Выготский л с проблемы развития психики ребенка

Выготский л с проблемы развития психики ребенка thumbnail

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

Л.С.ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

том

ТРЕТИЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Под редакцией А. М. МАТЮШКИНА

МОСКВА «ПЕДАГОГИКА*

1983

Л.С. ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

В ШЕСТИ

ТОМАХ

Главный редактор

A.В. ЗАПОРОЖЕЦ

Члены редакционной коллегии: Т. А. ВЛАСОВА Г. Д. ВЫГОДСКАЯ

B.В. ДАВЫДОВ

А. Н. ЛЕОНТЬЕВ

А. Р. ЛУРИЯ

А. В. ПЕТРОВСКИЙ

A.А. СМИРНОВ

B.С. ХЕЛЕМЕНДИК

Д. Б. ЭЛЬКОНИН

М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ

Секретарь редакционной коллегии Л. А. РАДЗИХОВСКИЙ

МОСКВА

ПЕДАГОГИКА

1983

Выготский Л. С.

Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина.—М.: Педагогика, 1983.—368 с, ил.—(Акад. пед. наук СССР).

Пер. 1 р. 50 к.

Третий том включает основное теоретическо« исследование Л* С. Выготского по проблемам развития высших психических функций. Том составили как ранее публиковавшиеся, так и новые материалы. Автор рассматривает развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи, арифметических операций, высших форм волевого поведения; личности и мировоззрения ребенка) как переход «естественных» функций в «культурные», который происходит в ходе общения ребенка со взрослым на основе опосредования этих функций речью и другими знаковыми структурами.

Для психологов, педагогов, философов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ВЫСШИХ

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Вечные законы природы

также превращаются все более и более-

в исторические законы.

Ф. Энгельс*

Глава первая

Проблема развития высших психических функций1

История развития высших психических функций представляет совершенно неисследованную область психологии. Несмотря на огромную важность изучения процессов развития высших психических функций для правильного понимания и уяснения решительно всех сторон личности ребенка, до сих пор не очерчены сколько-нибудь отчетливо границы этой области, не осознаны методологически ни постановка основных проблем, ни задачи, встающие перед исследователем, не разработан соответствующий метод исследования, не намечены и не развиты начатки теории или по меньшей мере рабочей гипотезы, которая помогла бы исследователю осмыслить и предположительно объяснить добываемые им в процессе работы факты и наблюдаемые закономерности.

Больше того, самое понятие развития высших психических функций в применении к психологии ребенка—по нашему мнению, одно из центральных понятий генетической психологии—до сих пор остается еще смутным и неясным. Оно недостаточно разграничено с другими близкими и родственными понятиями, очертания его смысла часто расплывчаты, содержание, вкладываемое в него, недостаточно определено.

Совершенно ясно, что при таком состоянии проблемы приходится начинать с выяснения основных понятий, с постановки основных проблем, с уточнения задач исследования. Подобно тому как исследование в новой области невозможно без точно и ясно сформулированных вопросов, на которые оно должно дать ответ, монография, посвященная истории развития высших психических функций ребенка и представляющая первый опыт систематического изложения и теоретического сведения многих частных исследований в этой области, должна отправляться от ясного понимания того предмета, изучению которого она обязана служить.

Вопрос осложняется еще тем, что уяснение этого предмета требует принципиального изменения традиционного взгляда на процесс психического развития ребенка. Изменение обычного аспекта, в котором рассматриваются факты психического развития, является непременным предварительным условием, без которого невозможна правильная постановка интересующей нас проблемы. Но легче усвоить тысячу новых фактов в какой-нибудь

* К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 553. 6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

области, чем новую точку зрения на немногие известные уже факты. Между тем многие и многие факты, прочно вошедшие в систему детской психологии и нашедшие в ней свое место, как бы вырываются с корнями из прочно насиженных мест и предстают в совершенно новом свете, когда их начинают рассматривать в аспекте развития высших психических функций ребенка, но еще не осознавая их с этой именно стороны. Трудность нашей проблемы заключается не столько в неразработанности и новизне входящих в ее состав вопросов, сколько в односторонней и ложной постановке этих вопросов, подчинявшей весь накопившийся десятилетиями фактический материал инерции ложного толкования, которая продолжает сказываться до сегодняшнего дня.

Односторонность и ошибочность традиционного воззрения на факты развития высших психических функций заключаются прежде всего и главным образом в неумении взглянуть на эти факты как на факты исторического развития, в одностороннем рассматривании их как натуральных процессов и образований, в смешении и неразличении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом развитии ребенка, короче—в неправильном принципиальном понимании природы изучаемых явлений.

Есть много частных исследований и прекрасных монографий, посвященных отдельным сторонам, проблемам и моментам развития высших психических функций ребенка. Детская речь и рисунок,, овладение чтением и письмом, логика и мировоззрение ребенка, развитие числовых представлений и операций, даже психология алгебры и образования понятий много раз служили предметом образцовых исследований. Но все эти процессы и явления, все психические функции и формы поведения изучались прежде всего с их природной стороны, исследовались с точки зрения образующих их и входящих в их состав натуральных процессов.

