Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста задачи
Зинаида Рябоконова
«Задачи воспитания детей дошкольного возраста»
Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию. Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал. Задачи обучения и воспитания детей в коллективе:
Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка дошкольников к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества. Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер,которыми являются:
Популяризация среди детей здорового образа жизни; обеспечение эмоционального комфорта малыша; выявления способностей и навыков ребенка; поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности; формирование игровой и коммуникативной активности; приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми. Среди многих задач воспитания детейпедагоги выделяют такие как:
Укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни; коррекция психических или физических недостатков (при необходимости); обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития; воспитание и обучение детей с учетом их возраста; развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству; повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания. Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка. Задачи воспитания детей дошкольного возраста :
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка. К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе. Задачи воспитания детей в семье Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума. По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня. К задачам воспитания в семье относят: создание условий для всестороннего развития ребенка; передача родительского общественного опыта; обучение навыкам самообслуживания; воспитание чувства собственного достоинства и уникальности. Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра. Игра как инструмент воспитания ребенка :
Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности. В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс. Задачи воспитания детей раннего возраста:
Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности. К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задачвыделяют следующие приоритеты: закаливание и укрепление иммунитета; формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы; двигательная активность малыша; физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма. В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это: формирование волевых и моральных качеств; вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы. К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возрастаотносят такие направления как: развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков; формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний. На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.
Источник
Ольга Железнова
Всестороннее развитие дошкольника в ДОУ
Автор Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо – физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей.
Гипотеза:
Я предполагаю, что применяя современные образовательные технологии в ДОУ, будут эффективны для развития и обучения воспитанников.
Цель:
выявить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в ДОУ для развития и обучения воспитанников.
Задачи:
1. Спроектировать и внедрить в практику работы систему познавательного развития с помощью различных подходов в продуктивной и творческой деятельности дошкольников.
2. Организовать совместную деятельность с детьми по реализации индивидуального образовательного маршрута в направлении продуктивно-творческой деятельности.
3. Определить педагогические задачи с учетом потребностей семей воспитанников.
4. Ввести диагностику индивидуальных особенностей воспитанников.
I.Основная часть
Свою деятельность строю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н, Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой, 2010.
Педагогическую деятельность ориентирую на всестороннее развитие личности ребёнка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей на основе субъект – субъектной модели взаимодействия воспитателя и ребенка. На должном уровне владею теорией и методикой воспитания, обучения и развития дошкольников. Развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых результатов использую следующие образовательные технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Личностно ориентированные технологии.
• Игровые технологии.
• Познавательно – речевое развитие.
• Взаимодействие ДОУ и семьи.
1.1. Здоровьесберегающие технологии.
Создаю условия для оптимизации нагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья. В связи с этим применяю здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышаю результативность воспитательно – образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
1.2. Личностно-ориентированные технологии.
Педагогическая деятельность направлена на личностно – ориентированные технологии. Для этого создаю в группе спокойный, доброжелательный микроклимат. Благодаря чему дети свободно выражают свои мысли, учатся, психологии и педагогики, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития воспитанников. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Вывод:
Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
1.3. Игровые технологии.
В плане социального развития детей работаю над формированием у дошкольников представлений о самом себе, о своем существовании в среде сверстников и взрослых, широко использую социо-игровую педагогику, коммуникативные игры, игровую технологию обучения.
Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В своей работе использую игровые технологии обучения:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;
– как элементы более обширной технологии;
– в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Вывод:
В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года усвоена даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность.
1.4. Познавательно – речевое развитие.
Познавательно – речевое развитие – это развитие связной речи детей.
Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой.
Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.
Деятельность педагога направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.
На протяжении пяти лет работаю над темой «Развитие познавательного интереса через приобщение детей к устному народному творчеству». Целью, которой является создание положительного психологического климата в детском коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым, а также любви и уважения к русскому народу, его обычаям, обрядам, к своей Родине. Составляю перспективные планы работы по данной теме. Используя в работе прием моделирования русских народных сказок, способствую развитию у детей логической и диалогической речи, воображения,творческих способностей: умение сочинять, пересказывать и рассказывать сказки, рассказы, инсценировать, драматизировать их. В результате систематического использования познавательно – речевого развития дети знают потешки, скороговорки, загадки, русские народные сказки, с интересом играют в народные игры, поют русские народные песни.
Вывод: Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
1.5. Взаимодействие ДОУ с семьей.
