Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – развитие различных сторон личности, её физических и духовных сил, всех её творческих способностей и дарований; развитие человека, способного к умственному и физическому труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей, с разносторонними материальными и духовными потребностями.
Общество начало признавать ценность человеческих чувств и важность отношений между людьми с разными возможностями здоровья. Государство создает детям с ОВЗ условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития для социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Мною были поставлены воспитательные цели:
- Формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.
- Создание условий, благоприятствующих развитию личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Для реализации поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
- Организовать коллективную творческую деятельность воспитанников, развивающую эмоциональную сферу и образное мышление;
- Формировать у воспитанников способность к самореализации к будущей профессиональной деятельности путем развития трудовых умений и навыков;
- Продолжить работу по воспитанию у учащихся твердой гражданской позиции и правового самосознания.
В поставленных мною задачах были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется моя воспитательная работа.
- Личностное развитие. Основы социализации и общения.
- Охрана здоровья. Физическое развитие.
3. Гражданско-патриотическое воспитание.
4. Трудовое воспитание.
5. Творческое развитие.
Я в своей работе создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на видах деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебно-воспитательных задач. Стараюсь использовать на своих занятиях элементы развивающего обучения. Это помогает в моих воспитанниках развить интеллектуально – творческую личность. Создаю условия для того, чтобы каждый воспитанник смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант.
Считаю, что результатом должна стать личность гражданина, ориентированная в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
«Гражданско-патриотическое воспитание направленно мною на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Мною проводимые беседы по гражданско-патриотическому воспитанию, проведенный воспитательский час «День Защитника Отечества», предполагают встречи с интересными людьми, ветеранами. Экскурсии по местам Боевой славы производят сильное впечатление на детей, они необходимы как наглядное иллюстрирование бесед и рассказов о Великой Отечественной войне.
Результат моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию повысил интерес учащихся к истории своего Отечества, осведомленность о политических событиях в стране, возрос интерес и уважение ребят уважающих культуру и традиции русского народа. Так проводимое общешкольное мероприятие «Масленица», еще раз напомнило воспитанникам о культуре и быте русского народа.
Основным назначением оздоровительной работы является достижение моими учащимися определённого уровня развития, воспитание нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, освоение системы знаний и приёмов самостоятельной повседневной деятельности санитарно-гигиенической направленности.
Физического воспитания это сохранение и укрепление здоровья воспитанников и осуществляется по направлениям:
– профилактика и оздоровление – это физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики; внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные мероприятия, работа спортивных секций, Дни здоровья.
Ценность здоровья – это основа творчества, духовного богатства личности, процветания самого общества.
Большое внимание я уделяю профилактической деятельности : по борьбе с наркоманией, алкогольной зависимостью и табакокурением, проблеме, так называемых «подростков группы риска», с которыми я проводила беседы такие как «Курение – коварная ловушка», «Не сломать судьбу свою» беседа о профилактики наркомании среди подростков, «Дети в пивной клетке». Моя цель была в этих беседах углубить представление о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать воспитанников к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию.
В своей воспитательной деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей, считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности.
В своей воспитательской деятельности часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих воспитанников формируется умение работать в коллективе.
Своей задачей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
В этом учебном году у меня 6-й класс я продолжаю работать над своей задачей, т. е чтобы создавать оптимальные условия для развития личности каждого воспитанника в различных видах деятельности, сообразно его интересам, возможностям, а также потребностям общества. Развивать таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность, честность, порядочность. Изучать и применять современных педагогических технологий для усовершенствования воспитательного процесса.
Источник
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и их образовательные возможности определяются самой структурой нарушения, которые могут затрагивать как физическую сферу, так и психику ребенка. Поскольку не всякий дефект приводит к отклонениям в развитии, к группе детей с ограниченными возможностями здоровья относят тех детей, чьи психофизические особенности определяют необходимость создания специальной образовательной среды для их обучения.
К каким специалистам можно обратиться?
Методы развития детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются от тех, которые можно использовать при работе с обычными детьми. Для того, чтобы получить профессиональную помощь, родителям необходимо обратиться к дефектологам – педагогам, которые специализируются на проблемах детей с отклонениями в развитии. Так, для детей, имеющих проблемы со зрением, будет актуально обучение у тифлопедагогов. Сурдопедагоги помогут ребенку, испытывающему сложности в развитии из-за нарушений слуха, а логопеды помогут улучшить речь ребенка.
Специалисты также могут помочь выбрать дополнительную терапию, например, когда ребенок активно взаимодействует с животными (пет-терапия). Или арт-терапию, куда входит лепка, рисование и другие занятия. Современная психология накопила большой опыт в помощи детям с ОВЗ.
Как помочь родителям?
Развитие ребенка с ОВЗ зависит не только от выбора специального образовательного учреждения, но и от того, как ведут себя его родители. Психология развития рекомендует придерживаться следующих принципов в работе с ребенком вне зависимости от типа и выраженности нарушений:
- Вам не нужно сравнивать развитие собственного ребенка с успехами других детей. Более правильным будет ориентироваться на то, каких успехов достиг ваш ребенок по сравнению с тем, что он умел раньше.
- Найдите сообщество родителей таких же детей с ОВЗ – опыт других семей, получение практической информации и их помощь в преодолении трудностей развития помогут вам справиться со многими проблемами.
- Проявляйте активность в поиске информации. Методы и принципы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня являются общедоступными, поэтому изучайте пособия и не стесняйтесь консультироваться со специалистами.
- Специальные образовательные учреждения, центры реабилитации и отдельные специалисты должны быть доступны вашему ребенку как можно раньше, ведь именно так он получит больше возможностей для развития и компенсации своих нарушений.
- Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Любой ребенок чувствует эмоции своих родителей. Если в них будет преобладать злость, обида, непонимание, это не лучшим образом скажется на его психологическом комфорте.
- Не забывайте об отдыхе. Хотя дети с особыми потребностями требуют больше внимания, чем обычные дети, отсутствие собственного личного времени может стать причиной эмоционального истощения родителей. Постарайтесь найти возможность проводить хотя бы несколько часов в неделю для себя и ни в коем случае не вините себя за желание отдохнуть – оно абсолютно естественно, а положительные эмоции родителей подарят комфорт и их ребенку.
Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья строится на определении типа нарушения на максимально раннем этапе. Если помощь такому ребенку будет оказана в раннем дошкольном возрасте, в ряде случаев к 7 годам эффективное дошкольное развитие ребенка подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Сегодня есть несколько моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы. Чаще всего это выделение в общеобразовательной школе отдельных коррекционных классов, для которых предусмотрена специальная программа. В других случаях дети с ОВЗ могут обучаться и в классах с обычными детьми, однако данная модель интеграции внедряется только в некоторых регионах страны и является экспериментальной.
Любой тип интеграции избавляет родителей от необходимости помещать ребенка на длительное время в специализированные интернаты, таким образом сохраняя общение в семье. Кроме того, обучение ребенка в обычной школе обеспечивает его контакт с другими детьми, у которых отсутствуют отклонения в развитии, создавая необходимые предпосылки для дальнейшей социальной адаптации.
Источник
Особенности развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети имеющие особенности физического или умственного развития.
Часть нарушений носит врожденный характер, он обусловлен генетическими или последствиями родовой травмы. другие изменения могут проявиться в период роста ребенка.
Дети с ОВЗ не всегда являются инвалидами. Ребенок может быть признан инвалидом если имеет стойкие нарушения здоровья. Ребенок-инвалид имеет право на получение социальных выплат.
Нарушения, которые возможны для детей с ОВЗ:
– Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
– Дети с нарушением зрения и слуха
– Дети имеющие тяжелые нарушения речи
– Задержка психического развития
– Дети имеющие легкие и тяжелые интеллектуальные нарушения.
– Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутистические растройства)
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
- Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
- Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение
Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.
Недуг
Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.
Дефекты с потерей жизненно важных способностей
На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.
Недееспособность
Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с ОВЗ | Описание заболеваний |
Дефекты слуха | 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки. |
Аномалии зрения | 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2 |
Нарушения речи | 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания. |
Дефекты опорно-двигательного аппарата | В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита. |
Нарушение интеллекта | 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков. |
Аномалия аутистического спектра | Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий. |
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
В дошкольном учреждении
В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.
Их отличительными особенностями являются:
- наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
- разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
- малая численность групп (10-15 человек).
В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.
Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.
В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:
- страх перед обществом;
- неумение общаться на равных;
- низкая самооценка, излишняя стеснительность₽
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.
Коррекционная школа
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.
Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.
Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
- дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
- отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.
Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.
Источник