Выготский проблема культурного развития ребенка статья

“Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.

В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. С именем советского психолога в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма.”

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления.

В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая — линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

ребенок старшего возраста запоминает не только больше, чем ребенок младшего, но он запоминает также иначе, иным способом.

Есть все основания предположить, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; что культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др. В этом убеждает нас не только изучение психологического развития примитивного человека, но и прямые и непосредственные наблюдения над детьми.

Задержка в развитии логического мышления и в образовании понятий проистекает непосредственно из того, что дети не овладели еще достаточно языком, этим главным орудием логического мышления и образования понятий.

Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы,

первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его.

отличает ситуацию, создаваемую в наших экспериментах, от ситуации Келера, которую сам этот автор, а за ним и другие исследователи пытались перенести на детей. Там задача и ее разрешение находились всецело в плане внешней деятельности. У нас — в плане внутренней. Там нейтральный объект приобретал функциональное значение орудия, здесь — функциональное значение знака.

Именно структура, объединяющая все отдельные процессы, входящие в состав культурного приема поведения, превращает этот прием в психологическую функцию, выполняющую свою задачу по отношению к поведению в целом.

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

«Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком».

« примитивный ребенок— здоровый ребенок. При известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Одно есть задержка органического или естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое — задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления»

«Обычно обе линии психологического развития, естественного и культурного, сливаются так, что их бывает трудно различить и проследить каждую в отдельности. В случае резкой задержки одной какой-нибудь из этих двух линий происходит их более или менее явное разъединение, как это мы видим в случаях детской примитивности.

Эти же случаи показывают нам, что культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено, как возможность, в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения» .

«…культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его»

«Второй задачей научного исследования и является выяснение структуры этого приема. Хотя всякий прием культурного поведения и составляется, как показывает анализ, из естественных психологических процессов, однако он объединяет их не механически, а структурно. Это значит, что все входящие в состав этого приема процессы представляют собою сложное функциональное и структурное единство» .

Читайте также:  Сад центр развития ребенка челябинск

«Запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует, таким образом, структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» .

«Однако структура эта не остается неизменной…не создается извне. Она возникает закономерно на известной ступени естественного развития ребенка. Она не может быть навязана ребенку извне, но всегда возникает изнутри, хотя и складывается под решающим воздействием внешней среды. Раз возникши, она не остается неизменной, а подвергается длительному внутреннему изменению, которое обнаруживает все признаки развития.

Новый прием поведения не просто остается закрепленным, как известный внешний навык. Он имеет свою внутреннюю историю. Он включается в общий процесс развития поведения ребенка, и мы получаем поэтому право говорить о генетическом отношении, в котором одни структуры культурного мышления и поведения стоят к другим, о развитии приемов поведения. Это развитие, конечно, особого рода, глубоко отличное от развития органического, имеющее свои особые закономерности» .

 «..только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне»

«..последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является выяснение психогенеза культурных форм поведения. Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии. В эксперименте она сказывается в том, что ребенок, обычно более раннего возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом. Сколько он при этом запоминает, определяется мерой его внимания, мерой его индивидуальной памяти, мерой его заинтересованности. Обычно только трудности, встречаемые на этом пути ребенком, приводят его ко второй стадии. Эту стадию условно называем мы стадией «наивной психологии»…. Употребление простейших орудий у детей предполагает наличие известного наивного физического опыта относительно простейших физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто этот опыт оказывается недостаточным, и тогда «наивная физика» обезьяны или ребенка приводит его к неудаче»

«Эта вторая стадия играет обычно роль переходной. От нее ребенок обычно очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией внешнего культурного приема. Однако и эта третья стадия длится в эксперименте сравнительно недолго и сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка при запоминании с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность»

«..вторым типом перехода третьей стадии в четвертую, или вращивания внешнего приема внутрь, является следующий. Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он сразу начинает прибегать к внутренним схемам, начинает использовать в качестве знака свои воспоминания, прежние знания»

