Всестороннее общее развитие ребенка определяемое государственным стандартом
Содержание образования – система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических возможностей детей, подготавливает их к активному участию в жизнедеятельности.
Определяющими основами для образования в России являются государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также совокупность преемственных образовательных программ.
Образовательный государственный стандарт – обязательный уровень усвоения программ, рекомендованных органами образования для образовательных учреждений.
Образовательные программы разделяются на два типа:
– общеобразовательные (основные и дополнительные);
– профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на формирование и развитие общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, реализуют задачи общего развития личности в современных общественных условиях, создают основы для осознанного выбора и освоения профессии. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы ориентированы на подготовку специалистов соответствующей квалификации, на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. Сюда причисляют программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом, а также положением о типах и видах образовательных учреждений.
В системе образования РФ большое значение придается дошкольному образованию, которое получают воспитанники в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанными заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
Цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребенка, определяемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.
Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставлена возможность стать самостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в педагогической деятельности.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе «Об образовании», для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения.
Следует отметить, что многие из них созданы серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами также создавались авторские программы. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольные образовательные учреждения России сегодня имеют широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранения единого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания была поставлена задача организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию.
Стандарт психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей должен включать государственные требования к:
– программам дошкольного образования;
– профессиональной компетентности педагога, основанной, в первую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;
– организации предметной среды.
Профессионализм педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, во многом определяется его коммуникативной компетентностью – умением общаться и играть с ребенком. Разумеется, важное значение имеет и то, насколько педагог владеет содержанием работы с детьми и частными методиками. В настоящее время на первый план выступает задача овладения педагогом навыками партнерского общения с детьми.
Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт, его реализация – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта для всех детей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована на стандарт дошкольного уровня образования.
В проекте госстандартов российского дошкольного образования определена следующая структура содержания дошкольного образования:
§ развитие в игровой деятельности;
§ охрана здоровья и физическое развитие;
§ речевое развитие;
§ развитие в изобразительной деятельности;
§ развитие в музыкальной деятельности;
§ развитие в театрализованной деятельности;
§ развитие в конструктивной деятельности;
§ развитие элементарных математических представлений;
§ основы естественнонаучных знаний;
§ развитие экологической культуры;
§ развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре.
Объективными основаниями для обязательного содержания программ дошкольного образования являются:
– ориентация на культурные традиции как общечеловеческие (речь и язык, математика, основы естественнонаучных знаний, эстетический цикл и др.), так и российские (социально-культурные, в том числе и национальные);
– педагогические традиции, основанные на оценке психологической наукой значения специфических детских видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной и т.д.) в развитии дошкольника.
Программа дошкольного образования направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. Такое определение содержится во всех последних нормативных документах, в первую очередь в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. Его главный смысл состоит в требованиях целостности, комплексности программы. Иными словами, если хотя бы одна из составляющих – оздоровительная, развивающая или коррекционная – выпадает, то такая программа не будет соответствовать образовательному стандарту. Эти требования вытекают из традиций российской дошкольной педагогики, достижения которой признаны во всем мире. Программа должна быть направлена на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Все программы должны предусматривать следующие формы организации детей в период пребывания в детском саду:
§ занятия как специально организованная форма обучения;
§ нерегламентированные виды деятельности детей;
§ организацию свободного времени в течение дня.
Любая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.
В настоящее время существуют разнообразные программы. Педагогу предоставляется широкий простор для его творческой деятельности. Практика дошкольных учреждений показывает, что, несмотря на свободу выбора новых программ, педагогу трудно разобраться в их многообразии, сложно за короткий срок переосмыслить содержание представленных программ и познакомиться с их методическим обеспечением, которое просто уникально – это и комплект учебно-наглядных пособий к программе «Радуга», и библиотека программы «Детство», пакет методических пособий к программе «Развитие», учебно-методическое пособие к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и множество других прекрасных разработок, пополняющихся с каждым днем. В 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред. Р. Б. Стеркиной), где дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.
В соответствии с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских программ) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Все программы можно разделить на комплексные и специализированные.