Общение с родителями строю на основе дифференцированного подхода,используя коллективные и индивидуальные формы работы: анкетирование, консультация, беседа, родительское собрание (различные формы проведения, информационный стенд; позволяющие обсуждать проблемы воспитания и развития дошкольников, находить пути их преодоления. Результат анкетирования родителей показал, что в работе нашей группы их привлекает хорошая организация режима дня, дети с удовольствием посещают детский сад. Родители принимают активное участие в праздниках, конкурсах, акциях («Осенние забавы», «Новогодняя игрушка», «Добрая игрушка» и др.).
Вывод: При использовании дифференцированного подхода при организации работы с родителями, обеспечивается индивидуальный подход к каждой семье.
Заключение
В процессе исследования была проанализирована система познавательного развития при помощи различных подходов продуктивной и творческой деятельности воспитанников.
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо – физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей и (актуальность)
В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того какие условия для этого развития создадут педагоги и родители.
Внедрение в практику работы системы познавательного развития показало, эффективное влияние дидактических, развивающих и подвижных игр на всестороннее развитие дошкольника, позволило установить степень доступности выбранных методов для детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря системности и повторности проведения продуктивной и творческой деятельности, дидактические задачи успешно решались воспитанниками.
Исследование показало, что всестороннее развитие дошкольниковбудет эффективным при соблюдении следующих условий:
-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении воспитанников может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие;
– создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды;
-включение в педагогический процесс системы дидактических,развивающих, подвижных игр;
-умение ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических, развивающих, подвижных игр.
(диагностика,работа с родит)
Таким образом, эти подходы продуктивной деятельности образуют систему познавательного развития.
На основании всего выше перечисленного я пришла к выводу, что применяя современные образовательные технологии и методики в ДОУ, являются эффективны, вследствие чего выдвинутая мною гипотеза доказана.
Источник
Дошкольное детство — уникальный возраст, в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитат. процесса в дош. образоват. учреждении должны четко представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе д/у.
Таким образом, на современном этапе развития нашего государства, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физич-х способностей.
К задачам воспитания относится физическое, умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание. Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Решение всех задач направлено на всестороннее и гармоническое развитие личности, но в каждом конкретном случае эти задачи могут решаться не в полной мере.
Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в д/у.
Ведущее место отводится решению задачи физ. воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма. Физ. воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физич-х качеств, развитие интерес к доступным видам деятельности. К концу пребывания в д/саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенич. навыки и основы знаний о бережном отношении к своему здоровью.
Решая задачу умственного воспитания детей дош. возраста, следует помнить, что ведущее место занимает развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, развитие звуковой культуры речи, умения правильно выражать в разговорной речи свои мысли. Умственное воспитание направлено и на развитие различных видов мышления. У детей дош. возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий. Успешное решение задач умст. воспитания детей дош. возраста зависит от умения воспитателя подбирать содержание занятий и организовывать их.
Большое внимание в д/у отводится нравственному воспитанию Развитие нравственных чувств, воспитание нравст-х привычек, формирование нравст-х суждений и оценок — все это является составными частями при решении задач нравст-го воспитания детей дош. возраста. Перед работниками д/у стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, сверстникам, навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению доступных поручений, организованности, самостоятельности, умения дружно играть и трудиться, стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено, справедливо оценивать свои поступки и действия своих сверстников.
Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей дош. возраста в связи с их импульсивностью и эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художест. литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.
Важная задача детского сада в процессе учебно-воспитательной деятельности подготовка воспитанников к школе. В течение всего пребывания детей в д/саду необходимо развивать у них качества, важные для будущей учебы в школе. Это интеллектуальные умения и навыки, нравственно-волевые качества, без которых невозможен систематический учебный труд. Особое значение эта задача приобретает в старшей и подготовит. группах детского сада, где все обучение и воспитание подчинено задачам формирования готовности ребенка к школе. В результате воспитания и обучения в д/у воспитанники должны прийти в школу крепкими физически, здоровыми, умеющими дружно, сообща работать, ответственно относиться к своим обязанностям, способными к самостоятельной умственной деятельности, имея хорошо развитую, правильную и выразительную речь. При подготовке детей к школе важно сформировать у них умение общаться со взрослыми и сверстниками. К 5 — 6 годам общение детей приобретает устойчивость, избирательность, а также самостоятельность. В процессе общения ребенок оценивает своих товарищей и учится самооценке, т.е. познанию самого себя. В настоящее время разработали много диагностических методик для выявления готовности ребенка к школе. Воспитатель должен знать их и использовать в работе.
Все задачи учебно-воспитательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в д/у направлено на реализацию цели воспитания — разностороннее развитие личности. Но при этом сохраняется ориентация на идеальную цель воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности.
Источник