Всестороннее развитие ребенка как цель обучения и воспитания

Всестороннее развитие ребенка как цель обучения и воспитания thumbnail

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

всестороннее развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

методы всестороннего развития детей

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Читайте также:  Современные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Источник

Ольга Железнова
Всестороннее развитие дошкольника в ДОУ

Автор Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.

Актуальность выбранной темы:

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо – физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей.

Гипотеза:

Я предполагаю, что применяя современные образовательные технологии в ДОУ, будут эффективны для развития и обучения воспитанников.

Цель:

выявить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в ДОУ для развития и обучения воспитанников.

Задачи:

1. Спроектировать и внедрить в практику работы систему познавательного развития с помощью различных подходов в продуктивной и творческой деятельности дошкольников.

2. Организовать совместную деятельность с детьми по реализации индивидуального образовательного маршрута в направлении продуктивно-творческой деятельности.

3. Определить педагогические задачи с учетом потребностей семей воспитанников.

4. Ввести диагностику индивидуальных особенностей воспитанников.

I.Основная часть

Свою деятельность строю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н, Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой, 2010.

Педагогическую деятельность ориентирую на всестороннее развитие личности ребёнка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей на основе субъект – субъектной модели взаимодействия воспитателя и ребенка. На должном уровне владею теорией и методикой воспитания, обучения и развития дошкольников. Развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых результатов использую следующие образовательные технологии.

• Здоровьесберегающие технологии.

• Личностно ориентированные технологии.

• Игровые технологии.

• Познавательно – речевое развитие.

• Взаимодействие ДОУ и семьи.

1.1. Здоровьесберегающие технологии.

Создаю условия для оптимизации нагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья. В связи с этим применяю здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышаю результативность воспитательно – образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

1.2. Личностно-ориентированные технологии.

Педагогическая деятельность направлена на личностно – ориентированные технологии. Для этого создаю в группе спокойный, доброжелательный микроклимат. Благодаря чему дети свободно выражают свои мысли, учатся, психологии и педагогики, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития воспитанников. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Вывод:

Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

1.3. Игровые технологии.

В плане социального развития детей работаю над формированием у дошкольников представлений о самом себе, о своем существовании в среде сверстников и взрослых, широко использую социо-игровую педагогику, коммуникативные игры, игровую технологию обучения.

Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В своей работе использую игровые технологии обучения:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;

– как элементы более обширной технологии;

– в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Вывод:

В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года усвоена даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность.

1.4. Познавательно – речевое развитие.

Познавательно – речевое развитие – это развитие связной речи детей.

Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой.

Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка первого года

Деятельность педагога направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.

На протяжении пяти лет работаю над темой «Развитие познавательного интереса через приобщение детей к устному народному творчеству». Целью, которой является создание положительного психологического климата в детском коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым, а также любви и уважения к русскому народу, его обычаям, обрядам, к своей Родине. Составляю перспективные планы работы по данной теме. Используя в работе прием моделирования русских народных сказок, способствую развитию у детей логической и диалогической речи, воображения,творческих способностей: умение сочинять, пересказывать и рассказывать сказки, рассказы, инсценировать, драматизировать их. В результате систематического использования познавательно – речевого развития дети знают потешки, скороговорки, загадки, русские народные сказки, с интересом играют в народные игры, поют русские народные песни.

Вывод: Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

1.5. Взаимодействие ДОУ с семьей.

Общение с родителями строю на основе дифференцированного подхода,используя коллективные и индивидуальные формы работы: анкетирование, консультация, беседа, родительское собрание (различные формы проведения, информационный стенд; позволяющие обсуждать проблемы воспитания и развития дошкольников, находить пути их преодоления. Результат анкетирования родителей показал, что в работе нашей группы их привлекает хорошая организация режима дня, дети с удовольствием посещают детский сад. Родители принимают активное участие в праздниках, конкурсах, акциях («Осенние забавы», «Новогодняя игрушка», «Добрая игрушка» и др.).

Вывод: При использовании дифференцированного подхода при организации работы с родителями, обеспечивается индивидуальный подход к каждой семье.

