Всестороннее развитие ребенка через художественную литературу

Наталья Илюшкина
Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше,интересы их однообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, “пофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова,искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Читайте также:  Основы развития ребенка раннего возраста

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой

юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это

составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Источник

Нафига Галямова
Опыт работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Дошкольный возраст – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, период активного познания окружающего мира и человеческих отношений. Трудно представить дошкольное детство без книги. Именно художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка, влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественнойвыразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Таким образом,целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:

Читайте также:  Индивидуальные консультации родителей по вопросам физического развития ребенка

1. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.

2. На примере произведений х / л воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания, развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям произведений.

3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.

4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.

5. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Какую бы образовательную область мы не взяли, будь -то познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально –коммуникативная – все они так или иначе тесно связаны с художественной литературой.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Содержание ППРС по приобщению детей к х / л соответствует принципам ФГОС (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы.

В процессе организации образовательной деятельности стараюсь интегрировать ознакомление с х / л, по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно – пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту.Например:

1. Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна

От лени и болезней

Спасает нас она

2. На зарядку по порядку

Становись дружнее в ряд

На зарядку, на зарядку

Вот как весело у нас

В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, хороводы и т. д.)

Например:

Начинается считалка:

На березу села галка

3 вороны, воробей, 3 сороки, соловей

Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм.

Например, «Гуси – гуси», «Гори, гори ясно!»

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь, на небо

Птички летят,

колокольчики звенят

Неоценима роль х / л в познавательном развитии дошкольников: расширяет представления о мире

Например,

При проведении наблюдений за природными явлениями, объектами широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихи И. Сурикова «Зима», Н. Некрасова «Снежок»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

В процессе наблюдения за березой вспоминаем стихи С. Есенина «Белая береза»

Использую х / л при ознакомлении с животным миром.

Например: стихотворение Б. Заходера «Ежик»

-Что ты, еж,такой колючий

-Это я на всякий случай:

-Знаешь, кто мои соседи

-Волки, лисы и медведи.

Нравятся детям стихи на звукоподражания (А. Барто «Кто как кричит», потешки «Наши уточки с утра» и т. д.)

Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас» и т. д.

После прочтения сказки «Колосок», дети узнали о том, что, оказывается, нужно много потрудиться, прежде чем хлеб окажется на столе. Рассматривали колоски ржи, пшеницы, муку, знакомились с ее свойствами.

Для закрепления количественного и порядкового счета я использую р. н. сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», произведения Ю. Тувима «Хозяйка с базара пришла», С. Маршака «Дама сдавала багаж» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения «Под грибком», «Разные колеса» В. Сутеева.

Велика роль х / л в речевом развитии ребенка. Речь – одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольномвозрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются такие качества, как смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.

Широко использую в работе скороговорки, чистоговорки на закрепление произношения определенных звуков

1. Ехал Грека через реку

Видит Грека : в реке – рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека –цап!

2. У реки – камыши

Расплескались там ерши

Круг – постарше

Читайте также:  Центр развития ребенка омск московка

Круг – помладше

Круг – совсем малыши!

3.Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу. Прививки ставить им пора, для укрепления пера.

Чтение х / л играет немаловажную роль в художественно – эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дошкольники отражают в лепке, рисовании, аппликации.

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Велика роль х / л в социально – коммуникативном развитии детей. Значительное число произведений х / л содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей.

Зачастую, между дошкольниками возникают некоторые конфликтные ситуации, которые мы, воспитатели, должны устранить, причем решать эти вопросы быстро, мгновенно, и при этом корректно, не ущемляя права ребенка, и в то же время не в ущерб своему здоровью и окружающих. В таких случаях, для решения возникшей проблемы, я всегда использую произведения художественной литературы. Именно вовремя сказанное художественное слово, использование поучительных стихов помогает устранить возникшую ситуацию без напряжения, без лишних назиданий.

В каждой группе есть свои «драчуны», задиры, которые изо дня в день создают конфликтные ситуации. Для того, чтобы устранить возникшую проблему, я использую стихотворение В. Берестова «Петушки».

Петушки распетушились

Но подраться не решились

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться

А если перышек лишиться

Нечем будет петушиться.

. Из года в год каждый день на утреннем круге провожу ритуал. Дети стоят в кругу, взявшись за руки,и произносят следующие слова:

Мы всегда играем дружно

А недружных нам не нужно:

Ир – ир – ир – пусть всегда будет мир (поднимают руки вверх)

Ба – ба – ба – с нами всегда дружба. (обнимают друг друга за плечи).

Во время проведения с детьми игр различной направленности использую стихотворение В. Берестова «За игрой»

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

А дружба не кончается.

Ура, ура, ура!

3.»Якалки» есть повсюду и везде. Детский сад – не исключение. Чтобы как – то справиться с этой проблемой использую в работе стихотворение М. Яснова.

Наша утка – крякалка

А Сережа – якалка.

Всем все время говорит:

«Я сумею, я смогу, я быстрее побегу

Я- я –я!»

А ему все говорят: «Подожди немножко,

Якалка – Сережка!»

Ссора.

Поссорились чашка и блюдце

Сейчас они разобьются

И скоро, на кухне, на полке

Будут лежать осколки

И ты не ссорься напрасно

Это очень опасно! Р. Сеф

Использование поучительных стихов не только помогает формировать красивую ровную речь, но и закрепляет навыки, а самое главное – смешные детские стихи помогают учиться играючи.

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к книге (в уголке книги с детьми оформила правила пользования книгой). С детьми организовала занятие «Подари жизнь книге», на котором они узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы привить детям бережное отношение к книгам, оформили «Книжкину больницу».

При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к х /л использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Конкурс рисунков на темы: «Моя любимая сказка», «Я рисую скороговорку», впоследствии оформлены альбомы художественного творчества детей

Акция «Подари книгу саду», в ходе которой родители значительно пополнили библиотечный фонд

Выставка книжек – самоделок в приемной в приемной (отчет по списку рекомендуемой литературы,каждый родитель вместе с ребенком раз в месяц готовит выступление: либо это инсценировка на утреннем круге, либо чтение стиха по ролям, либо изготовление книжек и т. д.)

Фотовыставка «Мама, папа, я – читающая семья»

Конкурс рукописных книг

Новая форма – буккроссинг, цель которого— пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение традиций семейного чтения.

Т / о, совместная деятельностьс детьми по приобщению к х / л носит интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с х / л в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей

Источник