Вывод :В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии: естественного и культурного развития поведения ребенка.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Êîíöåïöèÿ ðàçðàáàòûâàëàñü Âûãîòñêèì è åãî øêîëîé (Ëåîíòüåâ, Ëóðèÿ è äð.) â 20—30 ãã. XX â.
Îäíîé èç ïåðâûõ ïóáëèêàöèé áûëà ñòàòüÿ Ïðîáëåìà êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â æóðíàëå Ïåäîëîãèÿ â 1928 ã.
Ñëåäóÿ èäåå îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêîé ïðèðîäû ïñèõèêè, Âûãîòñêèé ñîâåðøàåò ïåðåõîä ê òðàêòîâêå ñîöèàëüíîé ñðåäû íå êàê ôàêòîðà, à êàê èñòî÷íèêà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
 ðàçâèòèè ðåáåíêà, çàìå÷àåò îí, ñóùåñòâóåò êàê áû äâå ïåðåïëåòåííûõ ëèíèè.
Ïåðâàÿ ñëåäóåò ïóòåì åñòåñòâåííîãî ñîçðåâàíèÿ.
Âòîðàÿ ñîñòîèò â îâëàäåíèè êóëüòóð, ñïîñîáàìè ïîâåäåíèÿ è ìûøëåíèÿ.

Âñïîìîãàòåëüíûìè ñðåäñòâàìè îðãàíèçàöèè ïîâåäåíèÿ è ìûøëåíèÿ, êîòîðûå ÷åëîâå÷åñòâî ñîçäàëî â ïðîöåññå ñâîåãî èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ÿâëÿþòñÿ ñèñòåìû çíàêîâ-ñèìâîëîâ (íàïðèìåð, ÿçûê, ïèñüìî, ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ è äð.).
Îâëàäåíèå ðåáåíêîì ñâÿçüþ ìåæäó çíàêîì è çíà÷åíèåì, èñïîëüçîâàíèå ðå÷è â ïðèìåíåíèè îðóäèé çíàìåíóåò âîçíèêíîâåíèå íîâûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, ëåæàùèõ â îñíîâå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, êîòîðûå ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþò ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà îò ïîâåäåíèÿ æèâîòíîãî.
Îïîñðåäîâàííîñòü ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè ïñèõîëîãè÷åñêèìè îðóäèÿìè õàðàêòåðèçóåòñÿ åùå è òåì, ÷òî îïåðàöèÿ óïîòðåáëåíèÿ çíàêà, ñòîÿùàÿ â íà÷àëå ðàçâèòèÿ êàæäîé èç âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ïåðâîå âðåìÿ âñåãäà èìååò ôîðìó âíåøíåé äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ïðåâðàùàåòñÿ èç èíòåðïñèõè÷åñêîé â èíòðàïñèõè÷åñêóþ.
Ýòî ïðåâðàùåíèå ïðîõîäèò íåñêîëüêî ñòàäèé.
Íà÷àëüíàÿ ñâÿçàíà ñ òåì, ÷òî äðóãîé ÷åëîâåê (âçðîñëûé) ñ ïîìîùüþ îïðåäåëåííîãî ñðåäñòâà óïðàâëÿåò ïîâåäåíèåì ðåáåíêà, íàïðàâëÿÿ ðåàëèçàöèþ åãî êàêîé-ëèáî íàòóðàëüíîé, íåïðîèçâîëüíîé ôóíêöèè.
Íà âòîðîé ñòàäèè ðåáåíîê ñàì óæå ñòàíîâèòñÿ ñóáúåêòîì è, èñïîëüçóÿ äàííîå ïñèõîëîãè÷åñêîå îðóäèå, íàïðàâëÿåò ïîâåäåíèå äðóãîãî (ïîëàãàÿ åãî îáúåêòîì).
Íà ñëåäóþùåé ñòàäèè ðåáåíîê íà÷èíàåò ïðèìåíÿòü ê ñàìîìó ñåáå (êàê îáúåêòó) òå ñïîñîáû óïðàâëåíèÿ ïîâåäåíèåì, êîòîðûå äðóãèå ïðèìåíÿëè ê íåìó, è îí — ê íèì.