Заключение

В процессе исследования была проанализирована система познавательного развития при помощи различных подходов продуктивной и творческой деятельности воспитанников.

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо – физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей и (актуальность)

В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того какие условия для этого развития создадут педагоги и родители.

Внедрение в практику работы системы познавательного развития показало, эффективное влияние дидактических, развивающих и подвижных игр на всестороннее развитие дошкольника, позволило установить степень доступности выбранных методов для детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря системности и повторности проведения продуктивной и творческой деятельности, дидактические задачи успешно решались воспитанниками.

Исследование показало, что всестороннее развитие дошкольниковбудет эффективным при соблюдении следующих условий:

-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении воспитанников может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие;

– создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды;

-включение в педагогический процесс системы дидактических,развивающих, подвижных игр;

-умение ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических, развивающих, подвижных игр.

(диагностика,работа с родит)

Таким образом, эти подходы продуктивной деятельности образуют систему познавательного развития.

На основании всего выше перечисленного я пришла к выводу, что применяя современные образовательные технологии и методики в ДОУ, являются эффективны, вследствие чего выдвинутая мною гипотеза доказана.

Источник

Всестороннее развитие ребенка — это неотъемлемая часть семейной жизни. Каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш был самым умным, счастливым и успешным. Многие с головой погружаются в процесс обучения чуть ли не с пеленок, заваливая еще неокрепшего малютку новыми знаниями. Правильно ли это? Можно сказать так: бесконтрольное и бессистемное (а иногда и насильное) обучение не принесет никакой пользы, а иногда может и оттолкнуть от новых знаний ребенка. К процессу развития необходимо подходить творчески.

Что такое всестороннее развитие ребенка

Залог успеха в таком непростом деле, как развитие малыша, кроется в поддержке мамы с папой, радости новых открытий и реализации своих детских возможностей. Это три основных постулата, от которых следует отталкиваться любой семье. Никакая цель, выраженная в формулировках образца «вырастить гения» или «мой ребенок лучше, чем твой», не сделает счастливым ни родителей, ни самого ребенка.

Итак, стоит понять, что занятия для детей обязательно должны затрагивать пять сфер человеческой природы:

  • Физическое развитие: в здоровом теле — здоровый дух. Эта истина проста и понятна всем. Ни о каком развитии не идет речи, если дитя болеет. Только в хорошем состоянии и отличном настроении ребенок настроен на новые открытия. Следует повышать двигательную активность с пеленок. Сначала это небольшой комплекс упражнений, затем частые прогулки и занятия спортом (по возрасту). Спорт помогает не только укрепить мышцы, но и воспитать характер: сделать человека выносливее, настойчивее, нацеленным на результат, смелее. Такие качества несомненно пригодятся малышу в будущем.
  • Интеллект. Это краеугольный камень для большинства родителей (что является ошибкой). Вложить все родительские мечты в голову маленькому человечку невозможно. Стоит понимать, что ребенок — это индивидуальность со своими желаниями и приоритетами. Задача мамы и папы — предложить как можно больше (рисование, языки, музыка, логика, шахматы, опыты, книги и т. д.), а выбор уже стоит за ребенком. То есть не стоит заставлять малыша учить английский только потому, что соседка по площадке отдала своего сына на курсы. Самое важное в этом процессе — прислушаться к чему способен малыш.
  • Социальная сфера. Здесь подразумевается навыки общения в коллективе, понимание окружающих, разрешение конфликтов, нахождение общего языка. Это очень важно для абсолютно любого ребенка, так как в будущем ему придется много контактировать с внешним миром. В связи с этим задача родителей сводится не к отгораживанию своего чада от всего и вся, а обучение тому, как себя вести в той или иной ситуации.
  • Эмоции. Да, эту сферу человека также необходимо развивать и тренировать. Ребенок просто обязан научиться контролировать свои эмоции и определять чужие, чтобы как-то корректировать свое поведение. Сопереживание, сочувствие, поддержка — всему этому обязательно должны научить родители, ведь именно они задают атмосферу общения в семье.
  • Духовная сфера. Если простыми словами, то принцип «хорошо-плохо». То есть малыш должен понимать общепринятые нравственные нормы: помощь ближнему, уважение к окружающим и природе, забота о животных и т. д. Следует помнить, что ребенок всего этого не знает. Он — белый лист. А что на нем будет написано, уже зависит только от поведения старших, мамы и папы.
Читайте также:  Особенности музыкального развития ребенка 1 год

