• Лесли Эванс Огден
  • BBC Earth

8 липня 2016

Каракатица учится узнавать добычу прежде чем вылупится из яйца, а птицы еще до рождения запоминают особые сигналы – “пароли” – общения с родителями. Обучение, несомненно, начинается еще до рождения, утверждает обозреватель BBC Earth.

Когда я ждала своего первого ребенка, как и большинство будущих мам, я получала кучу непрошеных советов.

“Не ешь острое, особенно чеснок, особенно, когда будешь кормить”. Но как страшная фанатка острых блюд, я не очень прислушивалась. Кухни заметно отличаются в зависимости от культуры. Поэтому дети, которые рождаются в мировых столицах специй, с молоком матери приучаются к пряному привкусу.

С моей стороны это было предположение чистой воды, но учитывая отменный аппетит моего крохотного подопытного, мне казалось, что он был совсем не против тайского карри и чесночных блюд, которые он пробовал через грудное молоко.

Автор фото, EdelmannScience Photo Library

Підпис до фото,

Малыши узнают о кулинарных вкусах матери еще до рождения

Последние научные исследования подтверждают, что дети узнают о кулинарных вкусах матери еще до рождения. Но на самом деле обучение в утробе матери не ограничивается только вкусом пищи. И оно также присуще не только человеческим младенцам. Опыты показывают, что все виды животных от малых до больших начинают исследовать мир еще до своего рождения. Малыши внимательно наблюдают за вкусами, запахами, звуками и даже изображениями, доступными в утробе матери.

Разве может ребенок научиться распознавать вкус чеснока в животе матери? Питер Геппер из Университета Белфаста решил выяснить этот вопрос. Он наблюдал за 33 детьми, чьи матери во время беременности предпочитали чесночные блюда или вообще не употребляли чеснок.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Дети чувствительны к разным вкусам грудного молока

Ученый обнаружил, что кулинарные вкусы детей сохранялись даже спустя годы, поскольку те из них, чьи матери во время беременности употребляли чеснок, с удовольствием ели картошку с чесноком даже в 8 или 9 лет.

Но как человеческие младенцы могут ощущать вкус пищи в утробе? Одна из теорий, объясняет Геппер, свидетельствует, что вкусы попадают в амниотическую жидкость, и когда плод заглатывает ее – примерно с десятой недели беременности, – “он чувствует ее на вкус”.

Вкусы также могут попадать непосредственно в кровь плода через кровь матери. Чеснок, к примеру, задерживается в системах нашего организма в течение нескольких часов после еды. Это объясняет, почему на близком расстоянии можно почувствовать его запах даже на следующий день после употребления в пищу.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Чеснок и перец чили имеют очень сильный вкус

Исследователи доказали, что на кулинарные предпочтения плода могут влиять не только сильные вкусы, но и, например, вкус моркови.

Если вам кажутся такие выводы антинаучными, подумайте о том, что для младенцев млекопитающих вкус и запах являются важными факторами, которые запускают процесс сосания.

“Когда малыш прикладывается к груди, он чувствует в молоке матери тот же привкус, к которому он привык за 30 недель в утробе, и поэтому он его хорошо воспринимает, – объясняет ученый. – Если вкус будет другой, кормление может стать более проблематичным”.

Так что не удивительно, что пренатальное восприятие вкусов широко распространено у млекопитающих, например, у кроликов, крыс, собак и кошек.

Этот механизм развился как защита новорожденных от опасной пищи, а также для того, чтобы они могли узнать свою мать. “Это имеет смысл, так как очень важно уметь узнавать того, кто природой запрограммирован заботиться о нас”, – отмечает Геппер.

Это особенно важно для животных, которых могут эксплуатировать другие виды, подбрасывая им свое потомство для вскармливания.

Наблюдая за поведением птицы Malurus cyaneus (семейства крапивных), австралийские ученые случайно заметили, что самки, высиживая яйца, издают особые звуки, которые очень похожи на крики их голодных птенцов после того, как они вылупятся из яиц.

Читайте также:  Роль социальной среды в формировании и развитии ребенка

Вполне возможно, что таким образом мать учит своих еще нерожденных детей особым сигналам, которыми они будут звать ее после вылупления. Ученые проверили эту гипотезу и выяснили, что птенцов, которые зовут родителей иначе, кормят меньше. Причем даже очень незначительные различия в сигналах влияют на поведение взрослых птиц.

Автор фото, David Tiplingnaturepl.com

Підпис до фото,

Malurus cyaneus

Другие исследования показали, что пению учат своих птенцов и утки.

Ученые Кристофер Гарш и Роберт Ликлитер из штата Индиана провели эксперимент, который напоминает сказку о гадком утенке. Опыты показали, что птенцы северной куропатки отдают предпочтение зову японского перепела, а не представителям своего вида, если до рождения в инкубаторе им проигрывали записи его пения.