Высшие психические функции и сложные культурные формы поведения со всеми присущими им специфическими особенностями функционирования и структуры, со всем своеобразием их генетического пути от возникновения до полной зрелости или гибели, со всеми особыми закономерностями, которым они подчинены, оставались обычно вне поля зрения исследователя.

Сложные образования и процессы разлагались при этом на составные элементы и переставали существовать как целые, как структуры.. Они сводились к процессам более элементарного порядка, занимающим подчиненное положение и выполняющим определенную функцию по отношению к целому, в состав которого они входят. Как организм, разложенный на составные элементы, обнаруживает свой состав, но уже не обнаруживает специфически органических свойств и закономерностей, так и эти сложные и целостные психические образования теряли свое основное качество, переставали быть самими собой при сведении их к процессам более элементарного порядка.

7

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

Наиболее гибельно такая постановка вопроса отражалась на проблеме психического развития ребенка, ибо именно понятие развития в корне отлично от механистического представления о возникновении сложного психического процесса из отдельных частей или элементов, подобно сумме, образующейся из арифметического складывания отдельных слагаемых.

В результате господства такого подхода к проблемам развития высших психических функций ребенка анализ готовой формы поведения заменял, как правило, выяснение генезиса этой формы. Часто генезис подменялся анализом какой-либо сложной формы поведения на различных ступенях ее развития, так что создавалось представление, что развивается не форма в целом, а отдельные ее элементы, в сумме образующие на каждом данном этапе ту или иную фазу в развитии данной формы поведения.

Проще говоря, самый процесс развития сложных и высших форм поведения оставался при таком положении дел невыясненным и методологически не осознанным. Данные генезиса заменялись обычно чисто внешним, механическим, хронологическим приурочением возникновения того или иного высшего психического процесса к тому или иному возрасту. Психология, например, сообщала нам, что образование отвлеченных понятий складывается в отчетливых формах у ребенка около 14 лет, подобно тому как смена молочных зубов на постоянные совершается около 7 лет. Но психология не могла ответить ни на вопрос, почему образование отвлеченных понятий относится именно к этому возрасту, ни на вопрос, из* чего и как оно возникает и развивается.