Комплексные (общеразвивающие) программы должны быть сосредоточены на формировании у ребенка универсальных способностей и развитии их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова), «Развитие» (коллектив Детского центра Л.А. Венгера), «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И. Герцена под ред. Т.Н. Бабаевой и др.), Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)
Специализированные (парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Это «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Приобщение к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова), «Красота – радость – творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина), «Театр – творчество – дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), «Природа и художник» (Т.А. Копцева), «Я – человек» (С.А. Козлова) и многие другие.
Выбор программ должен зависеть от вида дошкольных образовательных учреждений. Так, детский сад общеразвивающего типа реализует стандарт дошкольного уровня образования (любая комплексная программа или набор специализированных программ по всем направлениям). Детский сад с приоритетным направлением развития осуществляет работу с превышением стандарта дошкольного уровня образования по выбранному направлению (кроме комплексной программы, дополнительно используется одна из специализированных программ). Центр развития ребенка – дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность с превышением стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комплексной программы, дополнительно используются несколько специализированных программ).
Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На совете трудового коллектива или педагогическом совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В устав детского сада записывается выбранная программа.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо знакомить родителей с теми программами и технологиями, которые они используют в работе, вовлекать их в воспитательный процесс, приглашать на День открытых дверей. В ходе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и активно участвуют в выборе образовательных программ, принятие которых подкрепляется их согласием.
В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходимо следующее:
– теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам; педагогу необходимо познакомиться со всей программой полностью, чтобы в дальнейшем осуществлять учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста;
– изучение раздела «Развивающая предметная среда»; в зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в зависимости от выбранной программы и ее задач;
– подбор методического и дидактического материала соответствующего программе; нужно сделать подборку методических пособий и дидактических игр, предусмотренных программой.
– диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе;
– проведение теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы;
– консультации и открытые мероприятия для родителей;
– переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста или с того, который предусмотрен программой.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее Стандарт) представля6ет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:
– поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
– личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
– уважение личности ребёнка,
– реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования учитываются:
– индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,
– возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
– полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество ДОУ с семьёй;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
– учёт этнокультурной ситуации развития детей
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
– повышение социального статуса дошкольного образования;
– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
– обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
– сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
Стандарт направлен на решение следующих задач:
– охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
– формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей;
– обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи, повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Стандарт является основой для:
– разработки Программы;
– разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее-примерные программы);
– разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
– объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта;
– формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации;
– оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт включает в себя требования к:
– структуре Программы и её объёму;
– условиям реализации Программы;
– результатам освоения Программы
Требования к условиям реализации Программы:
– требования к психолого-педагогическим условиям;
– к кадровым условиям;
– материально-техническим условиям;
– финансовым условиям;
– к развивающей предметно-пространственной среде
Указанные требования направлены на создание ситуаций развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
– гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
– обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
– способствует профессиональному развитию педагогических работников;
– создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
– обеспечивает открытость дошкольного образования;
– создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
– уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
– формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
– использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
– поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;
– поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
– возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
– защита детей от всех форм психического и физического насилия;
– поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей:
– оценка индивидуального развития ребёнка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
– индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его развития);
– оптимизация работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития, т.е. выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
– непосредственное общение с каждым ребёнком;
– уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.);
3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
– развитие умения детей работать в группе сверстников.
4. Построение вариативного развивающего образования через:
– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
– поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
– оценку индивидуального развития детей.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Должна быть:
– содержательно- насыщенная,
– трансформируемая,
– функциональная;
– вариативная,
– доступная,
– безопасная
Требования к кадровым условиям реализации программы
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
– требования, определяемые в соответствии с СанПиН;
– требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
– требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
– оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;
– требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами.
Требования к финансовым условиям реализации Программы
Финансовые условия реализации Программы должны:
– обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
– обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность и индивидуальность траекторий развития детей;
– отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а так же механизм их формирований.
Требования к результатам освоения Программы
Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе уровня завершения дошкольного образования.
Источник