Читайте также:  Параметры развития ребенка в разных концепциях

Ò. î., ïèøåò Âûãîòñêèé, êàæäàÿ ïñèõè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ïîÿâëÿåòñÿ íà ñöåíå äâàæäû — ñïåðâà êàê êîëëåêòèâíàÿ, ñîöèàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, à çàòåì êàê âíóòðåííèé ñïîñîá ìûøëåíèÿ ðåáåíêà.
Ìåæäó ýòèìè äâóìÿ âûõîäàìè ëåæèò ïðîöåññ èíòåðèîðèçàöèè, âðàùèâàíèÿ ôóíêöèè âîâíóòðü.
Èíòåðèîðèçóÿñü, íàòóðàëüíûå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè òðàíñôîðìèðóþòñÿ è «ñâîðà÷èâàþòñÿ», ïðèîáðåòàþò àâòîìàòèçèðîâàííîñòü, îñîçíàííîñòü è ïðîèçâîëüíîñòü.
Çàòåì, áëàãîäàðÿ íàðàáîòàííûì àëãîðèòìàì âíóòðåííèõ ïðåîáðàçîâàíèé, ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì è îáðàòíûé èíòåðèîðèçàöèè ïðîöåññ — ïðîöåññ ýêñòåðèîðèçàöèè — âûíåñåíèÿ âîâíå ðåçóëüòàòîâ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, îñóùåñòâëÿåìûõ ñíà÷àëà êàê çàìûñåë âî âíóòðåííåì ïëàíå.

Âûäâèæåíèå ïðèíöèïà âíåøíåå ÷åðåç âíóòðåííåå â Ê.-è. ò. ðàñøèðÿåò ïîíèìàíèå âåäóùåé ðîëè ñóáúåêòà â ðàçëè÷íûõ âèäàõ àêòèâíîñòè — ïðåæäå âñåãî â õîäå îáó÷åíèÿ è ñàìîîáó÷åíèÿ.
Ïðîöåññ îáó÷åíèÿ òðàêòóåòñÿ êàê êîëëåêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü, à ðàçâèòèå âíóòðåííèõ èíäèâèäóàëüíûõ ñâîéñòâ ëè÷íîñòè ðåáåíêà èìååò áëèæàéøèì èñòî÷íèêîì åãî ñîòðóäíè÷åñòâî (â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå) ñ äðóãèìè ëþäüìè.
Ãåíèàëüíàÿ äîãàäêà Âûãîòñêîãî î çíà÷åíèè çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ â æèçíè ðåáåíêà ïîçâîëèëà çàâåðøèòü ñïîð î ïðèîðèòåòàõ îáó÷åíèÿ èëè ðàçâèòèÿ: òîëüêî òî îáó÷åíèå ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì, êîòîðîå óïðåæäàåò ðàçâèòèå.
 ñâåòå ñèñòåìíîãî è ñìûñëîâîãî ñòðîåíèÿ ñîçíàíèÿ äèàëîãè÷íîñòü ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé õàðàêòåðèñòèêîé ñîçíàíèÿ.
Äàæå ïðåâðàùàÿñü âî âíóòðåííèå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû, âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè ñîõðàíÿþò ñâîþ ñîöèàëüíóþ ïðèðîäó — ÷åëîâåê è íàåäèíå ñ ñîáîé ñîõðàíÿåò ôóíêöèè îáùåíèÿ.
Ñîãëàñíî Âûãîòñêîìó, ñëîâî îòíîñèòñÿ ê ñîçíàíèþ êàê ìàëûé ìèð ê áîëüøîìó, êàê æèâàÿ êëåòêà ê îðãàíèçìó, êàê àòîì ê êîñìîñó. Îñìûñëåííîå ñëîâî åñòü ìèêðîêîñì ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ.

 âîççðåíèÿõ Âûãîòñêîãî ëè÷íîñòü åñòü ïîíÿòèå ñîöèàëüíîå, â íåì ïðåäñòàâëåíî íàäïðèðîäíîå, èñòîðè÷åñêîå â ÷åëîâåêå.
Îíî íå îõâàòûâàåò âñå ïðèçíàêè èíäèâèäóàëüíîñòè, íî ñòàâèò çíàê ðàâåíñòâà ìåæäó ëè÷íîñòüþ ðåáåíêà è åãî êóëüòóðíûì ðàçâèòèåì.
Ëè÷íîñòü íå âðîæäåííà, íî âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå êóëüòóð, ðàçâèòèÿ è â ýòîì ñìûñëå êîððåëÿòîì ëè÷íîñòè áóäåò îòíîøåíèå ïðèìèòèâíûõ è âûñøèõ ðåàêöèé.
Ðàçâèâàÿñü, ÷åëîâåê îñâàèâàåò ñîáñòâåííîå ïîâåäåíèå.
Îäíàêî íåîáõîäèìîé ïðåäïîñûëêîé ýòîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ îáðàçîâàíèå ëè÷íîñòè, èáî ðàçâèòèå òîé èëè èíîé ôóíêöèè âñåãäà ïðîèçâîäíî îò ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â öåëîì è îáóñëîâëåíî èì.