Источник

¿×.­Ãt}:wiچíñý§ÐË}YÞÓ(Äyw:¹.õ»âå-¯4&W|)¢7˼ýÜ¥ÛBmZiº&×xrMߟšº¯÷v!Øîí¿åæPù“€R®½¹Þ55nÖ þà+€
¡ò%ìöšö €ƒe$€ TÏ Ï Gض®jÔD€¨`¯@ÖG` ¶-@kÚXÐТ ` ˆjЈ°Õ .°0Ù¶€hÌr(᳜.4¹Ï#ÂKƒ÷QkÀKCUÚxE“p‰ðŠY.^Ñä‚xE“Ú¼¢ÉÈExE“#x‘
›ðL r”g‹AD5È°%›­Gës
Rã s
þµ(ôéh6ÁƒÔÀ+E0× °%˜Sž­…9%ˀAƒò Ž¬­{ƶŒ®ÙZ÷ؖÑ5ç×RºÖ ¢F×lÊµ 4ÉÖiÐ4É6¨Rk I΃B§ŒN5H
tʘçAá‰1fÄù-Ô]àÅyP
àÅyPk?¾`¥ÈɇüñÅâ›Æqóy.´÷u•#CÏ$=-p4Sú>
/FirstChar 30
/LastChar 255
/Widths [778 778 250 333 408 500 500 833 778 180 333 333 500 564 250 333 250 278 500 500 500 500 500 500 500 500 500 500 278 278 564 564 564 444 921 722 667 667 722 611 556 722 722 333 389 722 611 889 722 722 556 722 667 556 611 722 722 944 722 722 611 333 278 333 469 500 333 444 500 444 500 444 333 500 500 278 278 500 278 778 500 500 500 500 333 389 278 500 500 722 500 500 444 480 200 480 541 778 752 578 333 410 444 1000 500 500 500 1000 872 333 872 667 741 722 483 333 333 444 444 350 500 1000 778 980 727 333 723 486 500 535 250 708 500 389 500 450 200 500 611 760 660 500 564 333 760 333 400 549 333 278 351 576 453 250 444 954 429 500 278 556 389 278 722 574 667 578 682 611 896 501 722 722 667 678 889 722 722 722 556 667 611 708 790 722 722 650 1009 1009 706 872 574 660 1028 667 444 509 472 410 509 444 691 395 535 535 486 499 633 535 500 535 500 444 437 500 648 500 535 503 770 770 517 672 456 429 747 460]
/FontDescriptor 320 0 R
/ToUnicode 321 0 R
>>
endobj
323 0 obj
>
endobj
324 0 obj
>
stream
xœU”ËŽ›@E¿ÀÿÐËÉ”¢Áî1%Y–¢É”^ä¡øª ±Æa¼ðߧnUÏHY¸„ý¸‡‚®ÞNßOÓ¸†êÏrëÎy
Ã8õK¾ßK—ƒäË8…º ýØ­åŸÕîÊs¨tòùy_óõ4
·p8TõÞ}]žáåÛ2òû—Pý^ú¼ŒÓååÔçi×ç×JϏy~ÏW%!†ã1ôyØTo?yþÅ×*›l°.ÛÝú|Ÿ¹ËO—1ÃaŽ!Oýÿ÷6)ùü¿-¥‰Gµ^ïz½9´¸Ù‚Æ]l ”&Ö°Øڈ´Øì|DH É@ó
ð
°w€mÛ 5À ­` ö â#t °`=@ïÀÍ Ù @Ԋ‚AÁ֊ºÀ–`NŶ€(9,Jð¢”gS G.Wãy¼¬ÄH¶¼¬4µO¹‚Á‹Š^ärÉ ¼Èå’倹‚Á‹.AŽáÅÞlÆ3eÈqé-ŵ¢SÀ–½·ÑæVt Ì­ÄÙ¢Ð罏@³æVt
¼Rs+:¶s.½µEaÎÙGÀ…¡Á¥Q{
±èQ°­ µxôˆm©¥¼–ÚŠ&EAjñ¤z­ !œ&âªm
„”Ò($$µ¢k © GR…’&葔·Ðv—”F€—”FA®ûø‚Ô*§òNjoÇËçyÐ=–E
;ƒì”ÀÑ0Nùó˜šo3Nüþ?õ5¨
endstream
endobj
322 0 obj
>
/FirstChar 30
/LastChar 255
/Widths [750 750 278 278 355 556 556 889 667 191 333 333 389 584 278 333 278 278 556 556 556 556 556 556 556 556 556 556 278 278 584 584 584 556 1015 667 667 722 722 667 611 778 722 278 500 667 556 833 722 778 667 778 722 667 611 722 667 944 667 667 611 278 278 278 469 556 333 556 556 500 556 556 278 556 556 222 222 500 222 833 556 556 556 556 333 500 278 556 500 722 500 500 500 334 260 334 584 750 865 542 222 365 333 1000 556 556 556 1000 1057 333 1010 583 854 719 556 222 222 333 333 350 556 1000 750 1000 906 333 813 438 556 552 278 635 500 500 556 489 260 556 667 737 719 556 584 333 737 278 400 549 278 222 411 576 537 278 556 1073 510 556 222 667 500 278 667 656 667 542 677 667 923 604 719 719 583 656 833 722 778 719 667 722 611 635 760 667 740 667 917 938 792 885 656 719 1010 722 556 573 531 365 583 556 669 458 559 559 438 583 688 552 556 542 556 500 458 500 823 500 573 521 802 823 625 719 521 510 750 542]
/FontDescriptor 323 0 R
/ToUnicode 324 0 R
>>
endobj
315 0 obj
>
stream
xœuQ±jÄ0ÝýÓ!:IŽŽÂEvöB†îW:Ji—ƒ~}e§¹æŠm°d½§ç§Oã0ÀÈuy!Äv=¿›Ã3ÚüažÌ´˜ÃLl]°Ë«éœwv9›”ìòmôúe¬æ´èÅe⒉‹ðWÊÌ3•S‰vy3XÑǒ[X–kÝÚ[O••GH¿¬s&‰ÙK‘I“=_ž[ÐW4Õ*ìbŽŒeV0ÿ”v+ˆGÿ‡òBz²œvÁ{áÁƪ› ¨Z‚•€Ôu3ø«’¢>TxïÂ-
ƒõCIÅä¼éãF~ûҍ¤L-Pcl½ëlj™¬e0®‡Z²N¯³øp¥éÈnÁÅô1ڞ|“Òq{ó¨ù³!=„Dw ŽkbXùôk?÷„Ú
endstream
endobj
4 0 obj
>
/Font >
>>
/Contents 315 0 R
/Tabs /S
/Parent 2 0 R
>>
endobj
327 0 obj
14288
endobj
328 0 obj
>
/Length 11649
>>
stream
ÿÿÿÿ&a6fAœeïTŽô¼‚/æË5ô’m^¾4:WÿûÒ×_üStÝEd^#ÅÅ5‡Þï5æ‡hG(wúåŽÕµm_ÝûuÖ¯ëö÷ß¾½ÞauB‚l6*;cˆˆ†P`¢”>v3VÃÐvghÏ^ôÚ~?ûúWø¯­Úù¡±I|‡/z®ª—¤‘©
¤°‚ˆÿÿÿÿ;TQÿå”YGÿÿÿ&ÉJ?ÿË$(ÿÿþMÀѬ!æC‘¶d¯wÕYc nõªAûi9Ùò:.Íë]ô‰â8¦Ù†]‘ó‘ø«ÉR hƒË£™¶”„‰†n0Mä|ÆGÏ«m®lD0˜”P˅#™q„FrVBÙ(»8ÈâËtÒj Õ0¡
—ˆìŽÌ­¦qó;fČ;™ÉŽBŽÑ‡eæhM#;TwhŠ;F¦ÚAœz8÷õÖўú-èÃõzôaßuôˆ¨Ò©cœu×ÿ¼ÏW™úM‘âïýÿJXí/®’æ0ýb^î¿Þ61ÇQ±ìo·küz¥Ó‡_IDhuô߯º›£ÈYý’”×Qÿó~”j¾ºQ_¥óëúN¿ÿú¹‡ñýrc™Ù´ù‡èÃú©‡ßÒm{Ó°¦úžŽhÍSÿ×ðÁå¾»YŽ–’pªŒ8 E´aéU}wJaÌ>Ñdz×ýæ¤èÎôXïùÇ,x%±ÿljšhLõå½(Xÿ‹KMèq„;Š«Ž?ûJ8âöҏþ5¤ãJ!|r â«êLqPšm[QdsuI š›ÓLTU&GÈâí,±í0©–é Õ4Âf š¦¶šˆ¬©ÄDDDDDDԐˆˆŒ/ùÙ¤”šSÒÐÄGÿÿÿÿÿÿÿÿÿ,¥*?ÿÿÿ•æ£ùhQÿÿÿÿ,…øÿÿÿÿÿÿÿÿ-?ãÿÿÿÿÿüìmGÿÿÿÿÿÿÿÿÿþT‘ß„;/Šš‚E–ï¦xAžÛÿò0fÙ±
³ˆÞo8‘Q’ùs8vš¦M0š’ô=*©oF|ã‚.‘‡ÿÿ®)úÇø”?×ÿ–ïõ!×_û÷ñqÇÿ¹ï“&:ÿ¼Îÿ­àˆõu™õ˜Û$.—ÿ÷ßúýçÒ{UÖØ®ß
v5¡QV!ª
oý´žMDDDDDDDDGäÌS¤}•°Ágf”‹
a%a2eÊËpÂ,~͔®ŸÐznUºibº„×ÿÿµþ?œ”ì»#²ù²83`R

