Всестороннее развитие личности ребенка в игровой деятельности
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического и физического развития «Алые паруса»
п. Воротынск Бабынинского района Калужской области.
Консультация для педагогов на тему: «Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Ермакова Татьяна Ивановна
МКДОУ «Детский сад «Алые паруса»
п. Воротынск
Бабынинского района
Октябрь 2016г.
Основной вид деятельности детей
дошкольного возраста — игра,
в процессе которой развиваются духовные
и физические силы ребенка:
его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость и т. д.
Кроме того, игра — это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Д.В. Менджерицкая
Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем.
Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
– Произвольное поведение, познавательные процессы.
– В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
-В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
-В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
*Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
*Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом.
*Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, серьезное требование ФГОС дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Занятие от слова занимать.
Ежедневно педагоги планируют и организуют совместные игры:
- подвижные;
- дидактические;
- настольно-печатные;
- театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;
- коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;
- профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний
- Важно помнить, что:
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
При организации совместной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
Предметно – развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
При построении предметно – пространственной среды педагоги должны руководствоваться принципами В.А Петровского
- Открытости;
- Гибкого зонирования;
- Стабильности -динамичности;
- Полифункциональности ;
- Гендерный подход.
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно несколькими группами, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Педагог также продумывает свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.
В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью.
Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.
. Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:
Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
Данные рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Источник
Развитие личности в игровой деятельности.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетноролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивнобиологическая. В отечественной психологии игра, социальна по содержанию, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе.
Игра это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется социальная человеческая суть ее задачи и нормы отношений между людьми.
Д.Б, Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры. Сюжет это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.Содержание игры то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры это моделирование социальных отношений и ситуаций.
Мотивы игры определяются:
1. Действовать так, как взрослый (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
2. Процесс психического развития ребенка.
Игра представляет собой иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций и возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которое пока не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденцией к немедленной реализации желания. Игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов Ц.Ь. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия; игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игровое употребление предметов замещение важнейшая характеристика сюжетноролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в нагляднодейственной форме. Игровое употребление предметов замещение важнейшая характеристика сюжетноролевой игры.
Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетноролевой игры:
I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.
II уровень. НА передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.
III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.
IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетноролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. “Игра источник развития и создает зону ближайшего развития”.
Д.Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
1. Развитие мотивационно потребностной сферы.
2. Преодоление познавательного “эгоцентризма” ребенка.
3. Развитие идеального плана.
4. Развитие произвольности действий.
Основные новообразования развития мотивационнопотребностной сферы определяются эмоциональнодейственной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.
Л. С. Выготский главное значение детской игры выдел в формировании опосредования, в отрыве значений от вещи, в формировании идеального блага сознания Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина рассматривает игру, как естественную стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки и умственных действий на основе развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками к умственным действием. Действия в уме, составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию нагляднообразного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что “главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формулирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая деятельность это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.
Игра это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности ведущего отношения ребенка к деятельности. Ведущей называется деятельность способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность создает условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в учебную деятельность.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир. А.М. Горький писал: “Игра путь детей к познанию мира в котором они живут, к которой призваны изменить”. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в *жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметамизаместителями (игрушками) в сюжетноролевой игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетноролевые игры. игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, КН. Подьяков; С.Н.Карпова, А.С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму в обучении и формальном усвоении знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитывая его личностные свойства и качества. 9, с. 93.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра как ведущий вид деятельности ребенка, реализация который требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правила в пользу выполнения принятой на роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения (Л.С Выгодский). Игра ведущий вид деятельности, ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются психические процессы и психика ребенка.
Развитие игр у детей дошкольного возраста.
Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные и социальные функции.
Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Игра используется в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности.
Игра позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, позволяет воспитывать высокие человеческие качества. Игра как формы организации жизни и деятельности детей лежат в следующем положении:
Игра носит самостоятельный характер в старшем дошкольном возрасте способствует обогащению сюжета и развитию ролевых отношений. Игра является средством всестороннего развития ребенка. Игра выполняет свои функции, способствует умственному развитию детей. Дети через игру знакомятся с окружающим миром, с предметами. Она влияет на физическое развитие, имеет свои особенности:
первое: носит общественноисторический характер;
второе: творческая деятельность, в игре дети создают свой мир не похожий на реальность.
третий свободная деятельность;
четвертое: отражательная деятельность.
Дети отражают взаимодействие людей, природы, жизни.
