Всестороннее развитие ребенка младшего школьного возраста
Развитие детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.
Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.
Развитие логического мышления.
Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
Примеры упражнений:
- Знакомство с признаками понятий.
Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.
Расскажите о кошке и собаке как о животных.
- Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)
Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
САД (растение, собака, забор, лопата, земля).
- Формирование операции сравнения.
Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.
Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?
- Формирование умения давать определения понятиям.
Например, допишите следующие определения.
Берлога — это дом для________________
Груша — это дерево, на котором__________
Прилагательное — это часть речи, которая____________
Корень — это часть слова, которая_______________
Заполните пропуски в определениях.
Художник — это___________, который_______________.
Учитель — это_____________, который учит детей.
- Формирование аналитической деятельности.
Например, подберите к данным слова однокоренные слова.
ЛЕС-
СТЕКЛО-
Развитие памяти.
У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.
Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Рифмизация
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
- Метод Цицерона на пространственное воображение
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
- Методы запоминания цифр:
- закономерности
- знакомые числа
Развитие восприятия.
Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.
Примеры упражнений:
Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.
Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.
Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.
Развитие внимания.
У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.
Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, “почему было трудно?”, “что открыли, узнали на уроке?” и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Развитие способности к саморегуляции.
В начальных классах эти способности только начинают формироваться.
Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.
Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. – «обращение назад») – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.
Примеры упражнений:
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.
Источник
Статья
Тема: «Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста»
Всем известно, что в самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм, ведь это не просто интересное времяпровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Важная задача учителя и воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.
Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает
лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании несет социальный характер. Какие же задачи решить необходимо?
– подготовка детей к жизни;
– способствовать адаптации ребенка к условиям социальной
жизни в дальнейшем;
– организация учебно-познавательной деятельности;
– создание и укрепление детского коллектива.
Игры можно классифицировать
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет объем, материал, мир животных, мир людей и т.д. В основном, учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками.
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Младшие школьники часто играют в школу (они учат кукол, игрушек-зверей (лесная школа), также обучают друг друга). Обычно споров с распределением ролей практически не бывает. Бывают в группе несколько заводил, которым не перечат, а четко следуют их указаниям и это касается разных видов игр). Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности.
Дидактические игры требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Детям нравятся подвижные игры: «футбол», «прятки»; игры на внимание типа «замри». Особенно сейчас, когда они постоянно заняты: учебная деятельность, внеурочная, затем выполнение домашнего задания, то им просто иногда хочется покружиться, сделать колесо или просто поноситься.
Интеллектуальные игры – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», викторины; игры – конкурсы, настольные игры (шашки, домино, лото, пазлы).
Игры могут классифицироваться:
– по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты);
– по месту проведения (на воздухе, в помещении);
– по скорости и времени проведения
(сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);
– по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);
– по количеству участников (индивидуальные, командные);
– по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);
– по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные)
Необходимы несколько условий для эффективности игры:
Свободное и добровольное включение детей в игру.
Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
В игре дети должны руководствоваться приятыми в обществе нормами.
В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер ее участников.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
– не дублировать деятельность первой половины дня
(если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
– игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
– играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
– использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист)
Роль игры в воспитании личности
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно также, как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
«Без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины; выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.
Статью подготовила Селькина Н. Г., учитель начальных классов и воспитатель ГПД ГБОУ школы № 345
Источник
Всестороннее развитие личности младших школьников
посредством внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
– соответствие возрастным особенностям обучающихся;
– преемственность с технологиями учебной деятельности;
– опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
– опора на ценности воспитательной системы школы;
– включение учащихся в активную деятельность;
– доступность и наглядность;
– связь теории с практикой;
– сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
– целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное ).
Внеурочная деятельность в начальной школе должна способствовать формированию:
– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
– эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
– способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
– умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
– значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
– уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
– навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
– умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Организацию внеурочной деятельности в нашей школе можно представить в виде таблицы:
Направление | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Духовно-нравственное | В добрый мир Наш край родной | В добрый мир Наш край родной | Наш край родной |
Спортивно-оздоровительное | Радужные танцы Подвижные игры Спортивные игры | Ритмическая мозаика Игры нашего двора Радужные танцы | Ритмика Танцевальная мозаика Игры нашего двора |
Общеинтеллектуальное | Занимательная информатика | Занимательная информатика | Занимательная информатика |
Общекультурное | Театр Палитра В гостях у Риторика | Театр Народные промыслы и ремесла Риторика | Театр Учимся общаться |
Социальное | Азбука улиц и дорог | Азбука улиц и дорог |
Рассмотрим по направлениям, какие качества личности младших школьников развиваются через внеурочную деятельность.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как кружки «Ритмическая мозаика», «Игры нашего двора», «Радужные танцы». На занятиях через подвижные, народные и спортивные игры создаются условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Цель программы «Радужные танцы»: развивать координацию и точность движений, быстроту двигательной реакции, ориентировку в пространстве, чувство ритма, гибкость, закладывать в память правильные образцы движений. Воспитывать внимание и интерес, привлекать друзей и близких вести здоровый образ жизни. На занятиях танцами увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Программа «Ритмической мозаики» направлена на коррекцию физического и нравственного развития детей, отличающихся гиперактивностью, эмоциональной неуравновешенностью. Ритмические упражнения развивают у детей навык согласовывать свои движения с музыкой, укрепляют и развивают мышечный аппарат, совершенствуют такие психические функции, как память, мышление, внимание, восприятие.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как предметный факультатив «Информатика»
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени. Факультатив «Занимательная информатика» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Освоение информационных технологий предполагает личностное развитие школьников, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Общекультурное направление реализуется через работу кружков художественного творчества, прикладного искусства: «Палитра», «Театр», «Народные промыслы», «В гостях у Риторика», «Учимся общаться»
Программа «Театр» в начальной школе, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла. Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».
В основе занятий в студии «Палитра» лежит игра-путешествие на ковре-самолете, в машине времени с палитрой, поскольку для детей младшего возраста она по-прежнему занимает значительное место в постижении мира. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Эстетическому чувству детей присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) все окружение. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которое будят воображение и развивают стремление к творчеству. Становление художественного образа у младших школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
На занятиях студии «Народные промыслы и ремесла» показывается роль народного декоративно-прикладного искусства в духовном формировании личности ребенка, его интересов и эстетических потребностей; акцентируется на воспитание у детей патриотического чувства, любви к искусству народных мастеров, передается бережное отношение к памятникам старины.
Программы внеурочной деятельности «В гостях у Риторика», «Учимся общаться» дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Первое полугодие дети осваивают правила этикета, культуры речи и поведения. А во втором – знакомятся с текстами и учатся работать с ними. Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Риторика способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Духовно-нравственное направление представлено работой кружков «Мой край родной», «В добрый мир».
Цель работы педагогов по программе «Мой край родной» – способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Московской области и города Орехово-Зуева, воспитанию любви к родному краю. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь не придет другая – армия краеведов – энтузиастов, главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.
Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач программ данного направления внеурочной деятельности: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.
Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.
Цель курса «В добрый мир» – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение к культуре православия. В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены два аспекта: связь православной культуры с жизнью современного ребенка и опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.
Социальное направление представлено программой «Азбука улиц и дорог», основная цель которой охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Она сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни. Игровые технологии, применяемые на занятиях, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Источник