Выготский о первичном дефекте и вторичных отклонениях в развитии ребенка

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные– имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
• Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.
• Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающего из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).
Общие закономерности развития детей с отклонениями в развитии.
Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание; замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта.
Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.
Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.
Общие закономерности отклоняющегося развития:
– снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
– трудность словесного опосредования;
– замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
– риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:
– ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;
– дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;
– поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;
– асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии).
Специфические закономерности развития детей с нарушениями развития.
Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.
Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:
1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.
И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.
Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.
4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.
Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.
Для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.
Кроме уже указанных общих закономерностей нарушенного психического развития, были описаны и другие, специфические:
Если их расположить в порядке их значимости и всеобщности, то, несомненно, прежде всего необходимо упомянутьсниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации.При всех типах нарушенного развития объем информации, которая может быть принята в единицу времени, в той или иной мере меньше по сравнению с нормой. Для того чтобы принять информацию, равную по объему принимаемой нормально развивающимся ребенком, детям с отклонениями психического развития необходимо больше времени. Кроме того, повышение порогов чувствительности (например, при снижении слуха) приводит к росту уровня шумов, что влияет на точность принимаемой информации, ведет к ее искажениям. Замедлена переработка информации.
Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.
Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник

Главная | Случайная
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы нарушений: первичные и вторичные.Первичные нарушения – это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.).Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития.Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения.Часто наблюдается их сочетание, например при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, например при шизофрении, выделяется не первичный, а основной дефект.Основной дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в структуре психической недостаточности при данном заболевании.Механизм возникновения вторичных нарушений различен.Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, так называемое специфическое недоразвитие.Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Так, в дошкольном возрасте интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь.Они нарушаются при самых различных вредностях, приводя к задержке речевого развития, недоразвитию произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможен-ности.Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная деп-ривация.Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и уменийСвоевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сфери, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки уровня притязаний, возникновение аутисти-ческих черт и т. д.)
7.Л.С.Выготский о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей. Теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются и в развитии аномальных детей.Установление единства психологических закономерностей нормальных детей и детей с отклонениями развития позволило Выготскому обосновать общую идею развития личности аномального ребенка. Исследователь показал, что развиваются не только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У аномального ребенка все эти отношения весьма своеобразны. Они развиваются с иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого типа аномального развития образованием специфической структуры. На анализе различных вариантов структуры дефекта Выготский обнаружил своеобразное соотношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций.Этими продуктивными мыслями не исчерпываются, однако, результаты разработки Выготским проблем развития нормального и аномального ребенка. В 30-е гг., последние годы его жизни, проблематика психологических и дефектологических исследований Выготского значительно расширилась. На передний план выступили обобщающие идеи о специфике процесса развития нормального и аномального ребенка. Рассматривая этот процесс в детском возрасте и доказывая кардинальный факт изменений межфункциональных связей, Выготский тем самым ставил важнейший методологический вопрос об изменяющейся структуре психических процессов и сознания нормального и аномального ребенка на различных возрастных этапах.
8. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. В книге «История развития высших психических функций») дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы». Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.
9. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития. Вопрос об общих и специфических закономерностях был поставлен Л.С. Выготским в начале ХХ в. В связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разносторонне изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых явл. условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.Междисциплинарную направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявления.Общие – отражающие общее для всех больших групп явления.Специфические – действующие в какой-либо подгруппе явлений.Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовский. Основным тезисом явл. наличие трех иерархичных уровней закономерностей откл. развития.I уровень: закономерности присущие всем типам дизонтогенетического развития. – нарш. приема, переработки, сохранения и передачи информации (при любой патологии нар. «расшифровка» огк.мира, в зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окр.действительности; при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоц.-личностной сферы искажается восприятие, интерпритация и использование социальной информации). – нарушение речевого опосредования (запаздывание в созревании лобных структур явл. Общей патогенетиеской характеристикой ряда дизонтогений, таких как у.о., ЗПР, РДА и др. при всех отклонениях псих. разв. наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка требует спец.приемов и методов воспитания и обучения. – более длительные сроки формирования представлений и понятий об окр. действительности (любой вид диз. развития хар-ся нарушением нормального псих. отражения действительности, полным или частичным выпадением псих. инструментария»: снижены интел. способности, соц.неадекватность, выпадение какого-либо вида информации об окр. дейст. – риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированости Любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения значимых потребностей и имеющимися для этого условиями включая условия бытовые и социально-психологически.II уровень: закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (возникшие недоразвития анализаторных систем – зрит., слуховой, кожной, двигательной) или имеющихся в своей основе ранее органическое повреждение г.м. (у.о., ЗПР церебр.-органич.генеза)IIIуровень: специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому недоразвитию по типу у.о., или искаженному развитию по типу РДА, или дифицитарному развитию вследствие недостаточности зрит.анализатора)
10. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития. Специальная психология, изучая протекание процесса психического развития в особых условиях, выделяет, как уже отмечалось, три группы закономерностей. Прежде всего, это общие закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие, определяющие их главные черты. Кроме того, выделяются так называемые модально неспецифические закономерности, или особенности, типичные для всех или нескольких видов нарушенного развития. И, выделяются модально специфические закономерности, т. е. особенности развития, характерные только для какого-то одного вида дизонтогенеза. Последний круг закономерностей изучается в рамках отдельных отраслей специальной психологии. Характеризуя общие, или главные закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие связано, прежде всего, с позитивными качественными изменениями, появление которых знаменует очередную фазу или стадию этого процесса. Процесс развития необратим и непрерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархизации – соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более «старые», тем самым, создавая условия для взаимного развития.Еще одной важной стороной развития является его неравномерность, или гетерохронность. В этом отношении законом нормального развития следует считать сочетания неравномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.. При этом всегда указывается, что развитие психики осуществляется в ведущем для данного возраста виде деятельности. Процесс психического развития можно рассматривать как направленный и спонтанный. Первый представляет собой процесс изменений в психике ребенка под влиянием обучения и называется функциональным генезом. Спонтанное развитие – это изменение в процессе самонаучения путем подражания. Помимо общих, существуют и специфические закономерности, представляющие собой не какой-то особый ряд закономерностей, а лишь особую форму существования и проявления главных законов развития, их специфическую ответную реакцию на неблагоприятные условия.Модально неспецифические закономерности изучены еще далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза замедление скорости приема и переработки поступающей информации, характерное не только для нарушенных анализаторных систем, что вполне естественно, но и для сохранных. Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам, снижение уровня познавательной активности, что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов. Для всех групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам.Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В исследованиях последних лет показано, что в основе отставания в развитии моторной сферы могут лежать не только первичные нарушения двигательного анализатора, но и недостатки формирования и оперирования пространственными представлениями. Моторные нарушения сказываются на темпах развития навыков и умений, а также на формировании разных форм деятельности – игровой, учебной, трудовой и др.Кроме того, для многих групп детей с отклонениями в развитии характерна определенная диспропорция между образной и вербальной сферами психики. Наконец, весьма распространенным явлением в случаях нарушенного развития могут быть разнообразные деформации социальной ситуации развития, проявляющейся в неправильных стилях воспитания. Нельзя не отметить, что в подавляющем большинстве случаев для детей с нарушениями в развитии характерно проявление различных депривационных симптомов.
11.Объяснить понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», их теоретическое и практическое значение. Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: этоуровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, определяемый с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Л.С. Выготский пишет: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день» Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития – симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уровней развития – актуального и потенциального – составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Зона ближайшего развития гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник