Всестороннее развитие ребенка с нарушением речи
Наталья Сосновских
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.
Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.
Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед – специалист по ранней детской коммуникации.
Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.
Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:
• Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
• Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Внутриутробная гипоксия
Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,
Работа на вредном производстве
Нарушения сроков вынашивания плода
Алкоголь и наркотические вещества.
2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.
3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.
Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.
Малая масса тела новорожденного.
4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
Травмы и ушибы головного мозга.
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.
Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:
• выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
• агрессивность, драчливость, конфликтность;
• повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
• чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
• энурез (недержание мочи);
• онанизм;
• повышенную обидчивость, ранимость;
• склонность к болезненному фантазированию.
Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу – психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.
У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
10 слайд:
Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
На то, что “ребенок не говорит”, жалуются родители детей разного возраста.
Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!
Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов” а в 3 года не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства.
Как определить, что у малыша темповая задержка речи?
Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
Иди ко мне на ручки.
Принеси мне мишку.
Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).
11 слайд:
Можно выделить некоторые дефекты речи:
ЗРР (задержка речевого развития) — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.
12 слайд:
Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
13 слайд:
Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
14 слайд:
Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.
15 слайд:
Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.
16 слайд:
Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.
17 слайд:
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:
• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.
18 слайд:
Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.
19 слайд:
Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.
От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:
– совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
– совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
– общая работа с родителями.
Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.
Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Источник
Консультация для родителей
«Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»
Пожалуй, каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.
Первые годы жизни ребенка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте – это наиболее благоприятные годы его жизни.
Артикуляционная гимнастика – важный шаг на пути к правильной речи
Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.
Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.
Таблица усвоения детьми звуков речи
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.
Помните, что каждый ребенок – индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.
Возраст ребенка Звуки языка
От 1 до 2 лет А, О, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й
От 3 до 4 лет С, З, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Как научить ребенка говорить правильно?
Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребенком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.
Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребенка говорить правильно?
– Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребенка, а можно еще и будучи беременной.
– Играть со своей интонацией. На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своему языку.
– Пустышка – враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.
– Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребенку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.
– Использование жестов – незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами.
– Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.
– Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.
– Использовать высокий голос. Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом
– Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.
– Правильное произнесение слов взрослыми – залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат – малыш усваивает именно такую форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов – прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.
– Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.
– Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить «Аня держит котика», затем добавлять «Аня держит хорошего, пушистого котика».
– Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.
– Чтение – основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.
– Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.
– Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.
– Активные игры. Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.
– Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.
– Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.
– Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.
– Каждый ребенок – индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.
– Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!
– Развитие мелкой моторики и овладение языком – процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.
Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.
Источник