Все основные направления развития личности ребенка это
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
– сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
– Физические упражнения
– Воспитание культурно – гигиенических навыков
– Подвижные и спортивные игры
– Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
– разнообразные виды игр
– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
– наглядные,
– словесные,
– практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
– Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
– дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
– дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
Источник
Основные направления развития личности
В процессе общего развития человека красной нитью проходят два направления – биологическое и социальное развитие.
В момент рождения ребенка происходит рождение человека как биологического существа, но рождение личности происходит много позднее. Имеющиеся у ребенка биологические задатки получают свое развитие, активно идет функциональное созревание и формирование человека. Процесс созревания биологического тесно связан и проявляется в возрастных этапах его развития.
Параллельно с процессом созревания человека как биологического существа идет процесс формирования социальной структуры личности. Идет процесс овладения речью, прямохождение, формируются навыки обращения с предметами, усваиваются правила и нормы поведения в обществе.
Замечание 1
Таким образом, человек, являясь изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности приобретает и формирует у себя множество социальных свойств и качеств, характеризующих его как общественную единицу, которая рассматривается в психологической науке как биосоциальное существо.
Основные признаки личности
Понятие «личность» включает в себя именно социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, благодаря которым человек может считаться общественным существом. Именно понятие личности дает характеристику общественной сущности человека и раскрывает содержание выработанных у него социальных характеристик и признаков.
Можно выделить следующие из признаков личности:
- способность к сознательному управлению собственными поведением и деятельностью;
- осознание ответственности за свои поступки;
- автономная и независимая деятельность.
Как мы видим из вышеуказанных фактов процесс развития личности тесно связан с формированием возрастной и психической зрелости. Личность характеризуется в первую очередь своей индивидуальностью, способностью принимать, перерабатывать и переводить во внутренний план достижения человечества и прогресс. Тем самым обеспечивается гармоничное развитие личности.
Процессы биологического, психологического созревания и социального формирования личности человека находит свое проявление в возрастных этапах развития. Для выявления определенных возрастных особенностей человека обязателен учет анатомических показателей, особенностей протекания физиологических особенностей, процессы качественного изменения роста, развития психики, эмоционально – волевых и действенно – практических сфер развития личности, духовное развитие, моральная зрелость.
Учитывая все вышеперечисленные показатели, строится возрастная периодизация развития личности человека в целом.
Стадии развития личности ребенка
В процессе становления и развития ребенка можно выделить несколько стадий:
- первая стадия – биологическая, протекающая в период внутриутробного развития ребенка;
- вторая стадия – социальная, протекающая в течение 18 лет в условиях социального воздействия окружающего социума.
Для данной стадии характерны следующие закономерности:
- процесс развития личности является результатом влияния окружающей среды и социума, именно они являются решающими факторами в развитии индивида;
- процессы воспитания и обучения являются основой становления личности;
- именно усвоение опыта окружающего мира способствует процессу развития личности.
Уникальность человеческой личности состоит в том, что наряду с необходимостью социального взаимодействия и участия в жизни общества, не менее важным и необходимым условием является учет индивидуальных особенностей, которые присущи только конкретному, данному индивиду. Каждый человек является личностью, каждый имеет общие признаки с другими людьми и в тоже время каждый человек уникален и неповторим по своей природе.
В процессе развития личности необходимо не забывать об этом факте и помимо научения и усвоения индивидом социальных норм и правил развивать индивидуальные способности и неповторимые качества каждого человека.
Периодизация социальных стадий развития ребенка
Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.
- Для возраста от рождения до года важнейшим источником является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
- Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет основной является предметно-манипулятивная деятельность, в результате которой появляется самосознание, осознание себя как отдельной личности, появления своего «Я».
- Для детей дошкольного возраста огромную роль в развитии имеет игровая деятельность и формирование сюжетно ролевой линии в ее организации. Новообразованием для данного возраста является формирование внутренней позиции школьника, появление соподчинения мотивов деятельности и первичных этических инстанций.
- В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность, в результате которой идет активное развитие интеллекта, памяти, формируется и развивается «чувство взрослости».
- Для подросткового возраста характерным проявлением основной деятельности является межличностное общение, распространяющееся практически на все виды его деятельности: трудовую, учебную, спортивную.
Новообразованиями этого возрастного этапа являются:
- формирование чувства взрослости;
- способность к рефлексии своих поступков;
- возрастающий интерес к противоположному полу;
- частые смены настроения;
- потребность в самоопределении и поиску своего места в мире.
Процесс развития ребенка находится в прямой зависимости от условий в которых он находится, окружения, уровня материальной и духовной культуры, отношений в социуме. Таким образом можно сказать, что на развитие личности ребенка огромное влияние оказывает та социальная ситуация в которой он находится. Она является исходным моментом для тех изменений, которые протекают в личности ребенка на протяжении всего периода взросления. Именно с помощью социальной ситуации возможно определение форм и путей развития, видов деятельности необходимых для этого, приобретаемых свойств и качеств психики ребенка.
Источник
Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.
В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».
Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.
По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».
По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.
Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.
В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.
Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.
Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.
Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.
Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.
Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.
Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.
Источник