Занятия для детей: в каком возрасте начинать

Занятия для детей: в каком возрасте начинать

Сроки начала занятий с ребенком очень абстрактны, ведь, как уже было сказано, каждый малыш индивидуален. И следует учитывать, что даже без всякого давления и воздействия извне, развитие ребенка идет своим ходом. Согласитесь, что за первый год жизни это крохотное создание учится слышать, говорить, смотреть, ползать, ходить, а потом и бегать. Задача родителей способствовать этому естественному процессу и не мешать.

В младенческом возрасте достаточно добрых песен, веселых стишков и море улыбок от близких. Самый важный помощник мамы и папы на данном этапе — интуиция, а не современные методики, изучить которые еще успеется.

По мере взросления следует просто предлагать тот или иной вид деятельности. И смотреть, заинтересован ли малыш. Что касается книг, то они обязательно должны быть в доме: красочные и разнообразные. Желательно, чтобы ребенок видел старших с книгой в руке. Это привьет ему в будущем любовь в литературе.

Малыш развивается играючи

Если спросить, что больше всего любят дети, то их ответ будет очевиден: «Играть!». Этим нужно пользоваться. Скучные лекции по книгам и куча таблиц с буквами не заинтересуют ни одного ребенка, особенно, если у него существует проблема с концентрацией внимания.

Абсолютно любое обучение можно превратить в игру. Для помощи можно воспользоваться интернетом, который является кладезью полезной информации для родителей (мастер-классы, фотоотчеты, бесплатные материалы и т. д.).

Развитие ребенка в виде игры имеет множество преимуществ, но основных несколько:

  • Улучшение способности к восприятию представленной информации;
  • Вовлеченность старших в семье (мамы, папы, дедушки, бабушки, старших сестер и братьев);
  • Развитие воображения;
  • Взаимодействие с окружающим миром.

То есть, другими словами, игра позволяет не ставить жестких рамок и условий, что явно способствует развитию всех пяти сфер, о которых говорилось выше.

Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день

Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день

Книга, написанная очень обаятельной и всем известной актрисой Голди Хоун, разошлась по миру миллионными тиражами. Мало кто знает, что эта талантливая женщина уже второй десяток лет занимается вопросами воспитания дошкольников и занятиями для детей на профессиональном уровне.

Эта книга полезна для родителей. Она научит смотреть совершенно другими глазами на своего уникального во всех отношениях ребенка и не ждать от него чего-то сверхъестественного. Не стоит ожидать от книги того, что благодаря ей развитие ребенка станет простым. Нет, там немного другой подход. Ребенок должен научиться радоваться каждой секунде своей жизни без оглядки на окружающих.

Основные постулаты, предлагаемые Голди Хоун, следующие:

  • Чаще улыбайтесь. Чем больше, тем лучше. Необходимо позволить быть ребенку ребенком. Ведь в будущем его ожидает суровая жизнь. Причем совсем скоро, уже в школе. Вместе танцуйте, делайте смешные сценки, не бойтесь ошибаться и смеяться над своими ошибками. Такое легкое отношение к ним поможет ему потом не зацикливаться на неудачах, а перерастать их.
  • Минуты покоя. Спокойные родители — спокойные дети. Никогда не нужно общаться с ребенком в подавленном настроении. Он это чувствует, а потом моделирует похожее поведение.
  • Не торопите. Не надо торопить малыша, быстрее научить всему, что кажется необходимым для взрослых. Иногда нужно дать возможность детям полчаса понаблюдать за червяком на улице или пособирать камни. Занятия для детей — это не всегда привычные нам взрослым сидения за партой.

Источник