Второй этап развития воображения ребенка

Второй этап развития воображения ребенка thumbnail

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. igraМалыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.        

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально – мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Источник

Что такое воображение? Нетрудно догадаться, что прежде всего это – умение конструировать в уме новые сочетания предметов и явлений, накопленных опытом человека. Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой.

Творческое воображение обеспечивает ребенку возможность ребенку максимально проявлять уже имеющиеся у него свои интеллектуальные способности, а также приобретать новые навыки. Но несмотря на то, что именно в период дошкольного детства творческое воображение развивается и проявляет себя наиболее интенсивно, вопрос о развитии творческого воображения в этом возрасте является наиболее спорным и неизученным.

Творческое воображение — элемент полноценной личности

Также творческое воображение неразрывно связывают с такими понятиями, как «интеллект» и «креативность».

Что же в первую очередь отличает творческое мышление?

  1. Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
  2. Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
  3. Выражается не словами, а символами и образами
  4. Может оставаться непонятным окружающим людям

Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.

Что такое воображение — определение

Отличительные особенности воображения ребенка

Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством

К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными. Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов. Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.

Виды воображения — классификация

Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел

И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций. Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах. Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника.

С этой особенностью очень тесно связана и повышенная эмоциональность ребенка, благодаря которой вещи, существующие только в его голове, приобретают личную значимость.

Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.

Развитие воображения — это высвобождение способностей

Этапы развития воображения ребенка

Согласно данным исследований Б.М.Неменского, Г.Каринского следует выделять три главных этапа развития у ребенка творческого мышления.

Первый этап – обучение. В это время происходит освоение ребенком азов использования на практике навыков нестандартного мышления. Дети учатся использовать обычные материалы не по назначению, находить новые свойства привычных предметов, либо использовать нетрадиционные материалы для творчества и т.д.

На втором этапе происходит закрепление уже усвоенных навыков. Ребенок ставит перед собой творческие задачи и учится решать их доступными ему способами. В его распоряжении уже находится значительно больше приемов и средств выразительности, чем раньше. Тематика занятий может быть абсолютно любой. Конечно же, во главу угла необходимо ставить потребности ребенка и его интересы. Но также можно соотносить их с текущим временем года, погодными условиями, значимыми событиями в жизни каждого ребенка (походом в школу, днем рождения, любимым праздником и т.д.).

Задачи развития творческого воображения

Ребенок уже владеет достаточным количеством средств художественной выразительности, приемами и некоторыми техниками. Если взять в качестве примера живопись, получится, что ко второму этапу он уже способен равномерно заполнять лист изображением, видит разницу между передним и задним планом, составляет композицию из нескольких фигур, выделяет отдельные элементы при помощи нажима, плотности краски, цвета. На рисунке может быть передано движение. Ребенок уже умеет рисовать не только карандашом, но красками, мелками, углем и т.д.

На третьем этапе ребенок уже переходит непосредственно к самостоятельной творческой активности. Он способен самостоятельно выбирать определенную цель в качестве творческого замысла и стремиться к ее реализации. Он свободен и в выборе средств достижения результата.

Но, несмотря на то, что развитие творческих способностей можно и нужно стимулировать, стоит отметить, что большинство из них заложены в человека изначально.

Идея и материалы для развития воображения

И для того, чтобы они начали проявиться, нужно не создавать их с нуля, а помочь им пробудиться. К условиям, необходимым для этого, можно отнести:

  1. Обеспечение ребенку возможности иметь доступ к разным материалам для творчества.
  2. Расширение представлений ребенка о доступных ему материалах для творчества.
  3. Пробуждение в ребенке эмоций, испытываемых в отношении процесса творчества и его результата.
  4. Организация систематического наблюдения за творческим процессом.
  5. Методы развития творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста

Методы, при помощи которых будет осуществляться развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, весьма разнообразны. Они затрагивают большинство сфер жизни и могут легко и ненавязчиво применяться абсолютно в любых условиях. Родители, в свою очередь, смогут легко оценить полученные результаты.

Наблюдение за миром — один из методов развития воображения

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

  • Наблюдение за явлениями природы, их активное обсуждение и объяснение причин
  • Рассказы о животных и растениях, наблюдение за их жизнью
  • Обсуждение происходящих вокруг событий совместно с ребенком (дома, на улице, за городом)
  • Ответы на всевозможные детские «почему?», «зачем?», «отчего?»