 ñâîåì ðàçâèòèè ëè÷íîñòü ïðîõîäèò ðÿä èçìåíåíèé, èìåþùèõ ñòàäèàëüíóþ ïðèðîäó.
Áîëåå èëè ìåíåå ñòàáèëüíûå ïðîöåññû ðàçâèòèÿ âñëåäñòâèå àíàëèòè÷åñêîãî íàêîïëåíèÿ íîâûõ ïîòåíöèé, ðàçðóøåíèÿ îäíîé ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ è âîçíèêíîâåíèÿ äðóãèõ ñìåíÿþòñÿ êðèòè÷åñêèìè ïåðèîäàìè â æèçíè ëè÷íîñòè, âî âðåìÿ êîòîðûõ èäåò áóðíîå ôîðìèðîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé.
Êðèçèñû õàðàêòåðèçóþòñÿ åäèíñòâîì íåãàòèâíîé (äåñòðóêòèâíîé) è ïîçèòèâíîé (êîíñòðóêòèâíîé) ñòîðîí è èãðàþò ðîëü ñòóïåíåé â ïîñòóïàòåëüíîì äâèæåíèè ïî ïóòè äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Âèäèìîå ïîâåäåí÷åñêîå íåáëàãîïîëó÷èå ðåáåíêà â êðèòè÷åñêîì âîçðàñòíîì ïåðèîäå íå çàêîíîìåðíîñòü, à ñêîðåå ñâèäåòåëüñòâî íåáëàãîïðèÿòíîãî òå÷åíèÿ êðèçèñà, îòñóòñòâèÿ èçìåíåíèé â íåãèáêîé ïåäàãîãè÷åñêîé ñèñòåìå, êîòîðàÿ íå ïîñïåâàåò çà áûñòðûì èçìåíåíèåì ëè÷íîñòè ðåáåíêà.
Âîçíèêøèå â òîò èëè èíîé ïåðèîä íîâîîáðàçîâàíèÿ êà÷åñòâåííî ìåíÿþò ïñèõîëîãè÷åñêîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ëè÷íîñòè.
Íàïðèìåð, ïîÿâëåíèå ðåôëåêñèè ó ïîäðîñòêà ñîâåðøåííî ïåðåñòðàèâàåò åãî ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.
Ýòî íîâîîáðàçîâàíèå ÿâëÿåòñÿ òðåòüèì óðîâíåì ñàìîîðãàíèçàöèè: Íàðÿäó ñ ïåðâè÷íûìè óñëîâèÿìè èíäèâèäóàëüíîãî ñêëàäà ëè÷íîñòè (çàäàòêè, íàñëåäñòâåííîñòü) è âòîðè÷íûìè óñëîâèÿìè åå îáðàçîâàíèÿ (îêðóæàþùàÿ ñðåäà, ïðèîáðåòåííûå ïðèçíàêè) çäåñü (â ïîðó ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ) âûñòóïàþò òðåòè÷íûå óñëîâèÿ (ðåôëåêñèÿ, ñàìîîôîðìëåíèå).
Òðåòè÷íûå ôóíêöèè ñîñòàâëÿþò îñíîâó ñàìîñîçíàíèÿ.
 êîíå÷íîì ñ÷åòå, îíè òîæå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïåðåíåñåííûå â ëè÷íûå ïñèõîëîãè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, íåêîãäà áûâøèå îòíîøåíèÿìè ìåæäó ëþäüìè.
Îäíàêî ñâÿçü ìåæäó ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîé ñðåäîé è ñàìîñîçíàíèåì ñëîæíåå è ñîñòîèò íå òîëüêî âî âëèÿíèè ñðåäû íà òåìïû ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ, íî è â îáóñëîâëèâàíèè ñàìîãî òèïà ñàìîñîçíàíèÿ, õàðàêòåðà åãî ðàçâèòèÿ.

