Всесторонние развитие ребенка по средствам музыкальной игры

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №22 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский.

   Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз:            «недоиграл». У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточного развития памяти и внимания. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

                             « Раз, два, три, четыре, пять,

                                Начинаем мы играть»

Сколько радости, положительных эмоций вызывают эти слова.  А положительные эмоции нужны каждому.  Врачи, физиологи, педагоги ставят знак  равенства между  весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

         Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него игры.

         По-разному играет человек от рождения до  старости. Но всё же само слово  «игра» неразрывно связано в нашем восприятии  именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Вся жизнь детей насыщена игрой.

Детская игра – средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно – значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.Игра является средством развития, средством познания и средством воспитания.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Коррекционную функцию – трансформация типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

Диагностическая функция- игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения, раскрываются скрытые таланты

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в весь педагогический процесс.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Коррекционные:  развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;развитие быстроты двигательной реакции;

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Воспитательные:воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию,самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю, поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только музыкальных занятий и утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

Спокойное музицирование

Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке.

Читайте также:  Диагностика психологического развития ребенка до года

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:

«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).

«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент.

Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия.Хоровод — древняя традиция славянского народа, зародившаяся много веков назад и изначально имеющая религиозное значение, связанная с языческим культом солнца. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

Сюжетно-ролевые игры

Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств».

В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, педагог должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.

               Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

             Игра может охватывать целиком всё занятие, а может небольшими искорками вспыхивать то в начале, то в  середине, то в конце занятия.

Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное- это желание играть и немного фантазии, и тогда всё ,что нас окружает, – мебель, посуда, камешки и листики превращаются в игру. Каждый предмет при этом можно не только рассматривать, трогать, но и слушать как он звучит( если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр, из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюль, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, и  т.д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать на что похож  этот звук или что он напоминает.

           Главное – чтобы ребёнок не  чувствовал, что его обучают, чтобы вся дидактика была скрыта, незаметна для самого ребёнка, а занятие(если это игровое занятие) или даже упражнение было бы для него интересной деятельностью, увлекательной сказкой, прогулкой,путешествием.

Источник

Воздействие музыкальных игр на всестороннее развитие ребёнка.

Игра-не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе тоже важно. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, музыкальными способностями, развитие навыков сотрудничества. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем. Музыка может корректировать познавательные, психические, коммуникативные нарушения.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических упражнениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи,- ритм, динамику, темп, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры, создаёт предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, направляет слуховое внимание детей на выполнение правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.

Читайте также:  Понятие нервно психическое развитие ребенка

Музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением можно выделить в три группы:

1 группа- игры на развитие внимания;

2 группа- игры на развитие памяти;

3 группа- игры на развитие мышления.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на :

– статические (стоя или сидя);

– игры с движениями;

– речедвигательные игры;

– игры-шутки;

– игры-песни;

– артикуляционные игры;

– игры-забавы;

– игры-загадки;

– ритмические игры.

На музыкальных занятиях для чувственного восприятия музыки детьми и для наглядности не обойтись без музыкально-дидактических игр. А игры-драматизации, театрализованные и народные игры развивают ещё  у детей художественный вкус, любовь к родной культуре.

              Игры на развитие внимания

                               «Небо, воздух, земля»

Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая, речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры: Дети двигаются под марш.

На слово «Земля» надо присесть, касаясь руками пола;

 на слово «Небо»- поднимают руки вверх, ;

 «Воздух» – руки в стороны. Движения выполняются без остановок.

                                  «За подснежниками»

Цель: Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематический слух.

Ход игры: Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.

              За подснежниками в лес мы сейчас пойдём.

              Как кукушечку услышим- подснежник мы сорвём.

Дети свободно гуляют под спокойную музыку по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» -наклоняются, чтобы сорвать подснежник. В дальнейшем речевой сигнал можно заменить звуковы-ударом в бубен, треугольник, барабан.

                                           «Козёл»

Цель: учить распределению внимания.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы: одна подгруппа выполняет притоп одной ногой ( «козёл стучит копытом»), другая-покачивает головой («козёл трясёт бородой»). Перед игрой всеми детьми повторяются слова:

         Козёл сердит, козёл молчит, он копытами стучит,

         Бородой своей трясёт, никак капусту не найдёт.

Игра повторяется со сменой заданий у играющих.

                Игры на развитие памяти.

                                    «Бабочки»

Цель: Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.

Оборудование: Бумажные цветы красного, синего, белого, жёлтого цвета.

Ход игры: Под музыку вальса бабочки летают. Во время первой паузы-бабочки садятся на красный цветок, во время второй-на жёлтый и т.д.

