Всестороннее развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей 2 младшей группы: «Давайте поиграем»

Игра-главный вид деятельности в дошкольном возрасте, является средством всестороннего развития. Родителям необходимо проводить, как можно больше времени с ребёнком. Но многие родители не знают, что предложить, во что поиграть с детьми. Мною были подобраны игры по сенсорному развитию,вниманию, воображению, развитию речи. В эти игры родители могут играть дома, закреплять знания, полученные в детском саду. Игры и упражнения будут действенны только тогда, когда родители будут играть регулярно. Вот варианты этих игр.

Восприятие свойств предметов и явлений.

1. Группировка предметов по форме. Цели: научить различать геометрические фигуры. Находить предметы определённой формы в окружающей действительности, ощупывание, обводить пальцем по контуру.

-“Чудесный мешочек”. Определить на ощупь фигуры.

-“Какая эта фигура”. Назвать фигуру, обвести пальцем.

-“Мамочку я поздравляю”. Выкладывание бус, чередуя фигуры (круг, квадрат,

треугольник).

-“Найди форму по образцу”.

-“Найди фигуру, как эта и нарисуй”.

-“Что изменилась, какая фигура исчезла”.

-“Художники”.

2. Восприятие цвета. Цели: учить называть и различать цвета. Учить соотносить разнообразные предметы по цвету.

-“Сложи радугу”. Одна половинка радуги собрана, другую предложить собрать, называя цвета.

– “Подбери по цвету”. Подбирать предметы определённых цветов.

-“Собери букет”. Выделять в букете цветы основных цветов; назвать цвета.

-“Построй забор из палочек по образцу”

-“Собери гирлянду из фигур

-“Помоги Мишке подобрать фигуры”.

Учить подбирать фигуры по цветам.

3. Величина. Цели: научить различать по величине, длине, высоте, ширине; группировать по величине (от большего к меньшему и от меньшего к большему). Закреплять названия предметов разной величины: самый большой, самый маленький.

-“Собери пирамидку”. Собрать от большего к меньшему.

– “Закрой домики”. Учить подбирать нужную дверь по ширине.

-“Угостим кукол фруктами”. Классификация фруктов по величине (выделять большую и маленькую величину).

-“Три медведя”. Учить соотносить названия предметов по величине.

-“Составь гирлянду из блоков”. По размеру, толщине

-“Расставь по порядку фигуры”. Попросить расставить фигуры по величине. Дети должны назвать, как стояли правильно фигуры.

Игры на развития воображения, памяти, внимания, наблюдательности, речи.

-“Волшебные очки”. Детям необходимо представить очки разной формы и цвета. Им необходимо сказать, что бывает определённого цвета и формы.

-“Составь фигуры из палочек”. Детям предложить составить фигуры по образцу.

-“Один – много”. Учить определять количество

предметов и употреблять правильно в единственном и множественном числе. Ложка – ложек; мяч – мячей; машина -машинок.

– “Какой сок”? Учить образовывать слова. Закрепить знания о фруктах, овощах. Сок из яблок – яблочный; моркови -морковный; Затем предложить наоборот апельсиновый сок из чего (апельсина); Яблочный сок из яблок.

– “Угадай, чего не стало”? Развитие внимания. Определить, что исчезло.

-“Продолжи пропущенное слово”. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает. Кошка мяукает, а собака…; Лиса мягкая, а ёж…

Пальчиковые игры хорошо использовать для развития речи, мелкой моторики рук. Для этого хорошо использовать упражнения в стихах, игры, потешки.

Этот – пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот – пальчик папа.

Этот – пальчик мама.

Этот – пальчик я.

Вот и вся моя семья.

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»

Дидактические задачи: учить группировать предметы по цвету, учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по размеру, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Дидактические задачи: развивать подвижность; закреплять знания о цвете, форме, умение классифицировать по одному-двум признакам, учить соотносить предметы по цвету и форме.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Дидактические задачи: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Дидактическая игра «Что это?»

Дидактические задачи: учить различать основные цвета, формировать у детей представления о целостном образе предмета, развивать внимание, наблюдательность.

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Дидактические задачи: учить отличать особенности внешнего вида различных домашних животных и их детенышей, их пищу, обогащение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», умение употреблять в речи слова: «один», «много»; развивать зрительную память, внимание, усидчивость, мелкую моторику, связную речь, интерес к живой природе.

Дидактическая игра «Построй башню»

Дидактические задачи: учить сравнивать элементы строительного набора по расположению (внизу – наверху), закреплять представления основных цветов

(красный, синий, зеленый, желтый), упражнять в умении различать и называть

геометрические формы: квадрат, прямоугольник.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактические задачи: вырабатывать навык в определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Источник

Саад Александра
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.

Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.

На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.

Младший дошкольник

Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».

В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.

Изменения в психике

В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.

Социальное развитие

Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.

Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.

Общение

В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.

Ролевая игра

Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.

Память

В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое.Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.

Восприятие и ощущение

Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.

Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.

Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают,возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.

Речь

К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.

Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.

Эмоциональное развитие

В период младшего дошкольного развитияпроисходит активное совершенствование таких эмоций:

– Симпатия;

– Сочувствие;

– Огорчение, вызванное неудачей;

– Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.

Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.

Физическое развитие

Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.

Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.

Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться. Они с удовольствием ездят на велосипеде, играют с мячом, умеют стоять на одной ноге, подпрыгивать и ходить на носочках. Им нравится строить домики из кубиков, рисовать, собирать различные головоломки и паззлы.

Интеллектуальное развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями дома, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными.

Источник

Ольга Железнова
Всестороннее развитие дошкольника в ДОУ

Автор Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.

Актуальность выбранной темы:

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо – физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей.

Гипотеза:

Я предполагаю, что применяя современные образовательные технологии в ДОУ, будут эффективны для развития и обучения воспитанников.

Цель:

выявить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в ДОУ для развития и обучения воспитанников.

Задачи:

1. Спроектировать и внедрить в практику работы систему познавательного развития с помощью различных подходов в продуктивной и творческой деятельности дошкольников.

2. Организовать совместную деятельность с детьми по реализации индивидуального образовательного маршрута в направлении продуктивно-творческой деятельности.

3. Определить педагогические задачи с учетом потребностей семей воспитанников.

4. Ввести диагностику индивидуальных особенностей воспитанников.

I.Основная часть

Свою деятельность строю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н, Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой, 2010.

Педагогическую деятельность ориентирую на всестороннее развитие личности ребёнка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей на основе субъект – субъектной модели взаимодействия воспитателя и ребенка. На должном уровне владею теорией и методикой воспитания, обучения и развития дошкольников. Развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых результатов использую следующие образовательные технологии.

• Здоровьесберегающие технологии.

• Личностно ориентированные технологии.

• Игровые технологии.

• Познавательно – речевое развитие.

• Взаимодействие ДОУ и семьи.

1.1. Здоровьесберегающие технологии.

Создаю условия для оптимизации нагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья. В связи с этим применяю здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышаю результативность воспитательно – образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

1.2. Личностно-ориентированные технологии.

Педагогическая деятельность направлена на личностно – ориентированные технологии. Для этого создаю в группе спокойный, доброжелательный микроклимат. Благодаря чему дети свободно выражают свои мысли, учатся, психологии и педагогики, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития воспитанников. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Вывод:

Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

1.3. Игровые технологии.

В плане социального развития детей работаю над формированием у дошкольников представлений о самом себе, о своем существовании в среде сверстников и взрослых, широко использую социо-игровую педагогику, коммуникативные игры, игровую технологию обучения.

Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В своей работе использую игровые технологии обучения:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;

– как элементы более обширной технологии;

– в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Вывод:

В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года усвоена даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность.

1.4. Познавательно – речевое развитие.

Познавательно – речевое развитие – это развитие связной речи детей.

Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой.

Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Деятельность педагога направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.

На протяжении пяти лет работаю над темой «Развитие познавательного интереса через приобщение детей к устному народному творчеству». Целью, которой является создание положительного психологического климата в детском коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым, а также любви и уважения к русскому народу, его обычаям, обрядам, к своей Родине. Составляю перспективные планы работы по данной теме. Используя в работе прием моделирования русских народных сказок, способствую развитию у детей логической и диалогической речи, воображения,творческих способностей: умение сочинять, пересказывать и рассказывать сказки, рассказы, инсценировать, драматизировать их. В результате систематического использования познавательно – речевого развития дети знают потешки, скороговорки, загадки, русские народные сказки, с интересом играют в народные игры, поют русские народные песни.

Вывод: Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

1.5. Взаимодействие ДОУ с семьей.

Общение с родителями строю на основе дифференцированного подхода,используя коллективные и индивидуальные формы работы: анкетирование, консультация, беседа, родительское собрание (различные формы проведения, информационный стенд; позволяющие обсуждать проблемы воспитания и развития дошкольников, находить пути их преодоления. Результат анкетирования родителей показал, что в работе нашей группы их привлекает хорошая организация режима дня, дети с удовольствием посещают детский сад. Родители принимают активное участие в праздниках, конкурсах, акциях («Осенние забавы», «Новогодняя игрушка», «Добрая игрушка» и др.).

Вывод: При использовании дифференцированного подхода при организации работы с родителями, обеспечивается индивидуальный подход к каждой семье.

Заключение

В процессе исследования была проанализирована система познавательного развития при помощи различных подходов продуктивной и творческой деятельности воспитанников.

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо – физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей и (актуальность)

В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того какие условия для этого развития создадут педагоги и родители.

Внедрение в практику работы системы познавательного развития показало, эффективное влияние дидактических, развивающих и подвижных игр на всестороннее развитие дошкольника, позволило установить степень доступности выбранных методов для детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря системности и повторности проведения продуктивной и творческой деятельности, дидактические задачи успешно решались воспитанниками.

Исследование показало, что всестороннее развитие дошкольниковбудет эффективным при соблюдении следующих условий:

-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении воспитанников может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие;

– создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды;

-включение в педагогический процесс системы дидактических,развивающих, подвижных игр;

-умение ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических, развивающих, подвижных игр.

(диагностика,работа с родит)

Таким образом, эти подходы продуктивной деятельности образуют систему познавательного развития.

На основании всего выше перечисленного я пришла к выводу, что применяя современные образовательные технологии и методики в ДОУ, являются эффективны, вследствие чего выдвинутая мною гипотеза доказана.

Источник