ž_#ŒŽÌf2ùŒ¹m=B
´«²>­ÿvÐ”üJ¿Z Dv]‚/Áä¿dx#¾´J~Ží‚.‚_®Pà‚Áþùß©Oÿ¯ûÝW¯úÿ®š÷Õ×Ûñ”8 †ûïïµøì¯íoCûÇþ;¬[X¨b·¡¨ãtÅ?¨¨ìhkýÚóðãðùÈ`Áõ½Ž¿a#ñϞSå#ìx@ˆÿ*~
ÿûÌùžøà£ú_õ±ðDàˆúX>ÿߎ¸”>Å}üï­þðþ§_Áü¡ûæÅÚþŽ9ÇÉ:_ØzòNJÉ{JÒ_^Èø_׍^»cÿK/ÖqñG˜ÚL‚QÞ;IhRv.¬¼ÂT)¦)ŠKíŠJÐú’loi8â—ãÖ҈‰
ˆˆˆˆˆˆˆˆˆˆa¡„’ˆˆˆKÿòʜBâ—2;>f£³=™íRGÓO¾ü/Ú3øã¯ßãŽ*qwk3¹‡êÿns_ÿhÎ÷˜ô¶Û¯#Ûâ×ø¯X0LÞÚSM1Qÿÿÿÿå•O=ËuS!Œ†2FGŽÈ B†^ ¦m˜8G·nÄ4eŨVÐ”=ts#©q”ùŸA|týp~øÿ—ÍåÌ».2ìŽÈù†`ür?¤pͲæ^.²æaÿ¿BžÿÕx@„'(pP LRG–6*.Д?zh´éc׏üB{UGôø”=þëÁõÿÿàˆôÿ‡Žº‚#÷ìüPuõnÁàíÇÿxWÇ:œwëëðÕ/wì:ÿ¹Çÿ·s‚#åìâ.¼oĂ7ù‡„ˆÇÎ?ö+œÏk˜úàˆÿ¥ÃT5ûTð¿q8㍜vŸÓ«ÜRñ¡W±[³ŽÈân…qÒqܐâÁ
®˜ÚŠˆˆˆˆˆˆˆˆŽ””‘¡4″.”#¬j8Æ[ª³[$ˆ§Î¢š³ŒÃ6pƒ;VqÔ4Â#ýtGH×[Üu°} @¾ÿæãl»#åȏeÝwý
{HK™€är#’ ˆúô4áÿáxúGÑÇ-ÂNû”;@ˆõkd{”9Ÿ;úÿ¿ýíaÕ׏ãã¸õÿl ]«áê4þkÿZ_þS‡OÁýôåÇ*åðA}¿Gù‡VGÒ¡õþõ´Põ½w.»Up@ºþ ˆð#ã¢ýXŠdn*â4Õ2?Ì=¤â˜¯éŠ¥V)Ž*a0…”åmn”#”dÜ©v”=žÏrÝLR§µ´L&tw_F¬¸Ê|}#ҟ¤mäÏÜG_Ǫ×v`ˆñŒÙ‘̏ˆñAÞx‹Äx¹Ì¸Èæ^#Œ˜?þ±C֎=G쏦Ž:@2?QHãÑNÑÁÿ”é#Ìãà>aôŽî¿Âõ¾÷ãþ?–8Ûÿˆþþ¿ß„ÿæǺÇìø_÷°Dr¦ÿÿYÇ;àˆüúßóð¼Ãïé}‘߯ÿý„þË¢=N_æ_óÿüºBþ]v ÝDõŠG㊲9§Ç¬qQñL8G˜¤ê)ŠB¡ˆLBh1U‡|Â!ˆƒaÓøÄS¯ˆÌ”#ŒÙ—fhˆšâììJ+HéÊY—Ž!‹³ähdr0`ƒ ª*geBÆpg†–A˜4ƒ¼ñvÚT§Î=uTkhÐÑnѝõ+(㸔ôS½+ßÕ^›Â”ÿ„Èëºm’×±ñ]ôƒŽaëc­Ä-¤ÿ¿˜2æˆã#™ƒ#ǎ29—2„ Š‰#ÅÙx¼aÒý×c¨î?[¥ÒÒüpD|;G痂Ÿ(~Žì¼ŽEôˆê>½#Ååã×w÷ÿýÿiéõ¿ï×ó×ÿØ׺þõ(}Ì©l|q x㡚QãÕ·óߨyc÷ˆ9‡-ÓɎaÐwI;G§ßÒëGÏå`à`ˆþÿêE?éý¿ï0ëðÿ‘ê#ë!ûÚßì”:®ÿû/_þÈéo@n¨Æ¿ÿ¸ãóä‚CR#ˆIœtzt›¦í0’ÁÇÄ9¶lTAÁÜqLeʅ$¡é ’ —
¶LE1 ˆAŠO QÂ!ˆa†ÓL,˜çB馪šˆˆˆˆˆŠQÿÿÿÿÿÿÿù]kñÿ€ €
endstream
endobj
330 0 obj
>
endobj
329 0 obj
>
/FirstChar 30
/LastChar 255
/Widths [778 778 250 333 420 500 500 833 778 214 333 333 500 675 250 333 250 278 500 500 500 500 500 500 500 500 500 500 333 333 675 675 675 500 920 611 611 667 722 611 611 722 722 333 444 667 556 833 667 722 611 722 611 500 556 722 611 833 611 556 556 389 278 389 422 500 333 500 500 444 500 444 278 500 500 278 278 444 278 722 500 500 500 500 389 389 278 500 444 667 444 444 389 400 275 400 541 778 797 569 333 377 556 889 500 500 500 1000 927 333 921 664 799 722 479 333 333 556 556 350 500 889 778 980 679 333 712 468 500 500 250 673 444 444 500 440 275 500 611 760 669 500 675 333 760 333 400 549 333 278 315 576 523 250 444 943 436 500 278 500 389 278 611 590 611 569 636 611 916 495 722 722 664 677 833 722 722 722 611 667 556 673 804 611 722 689 1043 1043 676 872 590 655 1032 657 500 503 434 390 506 444 930 390 500 500 468 436 638 496 500 500 500 444 722 444 710 444 500 477 755 755 519 677 455 441 705 465]
/FontDescriptor 330 0 R
/ToUnicode 321 0 R
>>
endobj
332 0 obj
>
endobj
331 0 obj
>
/FirstChar 30
/LastChar 255
/Widths [778 778 250 333 555 500 500 1000 833 278 333 333 500 570 250 333 250 278 500 500 500 500 500 500 500 500 500 500 333 333 570 570 570 500 930 722 667 722 722 667 611 778 778 389 500 778 667 944 722 778 611 778 722 556 667 722 722 1000 722 722 667 333 278 333 581 500 333 500 556 444 556 444 333 500 556 278 333 556 278 833 556 500 556 556 444 389 333 556 500 722 500 500 444 394 220 394 520 778 800 636 333 454 500 1000 500 500 500 1000 1003 333 1002 725 800 778 537 333 333 500 500 350 500 1000 778 1000 780 333 797 576 556 576 250 734 500 500 500 520 220 500 667 747 678 500 570 333 747 389 400 549 389 278 389 576 540 250 444 1005 432 500 333 556 389 278 722 661 667 636 688 667 989 528 778 778 725 745 944 778 778 778 611 722 667 734 859 722 778 734 1098 1098 765 982 661 678 1126 722 500 500 540 454 506 444 725 402 576 576 576 561 681 576 500 576 556 444 491 500 692 500 576 564 844 844 583 781 529 432 764 541]
/FontDescriptor 332 0 R
/ToUnicode 321 0 R
>>
endobj
325 0 obj
>
stream
xœ•YM$·
½÷¯è㬑.ëû#讒€™C{Û Fàäכ”(JU¥î`±‹[”DòññQõûE·xuðÇJ¿¸P~üöÛåÇÊëöŸË/—ÇÇåÇ,ÕUŠëÇ¿/bÑJ_?¾]b¼~üï?þ÷¢âbÕÕD‹;}üëò¾ÊUþ|ýøõ”påûz/¿ÜÄ¢pÁ·‹Z¤¶×?.oז/¼ò-Û/”YàÔ[´«›ª¶‹ñ¸X,҇ºI¶Pu‹ô‡Å”ŸÐÉ%Â=•n÷ÜlÖɤ”²Yf•T²iƒ?i¸}²õ—EʈÿA.FhÜî]‰”2˜g‘Öô(¦álÁÓ÷»§¤ÄÏÝ!ØÌÐfè›g߬_¢»*K Pù‘4ÜLe {ìnɅ)À0*çÚñ¾ð­æ¥DÐÐÂhiá&DžcÄG¨”,Æ%„«2jQáF)Ñpz’G>¾z pІƒ—Á¯-DëõÎÜÉCQ€
vB’DU$iì‰
‘MµrÒv+›$åCœBd¡Z£/ÿ[.ð.рôvçu°ü+{Wîhaö-À
Ú’³¶‡A‰ž“¹×j±µT6™Öü€ùüK;’Fñ“9″¾å?ø–ˆl¿Ž…Òڴ̆X3«„0_&زû¸» «­&[+ÕWíäÌU¯f„U ç-dlž]éÈ­š/÷T]€ü>àß±ðï[GªâX¤$ä
öE¾¸A4âÅØÐȋÑBÐïÀ1‘!*ÇPäÐì„õ_T ¹b%ùâ^.à
Éê§D‡¼Ë¼„ì–r?b–Ó,©HQ*t¦…`g¿’êü8ñÆ-
èÞr
k´}jA0
&06Þ¯+™µ”;eh«iÅ¥tàÏw2®¶>å¸î^±´b(ÍѼI³˜ëÍ/5ƒ_ßàî«R^Fm¾~²ÃŨ‚¦‚Ò#¡ Qf