пятое: игра средство социализации ребенка. 28, 130
Развитие игры в историческом аспекте. Подобно учению игры возникла в ходе человеческой истории как форма подготовки детей к жизни в обществе и труду, играющие дети напоминают играющих детенышей животных. Играющий ребенок представляет себе, что кукла это младенец, а например котенок гоняясь за клубком шерсти видит в нем чегото похожего на мышь. Ему от рождения свойственны “охотничьи” движения. Когдато совсем маленькие дети участвовали в труде вместе со взрослыми, выполняя посильную для них работу. Знаменитый русский ученый и путешественник Н.Н. МиклухоМаклай, изучивший жизнь папуасов на Новой Гвинее в то время, когда там еще существовали примитивнее, первобытные орудия и виды труда, описывая, например, обработку почвы, в которой принимают участие мужчины, женщины и дети. Мужчины большими заостренными кольями поднимают глыбы земли. За ними на коленях движутся женщины и деревянными лопатками размельчают землю. А сзади следуют дети разного возраста и растирают землю руками. Участия маленьких детей в труде стало невозможным, когда усложнились орудия и способы труда. Взрослые стали делать уменьшенные орудия (луки и стрелы, копья и т.д.), и дети подражая взрослым, тренировались в их использовании. Так появились игры упражнения, сочетавшие в себе игру, учение, труд. Оригиналы не могли использоваться по назначению и поэтому игра начала отделяться от учения и труда. Наступил период, когда дети не могли прямо участвовать в жизни взрослых и основной деятельностью становится сюжетноролевая игра. Разыгрывая роли взрослых, изображая их поведение в разных ситуациях, дети начинают проникать в смысл жизни взрослых, устраивать представления о правилах поведения людей в обществе. Предпосылки развития игры
У ребенка в дошкольном возрасте предпосылки к игровой деятельности начинаются с младенчества. В период хватания в четыре с половиной пять месяцев он свободно достает, захватывает и удерживает висящую игрушку, во втором полугодии уточняется движение руки к предмету. Схватывание и удерживание предмета пальцами совершенствуется до конца года.
Затем идет манипулирование предмета лиц, от простых действий к более сложным, перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание, сжимание и т.д.. К концу первого начало второго полугодия проявляется устойчивая направленность на результат, Далее младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами, повторяет действия. 17, с.236
Затем идет предметноманипулятивная деятельность ребенка состоящая в усвоении и выполнении предметных действий.
Ребенок учится действовать с предметами, после усвоения предметных действии начинается установочная связь предмета с его назначением, для чего нужен предмет, потом овладевают техничкой его употребления. Ранний возраст возраст зарождения сюжетноролевой игры. Первоначальная игра возникает в предметной деятельности ребенка, которая превращается в изображение настоящих действий.
Но это еще не сюжетноролевая игра. Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетноролевую игру включает ряд последовательных этапов. Взрослые показывают простые действия с сюжетными игрушка ребенок эти действия повторяет. Ребенок начинает действовать с такими предметами которые не могут быть использованы для получения реального результата” “моет руки” руки кубиком, игровые заместители реальных вещей.
Предметы заместители используются вместе настоящих предметов, после дает им названия, действует с воображаемыми, несуществующими предметами. В средним дошкольном возрасте ребенка привлекают сложные малознакомые предметы, теперь игра имеет определенную тему. Дети трех, четырех лет играют в “семью”, “поликлинику”, “путешествия”, “космонавтов”, “зоопарк”, появляются темы из произведений сказок. В соответствии с темой строится сюжет игры это те события, которые изображаются в игре.
Разыгрывая, тот или иной сюжет ребенок берет на себя роль(обычно две и больше ролей).
Роль это главное; что привлекает ребенка в игре, она выполняется при помощи игровых действий, где используется игровой материал. Это игрушки, чаще всего заместители настоящих предметов. Дети вступают в ролевые отношения, где в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. У старших дошкольников сюжетноролевая игра приобретает коллективный характер, отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации далекого выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества освоение Северного полюса, Антарктиды, космические полеты, борьбу за мир. Заранее планируют игру договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, игровые действия в основном выполняются условно, более привлекательными становятся аксессуары (подзорная труба у капитана, бескозырка для матроса и т.д.). Наряду с сюжетноролевой игрой, развивается ее разновидность режиссерская игра. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре.
Главным мотивом сюжетноролевой игры служит стремление “быть таким, взрослые”, пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Ребенок развивает фантазию и свои творческие способности. В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр подвижная дидактическая (обучающая) и спокойная. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетноролевой игрой содержат ее элементы, иногда сюжет, привлекательный игровой материал содержит явные или скрытые роли. Младшие дошкольники неспособны всерьез играть в такие игры. В среднем дошкольном возрасте дети понемногу начинают выполнять правила более точно. И только старшие подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре, они становятся для них любимыми играми. 17, с. 236, 239
По мнению Артура Петровского в ролевой игре ребенок воспроизводит общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей, расширяя свой социальный опыт. У ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли, и соответствующих действий.
Из всего выше сказанного, можно сказать, что предпосылки к развитию начинаются у детей дошкольного возраста уже с младенчества в период хватания, в предметноманипулятивной деятельности. Игра совершенствуется, приобретает главный смысл в деятельности ребенка, становится ведущей, которая ведет за собой развитие личности ребенка и психики.
Источник