Детские развивающие игры

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в настольных играх, рассчитанных на участие нескольких человек
  • Игрушки ребенка должны носить не только развлекательный, но и полезный для него характер
  • Игрушки должны обязательно соответствовать возрасту ребенка
  • К числу наиболее полезных для ребенка игрушек относятся конструкторы, а также пазлы для сборки

Изобразительное искусство

Учитывая то, что изобразительное искусство является одним из наиболее мощных инструментов развития творческих способностей ребенка, необходимо чтобы ему были доступны самые разнообразные средства художественной выразительности – карандаши и краски, фломастеры и цветные мелки.

Занятие по рисованию помогает развивать творческие способности

  • Материалы для рисования также должны отличаться разнообразием. Разрешите ребенку порисовать на разных поверхностях – гладких, шероховатых и т.д.
  • Ничего страшного, если в процессе рисования ребенок испачкает одежду или руки. Более того, рисование пальцами признается психологами не только средством творческого развития, но и отличной антистресс-терапией. Но, в то же время обязательно приучайте ребенка следить за чистотой и порядком на рабочем месте.
  • Совмещайте рисование с изучением формы, цвета; изучайте разнообразные техники живописи, позволяющие получить результат, который нужен ребенку.

Лепка

Лепка – одно из лучших средств развития и совершенствования навыков мелкой моторики, а также позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности и фантазию ребенка.

Лепка — способ развития воображения

  • Начинать лепку лучше всего с самых простых деталей – геометрических фигур (шариков, кубиков, колечек, колбасок и т.д.).
  • После того как ребенок освоит наиболее простые формы, предложите ему попробовать вылепить что-нибудь посложнее.
  • Ребенку будет легче и приятнее работать с пластилином, если он будет ярким и приятным на ощупь. Желательно также размять его перед началом занятия.

Чтение книг

Приобщать ребенка к чтению книг необходимо начиная с самого раннего возраста. Это не только позитивно скажется на его интеллектуальном и творческом развитии, но сформирует у него привычку к чтению, а также хороший литературный вкус в будущем.

Чтение книг и воображение тесно взаимосвязано

  • Чтение должно занимать не менее получаса в день – причем, как утром, так и перед сном, когда ребенку будет легче воспринимать информацию
  • Подбирая материалы для чтения, необходимо учитывать как возраст ребенка, так и его интересы
  • По мере взросления ребенка обогащайте его литературные представления сказками, детской поэзией, простыми рассказами и т.д.
  • После прочтения книги старайтесь организовывать обсуждение каждой книги с ребенком. Это позволит решить задачу не только творческого, но и морально-нравственного развития
  • Ближе к окончанию дошкольного детства запишите ребенка в библиотеку, регулярно посещайте ее вместе
  • Немалую пользу ребенку принесет проигрывание с детьми сценок из полюбившихся книг. Причем, будет хорошо если вы дадите ребенку возможность не только исполнять ту или иную роль, но участвовать в подготовке сценария, оформлении костюмов и т.д.
  • Развитие речевого творчества дошкольников также невозможно без хорошего словарного запаса, который также обеспечивается чтением.
  • Немаловажную роль в воспитании детей также будет играть устное народное творчество. Обязательно читайте детям сказки народов мира и объясняйте, чему именно они учат.
  • Если к моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенок уже овладеет навыками чтения, вы можете доверять ему самостоятельно чтение книг. Если же нет – не стоит торопить его. Излишне интенсивные занятия на развитие школьных навыков не только создадут излишнюю нагрузку, но могут негативно сказаться на мотивации ребенка к обучению в будущем.

Музыкальное развитие ребенка

Музыка, особенно классическая, благотворно влияет не только на интеллектуальное развитие, но и настроение ребенка. Она успокаивает ребенка, устраняя излишнюю тревожность и возбудимость. Поэтому с самого раннего возраста его нужно приобщать к классике (похожий эффект также имеют натуральные звуки живой природы).

Музыку можно объединить с изобразительным искусством

Учитывая то, что классическая музыка довольно непроста для восприятия, начинать можно с классических произведений в специальной аранжировке для самых маленьких.

Развитие мелкой моторики

  • Развитие мелкой моторики обязательно для ребенка старшего дошкольного возраста потому, что именно эти навыки дают ему возможность осуществлять большинство видов творческой деятельности.
  • Наиболее существенную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, лепка, раскрашивание.

Обязательные условия творческого развития ребенка

Регулярность и систематичность – вот основные условия, творческого развития ребенка, несоблюдение которых может свести на нет большую часть усилий.

Театр для развития воображения играет важную роль

  • Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста успешно происходит там, где родители заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.)
  • Для того чтобы укрепить самооценку ребенка и его уверенность в себе, важно хвалить его за любые, даже не самые значительные на первый взгляд достижения.
  • Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок. Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое. Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д., предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.). Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.

Источник