´£°ÇžR„¶š8…ûd;S³e‹VæÑH).E(0ÁÃV¢õ¬ø¼Ò/‹©4,…@Ղf¡kÝ*µÄ§
Œ6cpÄ¨§Géޅ帼·%­p¯¼îY”u0)
CISC:Ü®ÔùG£ñµC8¸3w’›‚õg62´¶ë¹¸
ÕcGZaiÝW¯’ ±˜®Ñ±GOTl4Îâùï,zÑ,t²,Á_‹8C ÙÙÅL×í”ì3šîˆåѳ¥eÏV…a«¦wtˆJqtªÓÙÊZßGßhiˆSmä –êÛÑр)Âd’O*g@(²›©ÔNe­…ôR0Q 8M/Ñ-œÖ«* ¡š¶ÓS´¡SDwsv.¾‚U+J8±ßÚt2‘µñÜÖõÛço©æ˜¥#ƒëŒdóኆøÁFŽs’!‰þøÒ2v/=•ÝJ/™òþöÖ7¿e’¹ñxV:´J.>Saғ…è1F$W8ÃÓ:áh´E‚´_Ò6TÚ´¦(ÖMl¾bP'{Üõ9Ì4?À %@¾bLò{^;R¡H90‡(œaA_„ÙD6’¾‹# !»˜Ë*3Ž-¹ÓnhÚ.ú(lü¼ $Åߊ.h’l¢d>¾hcϘl!•Î
L —Íe¦óÍ
ï‡Öj4ß¡0ê,&K¾Ã.[ACÊgȔj‰UßXžÒˆâª*:ÏÇt7µxsö³ª%Ppìç’f7åIcYžøæºñuVáª@(«]ˆj#Ÿa•$j‰Òw(½’$ƒtpzࢊ›Y€4TÄ’Õ I®:¦S$ߜ
·sz²¼°Wgœ³>ÞbJòM1ہœ3knQ%0ä5ÝFÉrxs᧦ÚqõâCwÎCɉ‚ÈgêH[͌eÜ©,ê3Ñ|P„9ÇBvEͶʜq)íïy–>L{
閆r¶YB¡®à߂Ð]EtŒ•öÀãŒfèžÏ9ßqÞ¥¥6fíŽ-Sy;{¤ªGÂÔOJÁ²Fƒ“p½žr¥t
e”Cx?A2øÖ§ºŠ,­7ÂØëÁGS“$G Ç÷€v/H² ÉNÔwHWÊX¥ötЕi§¿’Ñ>Ö
=Ô¦ùàLÞKGïˤ—§oAÂЛ¦ë)—~t‚âï