                                     «Повтори ритм»

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание:

               Глазки, глазки, вы смотрите,

               Всё запоминайте!

               Ножки, ножки, все за мною

               Дружно повторяйте!

Под музыку, например, «Гопака», педагог показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу.

На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных музыкальных инструментов.

                                 « Будь внимательным»

Первый вариант («Марш»)

Цель: Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словесную инструкцию. На звуковой сигнал дудочки, двигаясь под марш, они меняют направление движения:

На 1 -ый сигнал – двигаться вперёд;

на 2 -ой сигнал – спиной назад;

на 3-ий сигнал – ходьба на месте;

на 4-ый сигнал – вокруг себя.

Рекомендуется выполнять действия с одного сигнала, постепенно увеличивая их количество.

Второй вариант (любая  подвижная музыка)

«Зайчики» – прыгают;

«Лошадки» -ударяют копытцем;

«Раки» -пятятся назад;

«Птицы» – летают;

«Аист» – стоит на одной ноге.

                               «Взаимное цитирование»

Педагог: Мы сейчас сыграем в такую игру: я стучу по коленкам и по слогам называю своё имя- ГА-ЛИ -НА. Затем хлопаю в ладоши и называю по слогам любое имя из присутствующих: например, И-РИ-НА! Ирина должна назвать себя и постучать по коленкам, а потом прохлопать в ладоши и назвать уже другое имя, не глядя на этого человека.

                                            «Венок»

Читайте также:  Здоровья и физическое развитие ребенка в анкете

Цель: Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание р.н.м, например, «Ах ты, берёза» – с чётким ритмом взрослый называет детей по именам. Услышав своё имя, ребёнок кладёт правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребёнок, услышав своё имя, кладёт правую руку на плечо следующего и т.д.

При выполнении движений в левую сторону дети сами называют своё имя с ударением на первом слоге и кладут левую руку на правое плечо стоящего рядом.

Игра будет окончена, когда дети руками сплетут венок.

                     Игры на развитие мышления

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование: стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Даётся установка на восприятие шумовых звуков.

             Надо музыку послушать,

             Инструменты подобрать,

             Их звучание запомнить

             И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой. Потом им предлагается прослушать отрывки из музыкальных произведений (например, «Смелый наездник», «Тарантеллу» , «Галоп» и т.п.)

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукивание палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучание соответствует характеру музыкальных произведений.

                                     Поиграем веселей.

Цель: Развитие слухового внимания; умение слушать музыкальные фразы.

Оборудование: колокольчик, музыкальные инструменты или карточки с их изображением.

Ход игры: Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплести «корзиночкой».

1 часть.

1-я фраза- дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце делают 3 притопа, в это момент кланяются-кивок головой.

2-я фраза-дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (на свои места). В конце фразы тоже выполняют три притопа на месте.

3-я -8-я  фразы- те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш.

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга выходит ведущий, у которого в руках корзинка с музыкальными инструментами (или карточки и с их изображением). В этот же момент ведущий передаёт одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

2 часть.

И.П. Дети стоят в кругу. В центре-ведущий.

Ведущий показывает любой инструмент (или карточку с его изображением), а остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет инструмент (или карточку) с каждой новой фразой (соответственно  меняются и движения) 10 фраз-10 инструментов(или карточек с их изображениями).

В это время ребёнок с колокольчиком бежит за кругом и с концом фразы останавливается позади другого ребёнка, позвонив колокольчиком у него за спиной. Затем дети меняются местами.  Теперь другой ребёнок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребёнок забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

                                  Народные игры

                               Шатры

Описание.

 Участники игры делятся на 3-4 подгруппы и образуют кружки по уголкам зала. В центре каждого круга ставится стульчик, на котором лежит платок с узорами. Дети берутся за руки и идут простым шагом вокруг стульев, напевая:

      Мы весёлые ребята,

      Соберёмся мы в кружок,

      Поиграем и попляшем,

      И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). НиканорихаВыигрывает группа, которая первой построит «шатёр».

                                 «Никанориха»

Описание.

Дети идут по кругу и поют:

           Никанориха гусей пасла,

           Запустила в огород козла.

           Никанориха ругается,

           А козёл-то упирается.

Далее дети топающим шагом сужают и расширяют круг, потом разбегаются подскоками, останавливаются и говорят:

          Надо быстро пару брать (4 хлопка в ладоши),

          Чтобы козликом не стать (делают рожки и качают головой),

Затем быстро становятся парами. Оставшийся без пары ребёнок танцует.

Источник