А как насчет человеческих эмбрионов? Способны ли они учиться звукам в утробе матери? Эксперименты психолога Афины Вулуманос из Нью-Йоркского университета показали, что младенцы отдают большее преимущество человеческой речи, чем другим звукам, а также языку своих родителей по сравнению с другими языками.

Интересно, что они узнают свой родной язык не только когда говорят их матери, но и из уст других ораторов. А дети двуязычных матерей, как выяснил коллега Вулуманос из Университета Британской Колумбии, одинаково активно реагировали на оба родных языка своих мам.

Автор фото, David Wellingnaturepl.com

Підпис до фото,

Северная куропатка (Colinus virginianus)

Могут ли дети в утробе матери также научиться узнавать музыкальные мелодии?

В одном эксперименте финских ученых группа беременных женщин на поздних сроках почти ежедневно слушала детскую колыбельную песенку “Мерцает маленькая звезда”. После рождения младенцев с помощью энцефалограммы ученые проверили реакцию детей на небольшие изменения в мелодии песни.

На оба варианта мелодии (правильный и неправильный) мозг младенцев, которые слушали ее в утробе матери, реагировал гораздо активнее, чем мозг тех, кому не проигрывали колыбельную. Это позволяет предположить, что дети узнали и вспомнили мелодию.

Одним важным следствием этого открытия является необходимость уделять особое внимание звуковому окружению младенцев, рожденных раньше положенного срока. Если в неонатальном отделении много механического шума, дети могут запоминать эти звуки за счет звуков речи и впоследствии испытывать трудности при изучении языка.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Проигрывание музыки животу, вероятно, не даст результатов

Впрочем, ученые скептически относятся к искусственному моделированию звуков, которые может услышать плод. И считают коммерческим ходом популярность устройств, проигрывающих музыку непосредственно младенцам в утробе и крепящихся к животу или даже имеющих вагинальные громкоговорители.

Оказывается, однако, что младенцы разных животных в утробе матери способны воспринимать не только вкусы, запахи и звуки.

Неожиданное открытие сделали исследователи, наблюдавшие за морскими каракатицами – животными, которые, по мнению зоологов, имеют один из самых богатых поведенческих репертуаров в мире. Исследователь Людовик Дикель из Каннского университета в Нижней Нормандии во Франции обнаружил, что как только зрительная система каракатицы начинает функционировать, примерно за три недели до вылупления из яйца, животное начинает учиться с помощью зрения.

В одном эксперименте Дикель и его коллеги демонстрировали эмбрионам каракатицы изображение крабов, которые обычно не могли повлиять на чувство вкуса или запаха эмбрионов, поскольку не выделяли химических веществ. После вылупления каракатицы, которым показывали крабов, отдавали заметно большее предпочтение добыче семейства ракообразных, чем их сверстники, которые не получили визуальных подсказок до рождения.

Автор фото, David Fleethamnaturepl.com

Підпис до фото,

Яйца каракатицы-фараона (Sepia pharaonis)

Как выяснила команда Людовика Дикеля, каракатицы начинали учиться еще раньше, за четыре недели до вылупления. Они чувствовали такие прикосновения и химические подсказки, как, например, запах хищника – европейского морского окуня.

Способность как можно быстрее научиться рампознавать запах опасности присуща также саламандрам и лягушкам.

Знания об опасностях окружения, в котором животное появится на свет, – важный способ выживания для земноводных. Многие из них развиваются в среде, наполненной хищниками, и 90-99% молодняка может погибнуть, прежде чем они превратятся из головастика во взрослую особь.

Иногда водоемы становятся безопасными, что позволяет активно передвигаться и искать пищу, однако, в иные периоды количество хищников заметно увеличивается, и чтобы выжить, животные вынуждены быть очень осторожными. Они узнают об этом из многих химических веществ, которые их окружают в воде и содержат много информации об окружающей среде.

Алисия Матис из штата Миссури пытается использовать эти ранние уроки химии для сохранения редкого вида саламандры, находящегося под угрозой исчезновения, – скрытожаберника аллегамского.

Автор фото, Visuals Unlimitednaturepl.com

Підпис до фото,

Кольчатая саламандра (Ambystoma annulatum)

Чтобы увеличить популяцию этого вида, саламандру разводят в неволе. И ученый пытается “ознакомить” молодняк с опасностями реального мира, с которыми они могут столкнуться, когда их выпустят в дикую природу.

Такой вид разведения в неволе называют “дать старт”. Исследования показали, что то, о чем мы узнаем до рождения, может дать нам значительно большие преимущества, чем считалось ранее.