º•õÛ]í}ºn¿©{ ½¥ÿkIö–¿·_¥§i{aº×µÒm ]RcõõÎxmëkñ*þíX¦ÒMtxãØÿâ“ÓŠB•n+î¯cTå[w[•cøéz®´ûº±U²c§k&)§Šj-ªÚM5ÚLê[†””””+Xiˆ&&“ˆIé&û°q„DDgNTâ”””#”””0@‘#Hê„DDDDDEÄF¶?ñEE>šJ””#òºYÒ­ß3*”ï̐Î3Û’
m³¼Þ~4軈ÜGf#£.Î2$3c ˜Á C8gÛ.λ=Ç‘ÄB)P!q›á#y¦”ûAk[0ƒ1dp‡Ä6PËÈyýõN’±²¢Î8″é(ñfŒC@ˆôÓÕz¦ƒ9`)CcÊsÅÎÑá¤Ý7é[=Ùíôôm~¥9¢ÌíÝ6—»¥þt{Ïëñq­kæ=>²Ÿ½4î’=¶|L·s¾8ﺷ¿¿ÿ¯úúÓïñë×_ÿú£ßÿûÿÿß¿´é_ïzæ…Üb÷Ö-oÇÐ¥¹íG
Ö>Ö+ØæGcýÄ,V¿”u[ô®(Ž]’ýáSÿàˆýoèø›þ3>Û®z‡0ÿÃÿ„wÎïGðˆ÷|‚#ÿïÏÿýý…ÿëÏoø­ù‡¿ïü×ޛôgëÎ:ÿKÞ+úyï;þÿÿÿºý­›_ëÿÅ¥u¯÷Vm|ÇöoF~ëêُ†a®½z×ï÷ö?¯û×üŒô¿_Ò¯ÛÛ0«úlÇÓíç?´«Ô% ¶+c^þ¿_¯ÿþ·ÿ§6¶ë¤ÚNÃ_‹^Ö¯î£þø«J—Wi?b’^5^—­{J!Ú®Ú_¯ûi}¥$6¬TlSLRi³­8¤ôö)­n)ØA
i¯½ý¥´’!
8`šWâ™á!ëˆJƒB“M¤Ø¤ÓBž#6Ò`ϸN””””””#””””””””#8_à’[ô}*tÆÄFâ#äØ`òÝ÷üï#Äb=gX¼~;FvGfv]˜g#‘ïÌÑÔ)³63c6ÎxÂ%Ä?£5$ÆlÏÙõáj…„ÔfÆb7—g”RâÕ=SáG›¿66hHîÓ`ˆí¦¿p€›ŽF#”.ˈgFr0ÎYÝ#»•xuêg´m•¡û¤Ï‰ÚúýªõŠžÛO[4=úµš3ÞSš(öÛÝú”çz47I„ÿ§ÿÿÿ÷¯ùíëÿÿ~·èuõìW­Ž;ë׎ÿ÷þ/иõí}oâ­mð¿¬aõ—î`¾z^9(µûëwÚþÓv·þR Dÿ÷¤Áÿþqñë¬÷ô¿ùÎïýýëÿàˆükÿ®÷â¿õæwÇÿõ‡‰Cæº;ø”?üÿÛïÿø”>±±ÿGþwï«8¿ìÚÿúýë¯þóN¯×ßÿû6µýô{ÿñ(}׿^Ì.í/®×ÛÒý÷ÿ¯úþúÍúZIìw_¥¥›ýÒÛ­÷öý®¿]¨ Kºÿ±_û¥úÿÿýÕûúz·ýi-ZÝ7~éuÿ¯ÿp„6*)b“ý«i4Ób‡Òm&ƒ Å.»éËuµÅiµÃB•Wö+b•ö­6)ZM
ÿSŽ””3ÈHáqDDDGN.÷@,DP¥QB¬$ŒGäÙK2ó“`Oô†)–àòZ“¨·/².s¨8žIÆ#qÈáœ3qÈ fÆlSdH#AØζ{(³8)qlSöbÂ0!‚0Úª ØA˜Ã8ÁN)ÃHŽGÁ—fvGf#8äpŠGäquôŠvŽí¾wÎöT${hñeG‹)èðÝgz;´hÊp@œïguµHðå[”à‹èïuÐHöÁž(Ðå»i猷h¨q*¿ëUt½}îžëû~8{ÿm’_Ç¿ÒÿÞ¿[«ßÖýÒëU}úúއÿ¥¨ïÿ½¯ÇüUpô»Ät?ŠVñ¯x:Žž?ŠûûÅׁý#óLçÿ:?·ÿëÔç:ÿÿ‡sÕ矜⩿÷Û¯ïGÿàˆü¯ÿþ?ûþ¾þgsÝãïÿù÷ÿòÇw¯¯ëá¯çû6—º³‹æ¿Êq(}w0ÿý÷úàˆó××çVýœP6*Ž+üW§ßpE;]ÿ×ßm.«¯ú׳i»›KÿÝ6mno¬ß†íëöÒÕÍ«í/™ß³ëý}v·]k±„»¨íR׺ÿ»I~0—®›{÷ÝÖÚV’üwQº±õ¶×»®ý4ÕÓb˜j궕6)¨¥Ð¶4ßCc¦¶•8¤ÓbšV–ý¶lBŠbµÓÒww­,RÒqÂçÄ8ˆŠ?°Áˆˆˆˆˆˆ‹ˆˆŒÅgß!qî5úÄq즔TDGò¸ú#%uGn9Ý^dCŒÒ?Œ«`Sq†b0Ì
