообразованиях, в связи с которыми и происходит переход с одной ступени развития на другую. Периодизация представляет собой целостную картину того, как ребенок развивается и взаимодействует с окружающей средой. Л.С.Выготский учел не только физиологические, интеллектуальные, но и социально-поведенческие изменения в процессе развития. Одним из важных моментов в периодизации является социальная ситуация развития, которой автор отвел огромное определяющее значение на протяжении всего развития ребенка. Так как в периодизации каждая возрастная ступень своеобразна и специфична и обладает особым набором признаков, это делает возможным проводить диагностику развития ребенка, что необходимо для предоставления адекватного обучения и воспитания. Настоящую периодизацию необходимо знать и в процессе работы учитывать особенности детских возрастов не только психологам, педагогам и врачам, но и родителям, так как это может помочь им лучше понимать своего ребенка.

Аннотацию выполнила студентка Соболева Л. Н.

Новости психологии

14.08.2020

Новое в психологии

06.08.2020 14:37:00

О проблеме взросления и дистанционной поддержке людей с аутизмом

24.07.2020

Что почитать на выходных?

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru

Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.

Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

 

Источник