Ïîÿâëåíèå Ê.-è. ò. Âûãîòñêîãî ñèìâîëèçèðîâàëî íîâûé âèòîê ðàçâèòèÿ ïñèõîëîãèè ëè÷íîñòè, îáðåòøåé ðåàëüíóþ îïîðó â îáîñíîâàíèè ñâîåãî ñîöèàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, äîêàçàòåëüñòâå ñóùåñòâîâàíèÿ ïåðâè÷íûõ àôôåêòèâíî-ñìûñëîâûõ îáðàçîâàíèé ÷åëîâå÷åñêîãî ñîçíàíèÿ äî è âíå êàæäîãî ðàçâèâàþùåãîñÿ èíäèâèäà â èäåàëüíîé è ìàòåðèàëüíîé ôîðìàõ êóëüòóðû, â êîòîðóþ ïðèõîäèò ÷åëîâåê ïîñëå ðîæäåíèÿ.

Источник

Выготский  Л. С

Проблема культурного развития ребенка

В данной статье рассматривается проблемы культурно-исторического развития ребенка.

Ключевые слова :

  1.  Психологические процессы
  2.  Память
  3.  Примитивный  ребенок
  4.  Линии психологического развития
  5.  Культурный прием поведения
  6.  Стадия

«Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком». [2;5]

« примитивный ребенок— здоровый ребенок. При известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Одно есть задержка органического или естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое — задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления» [2;5]

«Обычно обе линии психологического развития, естественного и культурного, сливаются так, что их бывает трудно различить и проследить каждую в отдельности. В случае резкой задержки одной какой-нибудь из этих двух линий происходит их более или менее явное разъединение, как это мы видим в случаях детской примитивности.

Читайте также:  Развитие ребенка по программе воспитания и обучения

Эти же случаи показывают нам, что культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено, как возможность, в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения» [2;5].

«…культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его» [2;6]

«Второй задачей научного исследования и является выяснение структуры этого приема. Хотя всякий прием культурного поведения и составляется, как показывает анализ, из естественных психологических процессов, однако он объединяет их не механически, а структурно. Это значит, что все входящие в состав этого приема процессы представляют собою сложное функциональное и структурное единство» [2;6].

«Запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует, таким образом, структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» [2;7].

«Однако структура эта не остается неизменной…не создается извне. Она возникает закономерно на известной ступени естественного развития ребенка. Она не может быть навязана ребенку извне, но всегда возникает изнутри, хотя и складывается под решающим воздействием внешней среды. Раз возникши, она не остается неизменной, а подвергается длительному внутреннему изменению, которое обнаруживает все признаки развития.

Новый прием поведения не просто остается закрепленным, как известный внешний навык. Он имеет свою внутреннюю историю. Он включается в общий процесс развития поведения ребенка, и мы получаем поэтому право говорить о генетическом отношении, в котором одни структуры культурного мышления и поведения стоят к другим, о развитии приемов поведения. Это развитие, конечно, особого рода, глубоко отличное от развития органического, имеющее свои особые закономерности» [2;8].

«..только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне» [2;8]

«..последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является выяснение психогенеза культурных форм поведения. Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии. В эксперименте она сказывается в том, что ребенок, обычно более раннего возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом. Сколько он при этом запоминает, определяется мерой его внимания, мерой его индивидуальной памяти, мерой его заинтересованности. Обычно только трудности, встречаемые на этом пути ребенком, приводят его ко второй стадии. Эту стадию условно называем мы стадией «наивной психологии»…. Употребление простейших орудий у детей предполагает наличие известного наивного физического опыта относительно простейших физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто этот опыт оказывается недостаточным, и тогда «наивная физика» обезьяны или ребенка приводит его к неудаче» [2;13]

«Эта вторая стадия играет обычно роль переходной. От нее ребенок обычно очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией внешнего культурного приема. Однако и эта третья стадия длится в эксперименте сравнительно недолго и сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка при запоминании с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность» [2;14]

«..вторым типом перехода третьей стадии в четвертую, или вращивания внешнего приема внутрь, является следующий. Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он сразу начинает прибегать к внутренним схемам, начинает использовать в качестве знака свои воспоминания, прежние знания»

Вывод :В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии: естественного и культурного развития поведения ребенка.

Источник