lfvBñSlC0FÅ6TG3ÄxføÄ^6D‚8EÄ.)¸ôb1é˜ ÍåâñˆÄlfÈÜn1ŒF›7˜²83„pfóB.%žÕ»[SÃF‹MJsÇgº=¹cç|«lÄ}îšý=´xr ,Îýêh£Ãf†
·§ÙPÑâõîÓÓ)Ò49žŽí”õG|îT4uõzõÿ¶ƒÿWWWÿþ–¿ŽþÚüuêú÷ßÝuêöÕÿÛ¯ý7Kûã®0ñKñÅ}zmƒþ>ñŠõô*#U†…ýuµ]}$›ý*úGõÿ@ˆÿïÂ¥ûWðÿŸOÿ#óS̋ D~0øùCø”?×÷üã›/ÿÿ¯™ßþŽöÿÿþxÿÿüÎÿÿþ´gi”õüÐýy 2?ú¯íl%ÿïõÿ½]=W×}­Õ˜ÿ~SþÂõf4¾þ¾—[K½{uÿgûªûzŽ¿îë¯0ºïÖõõþ)ºb½UVýŠºb’Ûõ[OþºûÿZÿK¦œjž¬SA4ÐhR±QÅ´¶)Šb‚Úm0nŠ‰‡iZíA´«z¡LZiúi¸Bؤ6(Šc ÄgpB„GB”””#:Cûª ¡›cŸd¹ýˆ†
2¨ñœD}iÄDG®:`ŽÐb˜ÂˆˆÿåXÍÆ#c:Åãdaœ#‘Å6Vw~yPÝ*ÙíÏ·]~½ÿÊö×õ¯ü¥Ží/]ooF “>ý.¿¸ôqìqÿÿþŽüðâ·%÷8¶>ú_ýý¯]I­,Úدëõµ7Я¥†ž›¦ƒA§Åñ§ÄDDDgdYôq;“ {#u›ÿùäGŒŠ3EÑݙ±ž26!xÞyŸ”øBˆÄn0˳»1fÌEÅ03b›#‚—ff`DˆÄlPˆìŽrܜ Y Ðxs;ÎÂ^ý4fââMQ†`Œ#ˆ`˲ìälÌ ùnÿh4Ó[=Ý©Ý#C™èðçtÒ;¹Nx³ÃôhHöç{T©Pô¶Ýéºp`‚(u£ÛG†ë)ÏgÏiìö™c¶:Hîÿ×ÿÿú¿þ“Óøõÿÿÿü%ý]oJÕ¯iÿëêŸý-žß÷Ö?Âûפßÿê#Džô¿×Åa×ûñþ:ê?î»{zÚÇÿýÑÇûj¿ÅÉGü¡ì}ÿGãú4?ÿÿGñÆ+Õz)üF§ÿÄ¡ó_úÿ¯ùÿÎïöï`ˆÿׯ=Ñßßÿ>Šýæˆ@ˆþ¿üÿÿôÿñÿwíÿíÿú]×Å~—w¿ÿýý{œS¿tïðþ=ÿúZÿÖ¿ï_u_Ùµýimÿÿ™Ý¤»i:_½6c_µK8¿_ºªÚìÚèÚëuWéÿ{¯®¯„û«ÿÒë¯kÛui6­¯}ÔU{§­§®—Ø_ºiÅu¦„>õ¤!±QLR¡TœBúMŠ^Ÿq{qQ ˆLV©°a¯¶’AÚÜZpⓠ¦é±QW˜¶”#£Î””””””#*‘ЈˆÌ
t{Õ×[6b”)^±a
a1ùn(fBü®0— %ç
“kY؈։Zåb4ÞG3„n13c6Eوø͑Â03†]˜ŒÕ›²9 fb)‚àÐh”ÙæE²x@HÙ ˈ|9vb/Œ2ñˆÃ.˳dn7›3Än?fÌñޑ­¡„hu¢¡ÏxmBFŠ*Ú3å@*yŸ*(ÏGŒ§]L绵]WTèðû@‹òôÒ»×úýU¿¯êÒú^Óíú*?jÓ_ëúï·±þ•¯¬cˆXÿã÷¯ƒÿÿÿVãÅ~ëüóí®¯ˆ…_××ä¿%AÅuÿ„wþÇ)ÛXëôPúã¿aWœÅÿÿÿÿèãþPö>PÿþqïÏ{c_ô¹ŸïýMýÂGþãÿÿõý„Pö*Â8ÿ8‚׏xÿëÜOçßü7é{~Œ?8¿ã­‚#ßWÍt¿™Üùÿ_ëW_lNÒÎ*ëJ×þŽø_ºõk}ÿ3Ú­êÒõôºí/ÿöþ¯þ¿ÿ~ͯ}×Ç#ìo¶—ÿ®oöøuké2Wö½ìWh=^=½’õoú¿ÿÿî› U‡ÜSÐiö˜¦8½{­?Šb¢šb©?¶¶)¥l½½kkb*¯í«bµ‰cµb£ˆˆÂe’ˆˆˆˆˆ¸ˆ0†}Þb”””””‘_(B””Ï:‚@º!Ï·‡R~±LØJÁ*

Источник

Он не является автором методик, но его теоретические разработки и наблюдения легли в основу практических систем известных педагогов (например, Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги.  Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

  • сравнение взрослых и детей;
  • сравнение современного человека и древнего;
  • сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Развитие и воспитание особых детей

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.

Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.

Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.

Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. “С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком”, — Выготский.

Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.

Теория зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития — это “расстояние” между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

  • Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).
  • Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.

Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;
  • от его возможностей;
  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Влияние общения на воспитание ребенка

Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.

С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.

Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.

Критика идей Выготского

Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике.

Его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.

Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Сокровищница трудов ученого. Библиография

Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.

Книги Выготского по педагогике и психологии:

  • “Мышление и речь” (1924)
  • “Инструментальный метод в педологии” (1928)
  • “Проблему культурного развития ребенка” (1928)
  • “Инструментальный метод в психологии” (1930)
  • “Орудие и знак в развитии ребенка” (1931)
  • “Педология школьного возраста” (1928)
  • “Педология юношеского возраста” (1929)
  • “Педология подростка” (1930-1931)

Основные публикации:

1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926

2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930

3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934

7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935

8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936

9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956

10. Развитие высших психических функций. — М:  АПН, 1960

11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965

12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972

13. Собрание сочинений в 6т:

       т. 1: Вопросы теории и истории психологии;

       т. 2: Проблемы общей психологии;

       т. 3: Проблемы развития психики;

       т. 4: Детская психология;

       т. 5: Основы дефектологии;

       т. 6: Научное наследство.

М: Педагогика, 1982-1984

14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995

15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996

16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник